Музеи Словакии

Василий Рябов

«Вторая экспозиция музея им. А.С.Пушкина в Бродзанах »
(ныне Славянского музея)

Первая экспозиция музея им. А.С.Пушкина в Бродзанах была создана в 1979 г. Правительство ЧССР, Министерство культуры СР, Матица Словацкая (МС) изыскали значительные финансовые средства на реставрацию и модернизацию замка в Бродзанах.

Два энтузиаста — специалисты из Матицы Словацкой, ныне проф. И.Седлак и д-р Ю.Хован, при активном участии советского проф. Л.Кишкина собрали грандиозный по объёму и качеству материал, на основании которого и была создана первая экспозиция музея.

Инициаторы, инвесторы и авторы проекта с напряжением и любопытством ожидали реакцию общественности на созданную ими институцию. Займёт ли она своё достойное место в рамках культурной жизни Словакии, станет ли дальнейшей достопримечательностью государства?

Реальность превзошла все ожидания. Музей им. А.С.Пушкина в Бродзанах стал не только культурной достопримечательностью Чехословакии, но более того — он стал самостоятельно живущей институцией, перешагнувшей рамки не только государства, его создавшего, но и границы Европы. В течение первых десяти лет музей им. А.С.Пушкина в ЧССР посетили десятки тысяч русистов, пушкинистов, учёных разных областей и просто любознательных интеллигентных людей. В книге записей посетителей музея можно найти имена людей, приехавших из Америки, Европы и даже Австралии.

Музей Пушкина в Бродзанах, можно сказать, стал мировым культурным явлением.

Спустя десять лет после высокой оценки реального положения этого культурного феномена (единственный музей Пушкина за пределами России и бывшего СССР) было решено создать новую экспозицию, где должны были быть учтены все замечания, просьбы и пожелания посетителей разных уровней образования и различных профессий.

К созданию новой экспозиции музея подходили, внимательно подбирая специалистов по отдельным литературно-историческим этапам развития словацко-российских отношений. Так, например, по просьбам учителей-русистов, преподававших творчество Пушкина в средних школах, был задуман самостоятельный зал, посвящённый А.С.Пушкину.

Был учтён факт определённой «перегрузки» информации, «падающей» на посетителя музея (в экспозиции насчитывалось более 300 экспонатов, при этом многие из них часто повторялись в связи с разными аспектами их значения).

Для создания проекта новой экспозиции музея были приглашены сотрудники МС Э.Банчакова и А.Голла, сотрудники Университета Константина Философа проф. А.Червеняк и доц. В.Рябов, бывший сотрудник Словацкой академии наук д-р Д.Слободник, архитектор Р.Немечек и скульптор Р.Тризма, которые творчески решали композицию каждого помещения музея.

Было решено редуцировать экспонаты музея, свести их к минимуму, не допустить их повторяемости. Архитектор и скульптор предложили создать индивидуально-неповторимые архитектурные композиции каждого зала и каждого литературно-исторического этапа, представленного в экспозиции, чтобы помочь сценаристам создать определённый «эффект запоминаемости» развития словацко-русских литературных отношений. В результате каждое помещение приобрело определённую доминанту — архитектурный символ, характеризующий конкретный литературно-исторический этап, его сущность.

Дополнительно были приглашены лучшие скульпторы Словакии, которые обогатили примыкающий к замку парк десятью скульптурными портретами (пять словацких — Я.Голлы, Я.Коллар, С.Х.Ваянски, П.О.Гвездослав, Л.Новемески, и пять русских — А.Пушкин, Л.Толстой. Ф.Достоевский, М.Горький, А.Маяковский).

Вторая экспозиция музея им. А.С.Пушкина в Бродзанах была торжественно открыта 11 ноября 1989 г. К сожалению, торжества не были длительны: спустя шесть дней в ЧССР произошли исторические изменения, а чуть позже — распад государства и возникновение самостоятельной Словацкой Республики.

Несмотря на скрупулёзную работу сценаристов (сценарий переписывали пять раз и защищали в САН и МС), музей Пушкина в Бродзанах выдержал новый экзамен.

Первые два-три года стоял вопрос «быть или не быть?». Потянулись бесплодные дискуссии о переименовании музея, о ревизии концепции сценария, наконец, даже о создании словацко-славянского музея.

К счастью для музея в Бродзанах у нового государства возникли новые неотложные проблемы, более серьёзные, чем переименование маленького музея, и в результате на дальнейшие дискуссии подобного рода просто не нашлось денег. Некоторым изменениям была подвергнута только часть экспозиции (этап после 1918 г.).

Спустя некоторое время представители массмедиа и политики (часто чередующиеся) просто забыли о музее Пушкина, и вопреки всему и всем Славянский музей им. А.С.Пушкина (новое название) зажил своей ни с чем не сравнимой жизнью. Несмотря на отсутствие рекламы в СМИ, указания в путеводителях по Словакии и организации регулярной транспортной связи, его посещают до 300 человек в неделю.

При этом нынешняя экспозиция Славянского музея в Бродзанах стала зарабатывающей организацией (где ещё в Словакии существует ныне аналогичный музей с аналогичным финансовым эффектом? Мы не имеем в виду развлекательные учреждения, подобные Бойницам, например).

Музей им. А.С.Пушкина в Бродзанах сегодня не нуждается ни в какой защите с точки зрения целесообразности его существования. И нынешний директор музея д-р Элена Филипова проявила незаурядные организаторские способности и такт перед лицом МС, которой принадлежит музей.

В новой самостоятельной жизни музей зафиксировал необычайное событие, которое в иных условиях, несомненно, вызвало бы отзвук, а именно — перенос останков последнего владельца замка в Бродзанах — Джоржа фон Вельсбурга и его жены Ивоны, живших в Венгрии. Уложение урн состоялось в присутствии небольшого числа людей 19 апреля 1997 г. в фамильной гробнице на горе под часовней.

Директор музея продолжила и довела до конца работу, начатую сценаристами, — поиск перстня и золотой цепочки, подаренной А.С.Пушкиным Александрине — сестре его жены. Варвара Исаченко (ныне д-р Варвара Кюхнельт-Леддин — Dr. Warwara Kьhnelt-Leddihn), живущая в Вене, сообщила, что данные реликвии находятся у неё, и она собирается передать их музею в том случае, если у неё не будет внучки. Кто знает, может быть, мы близки и к разгадке нахождения разыскиваемого всем миром так называемого «Второго дневника Пушкина»?

Сотрудники музея ведут успешную работу, отслеживая истории жизней потомков владельцев замка в Бродзанах — Фризенгофов.

В заключение хотелось бы отметить, что музей А.С.Пушкина в Бродзанах, вопреки всем невзгодам, живёт полнокровной жизнью, подобно символическому дубу Яна Коллара, и если в чём-либо нуждается, то лишь в помощи учёных, педагогов, русистов и славистов при организации конференций, форумов, дискуссий и встреч.

Славянский музей им. А.С.Пушкина в Бродзанах
Фотография Левона Осепяна. Май 2007 года


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 26.11.09 17:21