Грация Багдасарян

bagdasaryan.jpg (8362 bytes)

Мы познакомились случайно в Москве за чашкой крепкого чая, который любим обе, и как-то сразу почувствовали родство душ. Ни в тот вечер, никогда потом нам не хватало времени, чтобы наговориться. Да и тем было предостаточно: армянская поэзия, литература, театр, новые театральные постановки, картины Минаса и книги Паруйра Севака, Гранта Матевосяна, Сильвы Капутикян...

Она была в курсе всего, что касалось армянской культуры. Она — добрый, очень тонко чувствующий, теплый, необычайно обаятельный человек, друг; крепкий, принципиальный журналист, более 40 лет своей жизни отдавшая журналу «Советакан арвест» («Советское искусство»), работа в котором была для нее смыслом жизни, источником энергии и вдохновения. Когда журнал закрыли, для Грации наступили самые трудные дни. Пережить этого она не смогла.

Как же недостает ее статей, ее заливистого смеха, мягкой, нежной улыбки и блеска глаз. Как они сверкали, когда она говорила о людях, с которыми общалась, работала, помогала, о героях своих очерков! А очерков было много: ни один номер журнала не выходил без ее статьи. Она много ездила, встречалась в разных странах с представителями культуры — армянами и арменоведами — и писала о них, знакомя читателей с их жизнью, творчеством, не требуя ничего взамен, творила добро, несла людям пользу и радость.

Около 12 лет Она была рядом с Паруйром Севаком, была его секретарем, помощницей, верной, надежной, исполнительной.

О годах работы и дружбы с поэтом – ее воспоминания.

С самого детства (собственного и исторического) армяне, воспитанные на почтении к книге, время от времени возводят в культ особенно полюбившееся произведение, и это значит, что книге обеcпечено бессмертие, что ее будут читать и почитать из поколения в поколение.

Так случилось и с «Неумолкаемой колокольней» Паруйра Севака. Впервые изданная в 1959 году она и сегодня, спустя почти полвека, не меркнет, привлекая все новых и новых читателей. А тогда, в конце 50-х, ее появление было подобно взорвавшейся бомбе. Книгу читали, передавая друг другу, читали поодиночке и семьями, читали в кругу друзей и близких, читалиn от мала до велика, читали не просто как повествование о трагической судьбе композитора Комитаса, но читали, постигая свою историю, свои истоки, свою с годами не утихающую боль под названием геноцид.

«Неумолкаемая колокольня» была удостоена Государственной премии Армянской ССР, а ее автор – блестящий ученый и великий поэт – Паруйр Севак стал одним из крупнейших поэтов своего поколения и остался таким в поэзии навечно.

На русском языке вышли несколько сборников произведений Севака, но ни один из них даже в сотой мере не позволяет представить силу и могущество его таланта, ту абсолютную свободу, с которой он не просто владел словом, а как бы растворялся в нем.

Лишь однажды, в прощальном слове Андрея Вознесенского, помещенном в «Литературной газете», просиял истинно севаковский дух, просияло такое понимание поэта, что появилась надежда: может быть... что сам Вознесенский... что когда-нибудь... Нo, увы.

Воспоминания журналиста Грации Багдасарян посвящены Паруйру Севаку – поэту и человеку. Хочется, чтобы, прочитав их, читатель открыл для себя новое в известном имени.

Лучшим же открытием поэта и лучшей памятью о нем могут стать лишь переводы его стихов. Новые. Настоящие.

В 1975 году она поехала в Чехословакию, чтобы встретиться с друзьями Людмилы Моталовой, послушать, записать их рассказ о Людмиле, чья роль в деле пропаганды в Чехословакии истории и культуры армянского народа велика, значительна. Л.Моталова – филолог, арменовед, переводчик, работала в Академии наук. Она написала разделы об армянской литературе в трехтомной Истории литератур народов Востока, в Чехословацкой и Востоковедческой энциклопедиях. В переводах Л.Моталовой в Праге вышли в свет рассказы А.Бакунца, поэмы А.Туманяна, «Избранное» Е.Чаренца, «Абул Ала Маари» Ав.Исаакяна, стихи П.Севака и многое другое. Она пропагандировала у себя на родине армянскую музыку, переводила средневековые хоралы, организовывала концерты армянских композиторов. Людмила Моталова скончалась в 1975 году. Ей, Людмиле Моталовой, были посвящены статьи и очерки Грации Багдасарян, которая, как и ее героиня, «не ожидая ничего взамен, творила добро, неся людям пользу и радость».

Эмма Акопян

В журнале «Арагаст» опубликовано


[На первую страницу журнала «Арагаст»]
[В раздел «Авторы» журнала «Арагаст»]
Дата обновления информации: 29.07.11 12:41