Владимир Райсел

Метеор словацкой поэзии
(к 90-летию Владимира Райсела)

Поэт удивительной и трагичной судьбы.

Он прожил долгую жизнь, в которой было несколько этапов. Самый яркий и интересный – это творчество в русле надреализма, словацкого варианта сюрреализма. Течение надреализма уложилось, по сути, в одно десятилетие – 1935 – 1945 гг., хотя развитие продолжалось до 1949 гг., а собственно движение сложилось к 1938 г. Четыре надреалистических сборника Райсела обозначили время расцвета течения: «Я вижу все дни и ночи» (1939), «Темная венера» (вышел только в 1967 г., создан в 1938 – 1940 гг.), «Нереальный город» (поэма, 1943), «Зеркало и за зеркалом» (1945). Наряду с Рудольфом Фабри Райсел был зачинателем надреализма. Поэму «Нереальный город» относят к его вершинам.

Райсел рано сложился как поэт, публиковал стихи еще гимназистом, хорошо овладел французским языком, который продолжал изучать в Карловом университете (Прага), увлекся французской поэзией, особенно новейшей, переводил ее и писал собственные стихи. Ранние произведения удалось напечатать уже в 60-е годы, когда произошел некий «Ренессанс» сюрреализма. Тонкий эмоциональный лирик, мастер эротической поэзии, Райсел создавал россыпи сверкающих метафор, воплощая «судорожную красоту» сюрреалистических видений. Ему еще не было двадцати лет, когда он, уже достаточно зрелый поэт, выражал в письмах Микулашу Бакошу, критику-надреалисту, контрастные настроения: от восторженной веры в новую словацкую поэзию до глубокого пессимизма в видении литературной ситуации.

После 1945 г. Райсел некоторое время находился на дипломатической службе, затем работал редактором. Его стихи 50-х годов (как, впрочем, и стихи его собратьев-надреалистов) поддерживали официальную линию социалистического реализма и не отличались ни личностным своеобразием, ни художественными достижениями. Как будто поэт Райсел стал совсем другим человеком, утратившим многое из своего литературного дарования. Проще всего было бы объяснить это служением конъюнктуре того времени, желанием быть публикуемым и поощряемым сверху. Как это уживалось с былым бунтарством молодого поэта, одним из любимых слов которого было слово «нонконформизм»? Одной конъюнктурности для объяснения явно недостаточно. Почему впоследствии, пытаясь вернуться на новом витке к поэтике своей литературной юности (60-е гг.), Райсел не смог подняться до прежнего уровня? Почему «огрехи» 50-х сопровождали его творчество и далее? Приняв социалистическую действительность за осуществление своих юношеских идеалов, Райсел, на наш взгляд, иллюзорно полагался на положительные стороны жизни, противопоставленные минорным тональностям его надреалистической поэзии. Потом он уже не смог отойти от этого полностью. Он был обласкан как официальный поэт и в 1972 – 1987 гг. занимал видный пост редактора старейшего словацкого литературного журнала «Словенске погляды». Однако даже беглый взгляд на его внешность создавал удручающее впечатление, особенно если сравнить его с впечатлением от фотографий времен молодости. Ни следа не осталось от элегантного и привлекательного поэта с загадкой во взоре. Ныне в его облике читались черты опустошения и деградации. Плата за «конъюнктурность» или за веру в иллюзии?

Некая «метка судьбы» есть и в датах жизни Райсела. Он родился в Бродзанах 19 января 1919 г., умер 1 сентября 2007 г. 19.01.1919 – 01.09.2007 – удивительное сочетание единиц и девяток, контрастных цифр, как колебание от восторга до подавленности, от бунтарства до верного служения идеям, поддержанным верхами.

В 2009 г. исполняется 90 лет со дня рождения Владимира Райсела, искрящимся метеором пронесшегося по небосклону словацкой поэзии и оставшегося долго и незаметно догорать на земле. Несколько надреалистических произведений поэта мы предлагаем вниманию читателя.

Перевод исследователя его поэзии – Наталии Шведовой.

В журнале «Меценат и Мир» опубликовано.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Авторы»]
Дата обновления информации (Modify date): 01.12.09 20:46