Яхим Топол

Родился 4-го июля 1962 года в Праге.

Он говорит о себе, что так и родился в андерграунде, куда в 70-е годы были загнаны вместе с рокерами также писатели, учёные и философы. Люди в андерграунде были связаны не художественным направлением, а свободным подходом к жизни, что было у господствующего коммунистического режима как бельмо в глазу.

Топола с молодости привлекают крайние положения и приключения, которых у него в период созревания оказалось достаточно (он был автором текстов недозволенной рокк-группы «Psi vojaci» и одним из издателей подпольного журнала «Revolver Revue»). «Они могли меня арестовать, не арестовали, но могли бы».

В 1988-м году в самиздате выходит его сборник стихотворений «Miluju te k zblazneni» (официально издан в 1991). После второго сборника стихов «V utery bude valka» (1993) и рассказа «Vylet k nadrazni hale», изданном в журнале, молодой автор дебютировал как прозаик романом «Sestra» (1994), который вызывает у читателей и критики спонтанный восторг и отвращение. Текст романного апокалипсиса (уже раньше упомянутого в названии сборника «V utery bude valka») показывает нам с близкого расстояния лицо чешского общества после падения коммунизма. Он набегает на читателя как разлившаяся река. Погоня за материализмом этого мира является разорением, и только великая любовь к мифологической Сестре-любовнице приносит искупление. И за этой Сестрой-любовницей идёт главный герой Поток, блуждающий в обществе, в котором распалась архитипная модель: мужчина, женщина, ребёнок, семья, род.

Одна из книг Топола «Andel» (1995) называется по имени одного из пражских перекрёстков в районе Смихова. Сомкнутость места и стиля (в отличие от «Sestry») становится сценой для драмы о ложном смысле существования человека, в котором роковая неизбежность, с самого начала угрожающая бедствием, кончается катастрофой, выходящей за рамки ожидания. Типично грубый жаргонный язык моделирует мифический кровавый рассказ действующего лица Ятека, лица, одарённого исключительной внутренней жизнью — бизнесменами, преступным миром, сектами, наркотиками и миром наркомании, из которого он хочет вырваться.

Произведения Топола отличаются кровавыми сценами, ожиданием прихода Мессии, любовью и мифическими отзвуками времён, когда люди жили в гармонии с природой. Его произведения являются вневременными метафорами о гибели людей цивилизации нашего времени.

В журнале "Меценат и Мир" опубликовал


[На первую страницу]
[В раздел "Авторы"]
Дата обновления информации: 29.09.08 13:06