Стриндберг Юхан Август
(22.1.1849, Стокгольм, — 14.5.1912, там же).

strindbr.jpg (7618 bytes)

Шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867—1872 (с перерывами) учился в Упсальском университете. В его творчестве с особой силой проявилась переломность эпохи. Ни один из шведских писателей этого периода не смог с подобной глубиной и остротой раскрыть и художественно выразить политическую и культурную атмосферу страны.

Духом героических саг и шекспировских хроник проникнута историческая драма о Реформации в Швеции (XVI в.) «Местер Улуф» (1872). Видя в истории своеобразный аналог современной действительности, Стриндберг стремился отразить основные черты своей эпохи: трагический разрыв между идеалом и возможностью его осуществления, вдохновением и действием. Вводя образы крестьян, слуг, моряков, горожан, Стриндберг тем самым создаёт тот «фальстафовский фон», который он так ценил в хрониках Шекспира.

Проблематика «Местера Улуфа» развивается в первом крупном социальном романе Стриндберга «Красная комната» (1879), произведшем, по словам одного из современников, «впечатление ночного набата». «В один миг, — писал Георг Брандес, — внимание читающего мира обратилось на человека, обладающего тем качеством, которое является обязательным для произведения чего-либо действительно нового, но которое было особенно необходимо в Швеции для того, чтобы вызвать движение среди шведских умов, погрузившихся в состояние застоя, именно: полным пренебрежением к принятым обычаям и к общепринятым предрассудкам».

Большое место в романе занимает сатирическое, гротескное изображение системы управления государством, риксдага — этой «мельницы комиссий» и «сита канцелярий», подкупа чиновников, лжи и беспринципности официозной прессы.

Жестокие преследования и травля со стороны правительства и реакционной прессы, обвинявшей писателя в подрыве государственных устоев и аморализме, вынудили его отправиться в изгнание. В течение пятнадцати лет Стриндберг скитался по разным европейским странам — Швейцарии, Германии, Дании. В Швеции он бывает лишь наездами и возвращается на родину только в 1898 году. Это были годы крупных художественных успехов, сложных и мучительных поисков.

В «Рассказах о браке», лаконичных, написанных в сухой очерковой манере, изображены 24 характерные, социально типичные семейные истории. Семьи эти, в основном, несчастны: отношения между супругами «печальны и тягостны». Муж и жена — «затаённые враги» с «развинченными нервами», закрепощённые ханжеской моралью. В проблемно-тематическом отношении «Рассказы о браке» выходят за узкие семейные рамки и дают широкую картину городской жизни Швеции 80-х годов XIX века.

В 1884—1885 годах Стриндберг выпускает сборник новелл «Утопии и действительность». В них отразились идеи Ж.Ж.Руссо, А.К.Сен-Симона, Ш.Фурье и особенно романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?».

В конце 80-х годов Стриндберг заинтересовался движением «свободных театров», порывавших со сценическим академизмом. Писатель последовательно выступает против рутины, потакания пошлым вкусам, против лживого оптимизма и приукрашивания действительности. В предисловии к драме «Фрёкен Жюли» (1888), ставшем манифестом новой драмы, в статье «О современной драме и современном театре» (1889) он критикует устаревшие драматургические стили: романтизм с его «утопическими мечтаниями» и «бегством от реальной действительности» и «дурно понятый» натурализм, «фотокамеру, запечатлевшую всё, до пылинки на стекле», «маленькое искусство, которое из-за деревьев не видит леса».

Эстетические принципы Стриндберга ломали традиционные сценические амплуа, со сцены вместо «любовников» и «благородных отцов» заговорили живые люди. В «пьесе, доведённой до одной сцены», он стремился раскрыть «природу и жизнь человека прежде всего как борьбу». Одноактная драма упрощала лишь внешнее действие, но не отказывалась от сложной передачи внутреннего мира героев в сжатом до предела, психологически тонком и философско значительном диалоге. Лучшие, как их принято считать, «натуралистические», пьесы Стриндберга «Отец» (1887), «Фрёкен Жюли», «Товарищи» (1888) и «Кредиторы» (1889) написаны в жанре социально-психологической драмы.

Не менее сложными путями развивалось искусство Стриндберга-романиста. В 1885 году он говорил о своей близости к Л.Н.Толстому, называл себя его «союзником». В автобиографической книге «Сын служанки» (1886—1887) он с потрясающей по своей глубокой искренности и бескомпромиссности создает человеческий этико-художественный документ.

В 1888 году Стриндберг обратился к учению Ф.Ницше (роман «Исповедь безумца», 1888), однако, героизируя ученых-индивидуалистов (романы «Чандала», 1889 и «На шхерах», 1890), в конечном счете развенчивал «сверхчеловеческое» как аморальное и преступное.

Мечта Стриндберга об экспериментальной сцене была реализована в 1907 году открытием в Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Важное место в творчестве Стриндберга занимают исторические драмы, в которых он утверждал идеи народоправия: «Густав Васа» (1899), «Эрик XIV» (1899), «Карл XII» (1901), «Кристина» (1903). Проза 1900-х годов пронизана страстным обличением социальных пороков, поисками общественных идеалов: романы «Одинокий» (1903), «Готические комнаты» (1904), «Чёрные знамена» (1905). Его публицистика («Открытые письма Интимному театру», 1909, 3-томная «Синяя книга», 1907—1908, «Речи к шведской нации», 1910, и др.) характеризуется вниманием к современным событиям, к вопросам освободительного и рабочего движения.

В начале XX века Стриндберг наряду с Г.Ибсеном был «властителем дум» европейской интеллигенции, в том числе русских писателей. Влияние творчества Стриндберга, прошедшего в своём развитии основные этапы европейского искусства рубежа XIX и XX веков и ставшего, таким образом, как бы символом современной литературы, сказалось в драматургии М.Метерлинка, Л.Пиранделло, эстетике и творчестве И.Бергмана, П.Лагерквиста, Ю.О’Нила, Ж.Ануя, Ж.П.Сартра. К сюжетам Стриндберга обращались Б.Брехт, Ф.Дюрренматт.

Книга «Судьбы и приключения шведов» создавалась писателем на протяжении многих лет, с 1882 по 1904 год. В этой серии новелл Стриндберг ставил своей задачей представить историю развития шведского общества и государства. Отдельные исторические эпизоды, казалось бы, не связанные друг с другом, тем не менее, согласно замыслу, должны были выстроиться в хронологическом порядке и стать звеньями единой цепи. Новеллы разбиваются на четыре цикла, по хронологическому принципу: средние века, XVI век, XVII век, XVIII век.

В новелле «Последний выстрел» (1890) Стриндберг обращается к событиям Тридцатилетней войны 1618—1648 годов — между двумя большими группировками держав: габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством, и Францией, Швецией, Голландией, Данией, а также Россией. Первоначально эта война носила характер религиозной между католиками и протестантами, однако в ходе событий всё больше переставала таковой быть, особенно с тех пор, как католическая Франция открыто возглавила антигабсбургскую коалицию.

В журнале «Меценат и Мир» опубликовал рассказ «Последний выстрел»


[На первую страницу]
[В раздел «Авторы»]
Дата обновления информации (Data modified): 28.12.11 17:28