Книги

Юрий Богданов

«Надежда умирает последней»

Так называется книга Александра Дубчека, впервые изданная на английском языке в 1993 г. в США, затем в том же году на словацком и впоследствии вышедшая на японском и десяти европейских языках. Вторично она была издана в Братиславе в 1998 г. В настоящее время подготовлен ее перевод на русский язык.

Такой повсеместный интерес к этой книге естественен и закономерен. Александр Дубчек в глазах всего мира олицетворяет собой наиболее последовательную и отчаянно смелую попытку преодоления тоталитарного наследия сталинизма, построения «социализма с человеческим лицом». Избранный в начале января 1968 г. на пост первого секретаря компартии Чехословакии вместо вынужденного уйти в отставку А.Новотного, Дубчек с командой единомышленников приступил к реализации курса, направленного на общую демократизацию общественно-политической и хозяйственной жизни страны. Основные принципы реформ были сформулированы в 60-страничном документе, принятом в начале апреля 1968 г. на пленуме ЦК КПЧ и получившем название «Программа действий КПЧ»: свобода слова и собраний, отмена предварительной цензуры, свобода выезда за границу, последовательное разделение обязанностей между партийным аппаратом и деятельностью правительства, децентрализация и рыночная независимость работы предприятий, легализация частного малого бизнеса, федерализация республики.

«Программа была еретической, – вспоминает Дубчек,– но мы сделали всё возможное, чтобы она таковой не выглядела… При этом мы постоянно должны были держать в уме одно ограничение: мы не могли даже намекнуть, что намерены вернуться к полному демократическому плюрализму со множеством политических партий. В глазах Советов зто было бы равносильно демонтажу социализма. Монополия на власть под эвфемистическим выражением «руководящая роль партии» была фундаментальной и непреложной доктриной коммунистической партии».

Все эти предосторожности были, однако, тщетны. Процессы, происходившие в Чехословакии, вызывали с самого начала серьезную обеспокоенность в Москве и у руководителей других стран европейского социалистического блока, опасавшихся, что чехословацкие инициативы найдут своих сторонников и у них. Весной и летом 1968 г. они осуществляли постоянный, всё усиливающийся нажим на Дубчека с целью притормозить, а еще лучше направить вспять крайне опасное, по их мнению, развитие, граничащее с откровенной «контрреволюцией». Когда же политические методы, как они считали, оказались исчерпаны, войска пяти стран Варшавского договора оккупировали Чехословакию.

«Мы верили, – пишет Дубчек, – что социализм, по крайней мере в нашей стране, не может существовать без демократии. И когда Советы хотели, чтобы мы опять установили их модель диктатуры одной партии, я не верил, что они затеют войну против нас из-за этого разногласия… Я не ожидал, что они совершат такой шаг, который неизбежно приведет к катастрофическим последствиям для них самих (что в конце концов и произошло, сейчас этого никто не отрицает)».

События Пражской весны были драматической кульминацией в биографии Дубчека. Им посвящены 4 из 30 глав повествования. Что же касается самой книги, то она возникла на основе магнитофонных записей бесед Дубчека с чешским журналистом Й. Гохманом в промежутке между апрелем 1990 г. и августом 1992 г. Это хронологически связный рассказ о жизненном пути Дубчека (он родился 27 ноября 1921 г.), о детстве и юности, проведенных им в Советском Союзе, куда родители мальчика, убежденные коммунисты, отправились в 1925 г. «помогать строить социализм», о возвращении в 1938 г. в разваливающуюся под ударами Гитлера Чехословакию. В 17 лет Дубчек вступил в запрещенную к тому времени в Словакии коммунистическую партию, в 1944 г. участвовал в Словацком национальном восстании, был тяжело ранен в ногу. После освобождения работал на фабрике, отнюдь не задумываясь о партийной карьере. Февраль 1948 г. он встретил восторженно: «Я верил в идеалы социализма. Моя вера была чистая и искренняя. За счастливую жизнь человечества я готов был отдать свой разум, сердце и всю свою душу». В 1949 г. молодого коммуниста позвали работать в райком партии. Так, с низовой работы, началось его восхождение по партийной лестнице.

В 1955 – 1958 гг. Дубчек учится в московской ВПШ, сильное, отрезвляющее впечатление производят на него материалы ХХ съезда КПСС. После возвращения из Москвы его партийная карьера получает дополнительное ускорение: с 1958 г. – член ЦК КПЧ, 1960–1962 – секретарь ЦК КПЧ, 1963–1968 – первый секретарь компартии Словакии, член Президиума ЦК КПЧ и ЦК КПС. На этом посту Дубчек начал последовательную борьбу за реабилитацию несправедливо осужденных в 1951 – 1954 гг. в фальсификаторских процессах о «словацком буржуазном национализме», за восстановление элементов национального самоуправления в Словакии, фактически ликвидированного в результате принятия новой конституции 1960г. Его деятельность отвечала давно назревшей общественной потребности в восстановлении чувства национального достоинства словацкого народа. Национальная гордость, утверждал Дубчек, не имеет ничего общего с «буржуазным национализмом»: «Я подчеркивал это, чтобы каждому было ясно, что я отвергаю антисловацкие взгляды правящих пражских «централистов». На почве защиты словацких интересов, включая критику несбалансированности экономической политики Праги по отношению к Словакии, у Дубчека начались резкие столкновения с Новотным, в конце концов обернувшиеся январским противостоянием 1968 г.

После московского диктата Дубчека шаг за шагом вытесняют из политической жизни страны, пока он, исключенный из партии, с трудом отыскав место механика в пригородном братиславском лесничестве, не оказывается в глухой изоляции, под неусыпным надзором органов безопасности. Его телефон прослушивается, за ним и его семьей ведется непрерывная слежка. Лишь ноябрь 1989 г. приносит долгожданную сатисфакцию. Дубчека избирают председателем Федерального национального собрания. Но новый этап его деятельности обрывает автомобильная авария 1 сентября 1992 г. Через девять недель, не приходя в сознание, Дубчек скончался.

«В сущности я верил в честность и порядочность», – как-то сказал о себе Дубчек. Это прекрасное человеческое качество не раз, к сожалению, подводило его в политике. Дубчеку, написал в послесловии к книге Иржи Гохман, «был совсем не свойственен цинизм... Он искренне верил в добро и всегда думал, что и у другого тоже добрые намерения. Он часто обманывался, но в основе не менял свою натуру. Со временем он стал более осторожен в своем политическом поведении, но до конца жизни оставался доверчивым человеком – неважно, к счастью или к несчастью».


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 11.11.09 20:13