Имена

Наталия Барканова

День рождения

В юности я любила дожди.

В юности они проникнуты романтикой, легкой поэтической грустью и ожиданием чудес.

Вот и этот день начала лета был полон серебра туч в преддверии дождя и непонятной меланхолии. Я ехала в электричке из Одинцова в Баковку в вечернюю музыкальную школу. Но, неожиданно для себя, проехала свою остановку и школу – предел моих мечтаний.

Начинать учиться на скрипке в 20 лет, конечно, поздно – говорят, музыканта уже не выйдет. Но все же я набралась смелости и поступила в вечернюю музыкальную школу.

Параллельно я училась в Театрально-художественном училище.

Почему-то захотелось поплакаться в жилетку о своих противоречиях, о борьбе живописи и музыки во мне не кому-нибудь, а самому Араму Ильичу Хачатуряну, и именно в этот день.

Его музыка звучала во мне и звала как к острову спасения.

Я мысленно делилась с ним своими детскими и юношескими мечтами под стук колес электрички и чувствовала такую духовную тягу, как будто он – мой близкий родственник и старый добрый друг.

Между тем, я никогда его вживую не видела и лично не была с ним знакома.

Нет, я не жалела, что стала художником. Я хорошо писала портреты и люблю свою профессию.

Но музыка выражала то, что не может выразить никакая на свете живопись.

А может быть, от того, что художественная школа на Садово-Кудринской, где я училась в детстве, была в одном здании с музыкальной: на первом этаже мы рисовали, писали картины и лепили, 2-й этаж – бесконечная игра звуков, рождение музыки, да и дома за стенкой учились музыке девчонки-соседки: одна – на скрипке, другая – на фортепиано, и образовался условный рефлекс? Но, может быть, и гены давали знать о себе: мой дедушка играл на скрипке на свадьбе, дядя Зариф – тоже. Папа владел замечательно художественным свистом и высвистывал все вальсы Штрауса, и играл на трубе в духовом оркестре.

Музыка давала мне силы и уверенность в себе и более яркое видение образов.

Лучшие мои работы были написаны под музыку.

Незаметно для себя я, как сомнамбула, подчиняясь какому-то далекому голосу, доехала до Белорусской. Вышла. Накрапывал дождь. У какой-то девушки я купила букетик ландышей и прямехонько пошла к будке Справочного бюро, что у метро кольцевой станции Белорусской.

К великой моей радости, мне дали адрес Арама Ильича.

Желание пойти к нему было непреодолимым и естественным, как будто по-другому и быть не могло.

Жил он на улице Неждановой, где Дом Композиторов.

Дождь был теплым и то накрапывал, то затихал.

Я доехала на троллейбусе, прошла немного пешком. Во дворике пахло свежевымытой листвой и сиренью.

Вот и нужный мне дом. По большой лестнице с дубовыми перилами я забралась на самый верх четырёхэтажки. Таких домов я сейчас не вижу. Стою со скрипкой у дверей. Сердце колотится со скоростью света – нажимаю на кнопку звонка. Выходит женщина темноволосая, лет сорока. – «Вы к Араму Ильичу? Он болен. У него приступ. Принять не может».

Я отдала ей букетик ландышей: «Передайте, пожалуйста, это Араму Ильичу от поклонницы его музыки Натальи».

Дверь закрылась. Я пошла обратно. Но едва сделала несколько шагов, как услышала звон колокольчика и обернулась. В открытых дверях стояла та же женщина и звала войти: – «Арам Ильич Вас приглашает».

Вхожу. Впереди, чуть правее – то ли кухня, то ли гостиная – там хлопочут женщины. Налево по коридору меня проводили в комнату Арама Ильича.

Прямо передо мной – большая, как мне показалось, красного дерева, кровать с огромными белоснежными подушками, на которых возвышался бледный лик Арама Ильича. Лицо было немного оливкового оттенка.

Справа от него – трюмо с моими цветочками в стакане и какими-то склянками с лекарствами. Мы поздоровались. Он спросил обо мне, кто я и откуда, как меня зовут и не музыкант ли я? Я ответила, что я художница, зовут меня Наталья, но учусь в вечерней музыкальной школе.

– Вы любите мою музыку? – спросил он меня, опережая мои восторженные слова.

– Да, я очень люблю Вашу музыку! – сказала я, волнуясь и радуясь, что смогла признаться ему в этом счастливом обстоятельстве.

И вдруг он спросил: «Вы пришли поздравить меня с Днем рождения?»

– Нет, – удивленно ответила я. – Я не знала, что у Вас сегодня День рождения. Поздравляю, желаю поскорее выздороветь. Но мне просто почему-то захотелось Вас посетить, увидеть именно сегодня.

Он удивленно и задумчиво посмотрел на меня и вдруг сказал: «Я никогда Вас не забуду».

И я никогда не забуду эту удивительную встречу, этот День рождения.

Слушая концерт для скрипки с оркестром Хачатуряна, мне вдруг показалось, что эта тема, полная света и юной радости, обо мне. И подумала, что и другие могли почувствовать что-то подобное о себе, ощутить свою сопричастность к этому тонкому, лирическому, необычно яркому музыкальному образу.

А может, я пытаюсь достичь того духовного совершенства, которое нашла в этой прекрасной музыке великого композитора?!

А на душе так тепло и радостно, и я – счастливейший человек в мире!


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 27.01.15 23:53