Памяти поэта Алексея Парщикова

Владимир Климов

Подвижение на соПоэзию...

«Землетрясение в бухте Цэ» – возможно, последняя прижизненная книга Алексея Парщикова, на мой вкус – очень крупного поэта столкновенных тысячелетий, перетекающих друг-в-друга...

А может быть, – первая послежизненная... Издательство «Икар» 2008 г. Художник – друг и партнер Алексея – Евгений Дыбский...

«Землетрясение ...» – поэтому – можно воспринимать как своеобразную кульминацию его творчества. Манифест... Или – последнее послание...

Что за поэт проступает сквозь паузы меж интенсивно сложенных слов?..

Его длинные-длинные-длинные строчки (как бесконечные эхи в горнем космизме!) должны выдавать стих эпически неторопливый, походку неспешно философскую... Казалось бы...

Но у Алексея – эпика стремительна, Олимпийскость – темпераментна. И мощь движения строки – подземноглубинна, как прорывающийся вулкан...

А стиль весь пронзен шпагой метафор – как избыточным мясом Поэзии...

А.Парщиков не боится быть сложноуслышанным. Чурается вяловнятности, если она уступочна, а не строительна и не природна...

Если есть позиция: я иду к вам, чтоб вы меня поняли. И слышали – тогда не может не быть позиции: идите ко мне, чтоб попытаться понять... И услышать...

Не слышать – услышать...

Вторая позиция – неблагодарна. Зато благородна... Заставляет, подвигает читателя соучаствовать стиху, а не безучаствовать в нем... А это значит – становиться соПоэтом...

У А.Парщикова в поэзии нет читательских антрактов – для отдыха, для отдохновения, для обеда. Она сплошь зрелищна и аттракционна.

В большинстве стихов большинства поэтов – даже хороших (и поэтов, и стихов) – всё пространство лишь подготовка к паре последних строк – к своеобразному резюме, катарсису, морали...

У Алексея ж каждые – слово, метафора, строка – кульминационны. Каждые предельны и максимальны. Катарсис – ежесловесен...

Здесь всё – именно метаметафорично. Это блестящие термин и концепция Константина Кедрова, учителя А.Парщикова и ряда других легендарных поэтов новейшего Времени... Самый яркий концепт выдвинутых еще в 70-е годы идей...

Привет от века минувшего – нынешнему. XXI век начался среди прочего – и с этих эстет, обобщений.

Алексей переживал Слово – как плотскую, плотную, телесную реальность, а не как всего лишь платоническое, облачковое и эфемерное сотрясение воздуха... «Стихи надо писать так, чтобы, если бросить их в окно, – стекло бы разбилось...» – очень неточная цитата из Даниила Хармса...

Радикальнейший из современных сочинителей – он отодвинул края мыслимой поэзии в новую – немыслимую – еще сторону...

Леша Парщиков – поэт всеобъемлющий – объемлет пространство мира, пространство истории... Пишет смыслами вглубь, а Формой – в Завтра.

Я очень тесно общался с ним аж с конца 70-х. И вся парабола его взрывного успеха случилась на моих глазах...

Он был не только самым близким мне Персонажем из той, помянутой уже, плеяды – Парщиков, Еременко, Жданов и учитель их, Константин Кедров, – но и – наиболее близким Поэтом.

Очень активно общаясь с ним с конца 70-х до начала 90-х, я потерял с ним прямой контакт во все последующие годы, когда он испытывал на поэтическую прочность Европу...

Но телепатическая связь не кончалась никогда. И не только с моей стороны...

Это стало понятно после того, как совсем недавно, в ОГИ, что на Петровке, был вечер, посвященный Руслану Элинину. Ко мне подошла, радостно улыбаясь, Катя Дробязко, которую до этого видел всего-то раза два – в журнале «Новое время», где был и Автором, и Персонажем...

Так я узнал, что Катя – нынешняя жена Алексея. Что он передает мне свои приветы. И что никогда не обрывался его интерес к делаемому мной...

Через пару дней – в четверг, в «Чеховке», – я передал Кате для Алексея свою новую книгу («Авангранды») и стихи, ему посвященные, но никогда им не читанные... Катя собиралась улететь в Германию в субботу...

А в ночь с пятницы – Леша ушел...

Он казался мне самым успешным и удачливым, но оказался – самым трагическим, как это бывает иногда с поэтами...

Алексею Парщикову – недошедшее до него послание:

А.Парщикову

Тиран сошел в тираж
и Парщиков тиражахнул
лехоугольником стихов
по праведникам кругов
по перворядкам заднерядкам
по висельникам в ПСС
весельникам не-Поэз
по высильникам трибунесс

Новая книга одного из главных представителей метареализма Алексея Парщикова подготовлена совместно с художником Евгением Дыбским. Проект Art-con-Text призван объединить актуальное искусство и поэзию. Работы художника здесь не являются иллюстративным материалом. Они абсолютно равноправны с текстами поэта и взаимодействуют с ними на уровне диалога искусств.

Издание этой книги - одна из инициатив Поэтического клуба Stella Art Foundation

Над книгой работали:
Директор проекта - Александр Рытов
Куратор - Евгений Никитин
Консультанты - Евгений Бунимович, Александр Давыдов, Марк Шатуновский
Предисловие - Анастасия Докучаева
Дизайн - Анна Ширнина


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 15.02.10 18:22