Есть в этом мире такие субстанции (и судьбстанции), такие профессиональные состояния, что словами – не определишь, метром общим (да хоть километром!) – не измеришь. Ясно, что это – мощь, сила, и – необыкновенная. Что у силы этой – «особенная стать». Что пронизывает насквозь некую структуру, которой занимаешься...
Но в силки слов словить эту таинственную субстанцию, дающую делу градус, интонацию, ритм, вектор, «лица необщее выражение», да жизнь, наконец, – невозможно...
И тогда понимаешь – это та субстанция, то профессиональное состояние, которое не сложилось определенным, знаемым образом, как прочие профессии, а – вылеплено человеком как слепок (зрячок!), сколок – с себя...
Анна Короткова (а именно о ней пойдет речь) не пришла на готовую профессиональную ситуацию, а сотворила ее как собственное сочинение, разыгранное по своим нотам и мизансценам. Как совершенно не знакомый дотоле человеческий дивертисмент из профессий – режиссерской, продюсерской, актерской. А еще – психологической, педагогической... Всяческой...
Вот поэтому очень сложно определить такое барокковое, раблезианское, избыточно темпераментное явление, как – Анна Короткова. Она и есть – ее профессия.
Естественно, ее явление сложилось не случайно, не из пустоты явилось. Был и Ростовский институт культуры, режиссура массовых зрелищ. Но нельзя научить на – «Анну Короткову». Можно учить ее, но нельзя – на нее, на то, как она управляет своей профессией. Вот потому так безнадежно далеки доблестные советские массовики-затейники из институтов Культуры – и Анна Короткова с ее уникальным опытом.
Был и другой университет у Анны – легендарная книга Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь», потрясшая и меня. Оттуда манили все эти бесконечные художественно-поэтические кафе – «Ротонда», «Стойло Пегаса»... Среды художников и хозяева Салонов – парижские, московские, питерские. Самоорганизация поэтов, музыкантов, художников...
И был переезд в Москву, где Анна попала в самый модный тогда водоворот театральных событий – в Студенческий театр МГУ. Здесь Роман Виктюк так покорял столицу, что за право попасть на его Петрушевские шедевры дрались даже самые рафинированные и изысканные интеллигенты. Анна Короткова прошла здесь мощную актерскую школу, играя с Валентиной Талызиной и другими мастерами.
И был совершенно уникальный опыт работы в театре Алексея Левинского, начавшемся в Студенческом театре МГУ, а потом ушедшем в свободное плавание по многим московским клубам и сценам, включая Ермоловскую...
Здесь наша героиня была уже не только актрисой, прошедшей уникальную актерскую школу – мейерхольдовскую биомеханику. Но и –директором театра, впервые проявив склонность к организации Дела, а не только к участию в нем...
Но окончательно толкнул ее в продюсерский мир – виденный ею провал продюсерских усилий на спектакле Алексея Левинского по «Маленьким трагедиям» А.Пушкина – с блистательной музыкой Сергея Дрезнина. Это был российско-австрийский международный проект. И даже первый мюзикл на нашей сцене. Финансовое обеспечение – роскошное. В первый день – переполненный зал, пресса, правительственные и банковские чиновники. Четыре последующих показа – абсолютный отлив зрителей, полупустые залы, растерянность на сцене. Искусство здесь было ни при чем. (Спектакль был шедевральным). Разгадка банальна – продюсеры хотели лишь сделать себе поездку в Австрию (со спектаклем, разумеется) и достигли желаемого в первый же, тщательно подготовленный, день. Судьба же уникального зрелища, его показ не только нужным людям, но и зрителям – их вообще не волновали. И они все провалили. Ибо оказались лишь дельцами и циниками.
Вот эта жуткая обида, что шедевр оказался недоступен тем, кого он мог бы сделать счастливыми, и разочарование, что делом, крайне важным для художников, занимаются личности, далекие от искусства, – и толкнула ее в продюсеры. «И тогда я сказала себе – в следующий раз все сделаю сама», – вспоминает Анна.
Нахлебавшись и собственного актерского лиха, она вместе со своим другом, партнером и мужем – известным певцом и композитором Анатолием Доровских (о нем «Меценат и Мир» уже писал) – создает коммерческо-продюсерскую фирму «Лимонное дерево»...
Отпродюсировав множество выставок, вечеров, книг, концертов, Анна Короткова и ее партнер пришли к организации важнейшего своего эпического сочинения – фестиваля «Эра милосердия», выпустив на сцену театра на Таганке целую плеяду молодых, молодежных и даже студенческих и студийных театров.
Это случилось в 1994 и 1995 годах при невероятном стечении публики, в том числе – самой VIPовской. Пресса отмечала, что номерков в раздевалке не хватало – и драгоценные женские шубки (дело было зимой, в дни Высоцкого!) летели на пол, а на них восседал в ажиотажном нетерпении дорвавшийся до зала почтенный люд.
