Эдуард Степанович Кочергин,

Родился в 1937 году в Ленинграде. Отец – русский, мать – полька. Родители Эдуарда Степановича были репрессированы. Во время войны детдом, где находился малыш, был эвакуирован в Сибирь. До 1953 года Э.Кочергин скитался по России, з атем вернулся в Ленинград к матери, которую к тому времени выпустили из мест заключения.

В 1960 году окончил Ленинградский театральный институт имени Островского (постановочный факультет, курс Н.П.Акимова).

Работал помощником заведующего художественно-декорационными мастерскими в Малом театре оперы и балета, художником Живописно-скульптурного комбината, художником Отдела графических работ Художественного фонда РСФСР. С 1963 по 1966 год Э.С.Кочергин – главный художник Ленинградского театра драмы и комедии (ныне Театр на Литейном), с 1966 по 1972 год – главный художник Театра имени Веры Комиссаржевской. С 1972-го – главный художник Большого драматического театра имени М. Горького (с 1992 года имени Г.А.Товстоногова). Здеcь в его сценографии вышли спектакли Мольер М.Булгакова (реж. С.Юрский, 1973), Прошлым летом в Чулимске А.Вампилова (реж. Г.Товстоногов, 1974), История лошади Л.Толстого (реж. М.Розовский, 1975), Молодая хозяйка Нискавуори Х.Вуолийоки (реж. Ж.Виттика, 1976), Волки и овцы А.Островского (реж. Г.Товстоногов, 1980), На дне М.Горького (реж. Г.Товстоногов) и многие другие. Работал в самых разных ленинградских театрах. Этапной в его творчестве стала встреча с режиссером Л.Додиным. Ими в соавторстве были созданы спектакли Разбойник К.Чапека, Недоросль Д.Фонвизина, Живи и помни по В.Распутину, Кроткая по Ф.Достоевскому, В сторону солнца А.Володина и др. Он работал со многими известными режиссерами, и не только ленинградскими – с Г.Яновской, Б.Равенских, Е.Падве, К.Гинкасом. Его творчество отличается глубокими идеями и суровой силой. Чутко улавливая угрозу духовному миру и благополучию своих героев, художник всегда полон тревог за их судьбу. В московских театрах в его сценографии вышли спектакли : Гамлет У.Шекспира (Театр на Покровке, реж. С.Арцыбашев, 1997), Борис Годунов М.Мусоргского (Новая опера, реж. В.Белякович, 1998), Дон Кихот (Et cetera, режиссер А.Морфов, 1999), Кроткая по Достоевскому (Театр Сатиры, реж. В.Плучек, 1999). Художественное мышление Кочергина отличают широта ассоциаций, масштабность видения, аскетизм в выборе выразительных средств. Прежде всего он старается раскрыть эмоциональную доминанту спектакля при создании декораций и найти для этого метафизический образ.

С 1983 года Э.С. Кочергин руководит мастерской театрально-декорационного искусства факультета живописи института живописи, скульптуры и архитектуры Российской Академии художеств.

В 1987 году ему присвоено звание Народного художника РСФСР, главный художник Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова с 1971 года.

В 1988 году он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1991 г. – действительным членом Российской Академии художеств.

Сегодня Эдуард Степанович Кочергин еще и писатель.

Написал книгу «Ангелова кукла», за которую получил престижную в России литературную премию «Национальный бестселлер 2010». Это потрясающие рассказы автора – «врага народа» и «польского шпиона» – о своем детстве...

Недавно эта книга вышла на польском языке в издательстве CEL в переводе известной переводчицы русской литературы Валентины Миколайчик-Трзчиньской. Издательство CEL появилось на книжном пространстве совсем недавно. Это первый проект (и очень успешный), осуществленный издательством, которое ставит своей целью издавать в Польше современную русскую литературу.

В журнале «Меценат и Мир» опубликовано


[На первую страницу]
[В раздел «Авторы»]
Дата обновления информации: 06.03.12 15:36