Выставки

Зара Малоян

«Ревизия»
(Арт-проект Нарине Золян)

Выставка, которая проходит в Центре актуального экспериментального искусства (в просторечии – НПАКе), необычна даже по нпаковским меркам.

Нарине Золян заполнила все пространство выставочных залов таким обилием самых разнообразных работ, что требуется немало времени и, главное, усилий, чтобы не просто осмотреть, а что-то уловить в себе, разобраться.

Заниматься этим следует не спеша, я ходила на выставку несколько дней подряд, пока в какой-то момент не показалось, что нащупала нить понимания. Потом были долгие беседы-разговоры с Нарине Золян, было прочтено множество текстов о ее творчестве, по большей части опубликованных в московской прессе, еще больше текстов самой Нарине, для которой литература такая же естественная область творчества, как и визуальные искусства.

Но теперь, когда я что-то поняла, хочется забыть все прочитанное и услышанное, бесконечные слова, которые коконом сплетаются вокруг нее.

Забыть и окунуться в неповторимую атмосферу, созданную ею в НПАКе.

Пребывание в этой атмосфере похоже на погружение в глубину вод или сна, множество образов всплывает и роится вокруг, вызывая по ассоциативной цепочке все новые и новые воспоминания. У каждого они свои, но есть все же нечто общее, объединяющее всех нас просто потому, что мы люди и пути наши похожи.

Несколько часов я провела сидя на полу, застеленном черной тканью, среди разбросанных старых писем и фотографий из бабушкиного сундука. И сам сундук стоит раскрытый, наполовину наполненный пожелтевшей бумагой, сохранившей чью-то прошедшую жизнь. Невыразимая печаль даже в порванном кружевном зонтике начала прошлого века. Его белый атлас, поникший и висящий лохмотьями на металлических ребрах каркаса, когда-то защищал от солнца дамскую головку. И это лишь одна совсем маленькая инсталляция из множества других.

Другая, куда более объемная, занимает один из залов – это часть большого проекта «Детские страхи». Тут живопись вперемешку с ассамбляжем, состоящим из кукол, игрушек, стекляшек и других детских драгоценностей. Главное, что удалось художнице, – напомнить, что на самом деле детство – это не только ощущение безоблачного счастья и беззаботности, но и тяжелый и порой опасный путь взросления, на котором со скрежетом зубовным преодолеваешь массу препон, страхов, ночных кошмаров. С возрастом это обычно забываешь, но вот находится человек, который все это вдруг вываливает на тебя, и оказывается, что оно никуда не ушло, вот они – детские страхи, которые «всегда с тобой» и только и ждут, когда смогут вырваться в приоткрытую дверь. И что же с ними делать? Выход один, он же единственный – извлечь их за ушко на свет божий, посмотреть в упор, чтобы уже отбросить навсегда. И еще – обязательно плотнее прижать к себе ребенка, который как раз борется в одиночку со знакомыми тебе монстрами.

«Здравствуй, грусть» – вспомнилось название когда-то культового романа Франсуазы Саган. Что-то действительно печальное носится в атмосфере выставки, здесь перед тобой проходит или проносится чья-то жизнь. Да нет, не чья-то, а твоя собственная. Следы, которые остаются после того, как время прошло, как событие случилось. Эти следы художница увидела в самом обыденном – в вещах «массового пользования». Тут вещи мимикрируют, предстают в ином обличье: чья-то история болезни, запечатленная в упаковках использованных лекарств, чья-то жизнь, записанная на ярких коробках моющих средств, которые венчает «МИФ», и не понять – это название стирального порошка или всего земного пути.

НПАК – очень сложное пространство, состоящее из множества залов, тупиков и закоулков, которые по-разному освещены: где-то естественное освещение, где-то только лампы, а что-то тонет в полумраке. Нара Золян исключительно тонко и тактично обыграла это пространство, для каждого зала и его участка у нее нашелся свой сюжет, своя тема. Хотя экспозиция по сути состоит из нескольких разных проектов, которые в разные годы выставлялись на разных площадках от Москвы до австрийского Граца, все вместе воспринимается вполне целостно. Продуманный и неслучайный беспорядок словно ведет тебя по залам, следуя своеобразной «логике хаоса», и время от времени ты делаешь для себя маленькие и большие открытия. Так, добравшись до рулонов бумажных полотенец, обнаруживаешь, что, подобно древним свиткам, они исписаны и покрыты рисунками, майки-рубашки на вешалках служат той же цели, а вот подушки – это уже что-то личное, с чем остаешься в ночной тиши.

Вообще текста на выставке много, он обступает зрителя со всех сторон, поглощает львиную долю внимания, текст везде и во всех ипостасях – от скороговоркой звучащего с телеэкранов до врезанного в керамику, от записанного фломастером на прозрачных листах, просвечивающего и отбрасывающего тень на стену, до записанного на картоне. Мало того, тут перемежается собственный авторский текст Нарине с цитатами из Маркса, Ролана Барта, Эриха Фромма. Он записан на многих языках, разными буквами и шрифтами, вплоть до первичных пиктограмм. Проект «Уроки армянского» Нарине Золян осуществила совместно с Арутюном Зулумяном еще в начале 90-х. Он многочастный, включает в себя и настенные панно-картоны, и некое подобие пирамид, и даже что-то вроде игры с керамическими фигурками.

Привычные армянские слова, преимущественно односложные, в задумке авторов открывают свои изначальные смыслы, словно звуки, которые впервые выговорил наш далекий предок своими непослушными губами. И становится понятно, что за тысячелетия существования этих слов мы вовсе не исчерпали их смыслы и даже, возможно, утратили их. Кто знает? Включая зрителя в сложную игру слов, запутывая его в многопластованиях смыслов и значений, авторы создают как бы трещинки в привычной коросте представлений, и слова предстают в своих первозданных обличьях. Отец, Мать, Хлеб, Камень, Дом, в конце концов – самые важные слова в жизни человека от начала времен до сего дня. Тут надо добавить, что «Уроки армянского», а это довольно объемные объекты, наконец обретут свое окончательное пристанище в Музее современного искусства. Договоренность об этом была еще с Генрихом Суреновичем Игитяном, и вот наконец сегодня прямо с выставки эта работа переедет в музей.

Необыкновенная выставка Нарине Золян (куратор – Седа Шекоян), как оказалось к моему удивлению, вовсе не «элитарна», она вызвала отклик у тех, кто обычно дальше вернисажа в своих художественных пристрастиях не заходит. За несколько дней своего пребывания на выставке я успела увидеть, как случайно забредшие люди, которым нет и никогда не было дела до таких понятий, как «постмодернизм», «актуальное искусство», «контемпорари арт» и прочих словообразований интеллектуалов, приходили и застревали в этом пространстве, как выражение вежливого удивления на их лицах сменялось на восторженное. Непонятность современного искусства – не более чем миф, если оно настоящее искусство. И это, наверное самый главный урок, вынесенный с этой выставки.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 26.10.11 17:53