Меня же поразило тогда кое-что еще: после спектакля зритель попадал в фойе и не сразу шел домой (как – везде!), а мог обсуждать, общаться, полемизировать, знакомиться, ибо буфет – работал(!) и Вас никто не выгонял. Фойе превращалось в клуб. Работали выставка, книжный киоск и т.д. Именно эти послеспектакльные постоялки (сидений – не было), как и некоторые другие инновации «Лимонного дерева» (Анны и Анатолия) – стали предтечей Дела Жизни главного персонажа этой статьи – «Салона всех Муз Анны Коротковой»...
Несмотря на наличие двух соАвторов Анны но этому проекту (Анатолий и автор этих строк), «Салон всех Муз Анны Коротковой» – тотальное детище именно ее, ее абсолютное творческое хозяйство... Умение создать уникальную домашнюю атмосферу (даже из 200 – 300 разнонаправленных и капризных персон и персонажей), взрывающую даже самых далеких от творчества или замкнутых в себе сочинителей, – редчайший Анин Дар. Многократно люди, пришедшие лишь позрительствовать, людей посмотреть, – начинают себя показывать, читают свои сочинения, подвигнутые к тому атмосферой Действенности и Дружества...«Хозяйка Салона» – вот тот новый тип профессионального стилеизъявления, что соткан Анной буквально из себя, из потрясающей интуиции, болевого ощущения жизни, яркого и взрывного характера, лидерского волепроявления...
Её бурный и необузданный темперамент, искренняя, открытая и несу-щаяся далеко впереди улыбка, охватывающая все видимое и захватывающая невидимое пространство, – определяют градус праздничности и ритмы Салона... Она – маэстро контакта, переходящего в контракт.
А жажда опекать, заботиться, помогать – определяюща для ее продюсерского профессионализма....
Салонисты говорят: «Если б Анны Коротковой не было – ее надо было бы выдумать, чтобы выжить и состояться...» Она уже давно стала фольклорным персонажем, героиней стихов, эссе, рассказов...
В своем Салоне – Анна – всё: и актриса, и режиссер, и мать всем поэтам, душа – художникам, психолог, психотерапевт, учитель...
Салон наш – так же открыт миру и всем, жаждущим салонного глотка свободы (а их – море) – как открыта миру сама Анна, всегда мечтавшая играть Кормилицу из «Ромео и Джульетты», а не только эффектные главные роли мирового репертуара...
«Кормилица» художников и поэтов – вот Анина природа. Из нашего Салона никто не уйдет – Салона не хлебавши: все будут творчески сыты и художественно довольны. И непременно придут за многократными добавками...
Когда-то из французских философских источников я вычитал: «Поэт не тот, кто вдохновлен, а тот, кто вдохновляет...»
В этом смысле «Салон всех Муз...» – коллективный Художник, вдохновляющий на импровизацию и постоянное обновление. На развитие и соитие всех искусств. И Анна – нервная система его. Вдохновляет он – и на создание других Салонов. Их уже несколько отпочковалось от нас, да, пересаженные на другую, не Коротковскую, почву, – вяли и чахли на корню. Корень Дела ведь не в том, чтоб собрать людей в поиметом помещении, а в том, чтобы сотворить из них – крайне разных – братское содружество, почти – супружество, стилей и Муз... Что, кажется, только Анна и умеет...
Леди абсолютно новой, но востребованной еще и в XVIII веке, профессии («Хозяйка Салона»), ракурсы которой – до Коротковой – неопределимы были...
Уникальный опыт Анны по созданию наиболее действенной и свободной, демократической и зрелищной инфраструктуры Искусств – продолжается и сегодня!..
1975 год. Ростов-на-Дону. Начало творческого пути. Дворец культуры химиков
Анна - Королева Маргарита. Все костюмы к этому спектаклю выполнены Анной Коротковой из кусков материи на завязках.
Театр-студия «Товарищ» в Марьиной роще. Спектакль «Король Умирает» по пьесе Ионеско.
1994 год. Москва. Галерея «На Петровских линиях». На фестивале «Персонажи спонсируют автора».
Слева направо: Вардван Варжапетян, Анатолий Доровских, Анна Короткова, Владимир Климов.
Февраль 1979 года. Москва. Студийцы театра МГУ в гостях у архивариуса Театра Сатиры Райхеля.
Справа: Анна Короткова.
В «Салоне Всех Муз Анны Коротковой» у неё на квартире.
Слева направо (на первом плане): Александр Седов, Александр Карпенко, Анна Короткова.
С актрисой Театра Сатиры Ириной Луковской
Москва. Студия «Театр Алексея Левинского».
Стоят слева направо: Наталия Кузнецрва, Юлия Никитина, Виктор Плотнов, Владимир Федорищев, Тарас Барабаш, Анна Короткова.
Сидят слева направо: Алексей Левинский, Павел Подкладов, Татьяна Рештакова, Татьяна Ламинадзе.
Сидят на полу слева направо: И.Газиев, Имран Ибрагимов
Анна Короткова в «Салоне всех Муз». 2006. Фото Чеслава Чуканова
[На
первую страницу (Home page)] [В раздел "Юбилей"]
Дата обновления информации (Modify date): 04.11.07 13:52