Нерсес Ерицян

erican-f.jpg (2852 bytes) Биография
Живопись Нерсеса Ерицяна
Публикации в журнале "Меценат и Мир"
"Школа ваяния и живописи" Статья Теодора Вульфовича о Нерсесе Ерицяне в журнале "Меценат и Мир"

Контактный телефон - (095) 314-18-77

Нерсес Ерицян, - художник, чьи холсты обладают удивительной пространственной насыщенностью, объемом. Чего бы ни касалась кисть - человеческих лиц или неживой природы, это качество сопровождает его постоянно...

В жанровом отношении Н.Ерицян часто идет по колее городского пейзажа, запечатлевая старые московские улицы, переулки. «Я стараюсь писать не улицу, а портрет улицы, ее лицо... - говорит художник. Бывает, что эти улицы и переулки совершенно безлюдны, будто глаз художника увидел их в самый ранний, еще сумеречный час рассвета. Однако доминирует не впечатление одиночества, а спокойствия, и особой художественной соразмерности и гармонии - взаимосоотносимости и всесоответствия, цельности всего изображенного. Тем убедительнее, если среди домов и тротуаров возникнет в отдалении человеческая фигура, и улица сразу обретает движение...»

В цветовом отношении творчество Нерсеса Ерицяна довольно аскетично. И все же, несмотря на эту, явно несарьяновскую черту, ему присуш и свой, приглушенный калоризм, - при небогатстве цвета, художник цветом владеет. Именно благодаря такой индивидуальной «светописи» - с предпочтением глубоко синим, голубым, желто-золотым тонам - и возникает впечатление объемной, наполненной естественности ...

Причем ставшая обычной в искусстве конца ""века условность изображенного только в некоторых работах импрессионистична, в большинстве стремление к преимущественно реалистическому «отражению»...

Особое направление в творчестве армянского художника, это портреты. Интересно, что прототипы женских портретов - реальные, земные женщины, с которыми сталкивала судьба, с ними можно было обшаться, дружить... Иное в небольшой «галерее» мужских образов. Тут мы встречаемся с личностями мирового масштаба. Например - легендарный кинорежиссер и художник коллажист Сергей Параджанов.

Нет, я не помню Сергея Параджанова таким - в тревоге творческого предощущения, напряженного Внимания и, одновременно, задумчивости... Я видел его в Ереване, когда он уже был старше, тяжелее, жил он тогда одновременно со мною в гостинице «Ани» в центре Еревана - тогда говорили, что католикос Вазген остановил финансирование его фильма, в чем-то принципиальном с Параджановым не согласившись...

Нерсес Ерицян не встречал Параджанова в жизни, он был на его похоронах, видел его уже мертвым, тем не менее образ Параджанова у него получился не только узнаваемым, но совершенно живым...

Сходной тревожной нотой передано творческое естество личности нобелевского поэта Иосифа Бродского, творчеством которого художник увлекался, помнил наизусь строки из него...

И уж совсем особое место в жизни и творчестве живописца имеет Музыка. По его словам, огромным было на него воздействие Баха. Он создал два варианта коллажной работы, - две «Фантации на тему »опена», где изображение, сделанное на символичном белом фоне, состоит из двух расщепленных половин скрипки... Данью музыкальной теме видится и портрет Святослава Рихтера. В нем - та же правдивость облика и печать углубленного самопогружения, обрашает внимание и то, что будто над роялем прикрыты его глаза.

На всех портретах Ерицяна лицо - основное, лица всегда - крупным планом. В творческие планы художника входит создание немалого числа портретных изображений - ему хотелось бы создать циклы, где были бы - старые лица - человек со скрипкой, с виолончелью, с гитарой... "хотелось, чтобы была передана их преображенность опытом, жизнью, их чистота...

Родился Нерсес Ерицян в 1963 году, в Араратской долине, в Масисском районе. Название села, в котором он появился на свет, иронически можно принять как своеобразное пророчество о том, что в начале 1990-ых годов он переберется жить и рисовать в Москву: ведь название этого села - Арбат, оно, по преданию, арабского происхождения... И происхождение названия московского «Арбата» не вполне прояснено - версии разные... Тем не менее, именно в Москве он обрел себя как художник. С 1995 года стал создавать полотно за полотном, в каждом из которых был заметен определенный рост. Это не значит, что не было «остановок», кризисных периодов, когда надо было зарабатывать себе на жизнь... Главное - рост и совершенствование, истоки которых восходят к его дням в Армении, когда Нерсес в 1990-92 годах был вольнослушателем в Ереванском театрально-художественном институте. На очное отделение был столь огромный конкурс, что даже детям известных в республике художников непросто было пробиться...

В Москве была у Н.Ерицяна «квартирная» выставка в Скатерном переулке у преподавателя музыкальной академии им. Гнесиных М.С.Гамбарян. В июле 1998 года в ЦДХ экспонировалась персональная выставка художника, где впервые был показан основательный ряд работ, созданных в последние годы в Москве.

В марте 2000-го года состоялась выставка работ Нерсеса Ериияна в «Клубе Екатерининская площадь» в большом международном отеле «Космос», в зале, принадлежащем компании «Спейс», зарекомендовавшем себя как место, где показаны картины многих талантливых и выдающихся мастеров.

«Самое сокровенное в живописи - суметь передать суть, внутренний мир человека, внутренний, духовный смысл пейзажа, предмета, если речь идет о натюрморте Гармония - вот к чему нужно стремиться художнику...» - этими словами художника завершаем наш краткий очерк, посвященный тому, кто уже немало обрел, и кто еще движется в будущее, и чей творческий путь - обретение...

Станислав АЙДИНЯН,
директор культурных программ «Спейс»


[На первую страницу]  [В раздел "Авторы"]  [В раздел "Живопись"]
Дата обновления информации: 04.11.04 11:42