Карабах (Об Арцахе)

Ваграм Балаян

Нагорно-Карабахская Республика

«Природа и история создали в Карабахе ярко выраженный тип. Рассеянные по всему свету, карабахцы всюду легко могут быть узнаны. Широкий размах деятельности, беззаветная храбрость, склонность к риску, уверенность в себе, своеобразное упрямство, прямолинейная настойчивость, патриархальность в семейном быту – вот симпатичные черты карабахца, являющиеся как бы концентрацией старинных армянских доблестей, потускневших от жестокостей истории и в чистом виде сохранившихся в Карабахе».

Сергей Городецкий

Арцах расположен в юго-восточной горной части Малого Кавказа, восточной части Армянского Нагорья. На западе его границы тянутся до восточных берегов озера Севан, на юго-западе – до реки Агавно (Агари), на юге – до реки Ерасх (Аракс), охватывая на востоке долину Муханк, а на севере Арцах граничит с Карабахским горным хребтом.

Рельеф края типично горный. Средняя высота территории Нагорного Карабаха над уровнем моря составляет 1100 метров. Самые высокие горные вершины – Гямиш (Гомшасар), Мрав и Кире. Кажется, божьей волей эти горы и горные хребты, взявшись за руки, образовали крепость. Не случайно, что раннесредневековые армянские историки называли край Арцахамур – крепость Арцах. Прекрасны и покрыты лесами горы Арцаха. Леса составляют 35% территории Арцаха.

Столетиями лес служил арцахцу не только средством к существованию, но также был предметом поклонения. И сегодня во многих населенных пунктах сохранились священные деревья. Но а дерево – «тнджри» села Схторашен – имеет другую прелесть и значение почти для всех армян. В течение более чем 2 тысяч лет оно было свидетелем и участником радости и горести арцахца. Тенью его густых листьев наслаждались первый католикос Армении Григорий Просветитель, Св. Месроп Маштоц, Вардан Мамиконян, Раффи, Аветик Исаакян и другие великие армяне.

Горы и горные хребты Арцаха отделяются друг от друга глубокими ущельями и долинами, которые вместе с журчащими реками и речушками придают краю неотразимую и неповторимую прелесть. Реки Тартар и Хачен, Каркар и Ишханагет даруют богатство армянам края.

Край, в частности, богат залежами многочисленных видов камня. В Карабахе были обнаружены ресурсы минеральных вод. Издревле известны теплые воды или «багинк аркунакан» Карвачарского района. Они с раннего средневековья были летней дачей царей восточных провинций Армении и их войск.

Археологические материалы, иностранные и армянские источники свидетельствуют о том, что человек непрерывно проживал на территории Арцаха с древнейших времен. Здесь можно увидеть руины и следы населенных пунктов, крепостей, отдельных построений, зарытых под землей различных видов оружия, украшений, орудий труда периода железного и последующих веков.

Особый интерес представляют материалы, обнаруженные в пещере эпохи палеолита села Азох Гадрутского района, в частности, кости первобытного человека (неандертальца). Французский археолог Анри де Люмлейн, посетив Азохскую пещеру и ознакомившись с ее богатыми и разнообразными материалами, объявил, что они «являются свидетельствами очага древнейшей человеческой цивилизации на всем земном шаре, и наука имеет возможность увидеть, что этот горный край также был вовлечен в процесс человекообразования». Сегодня археологи из Англии, Испании, а также армянские коллеги проводят здесь свои раскопки и обнаруживают все новые и новые доказательства существования и деятельности древнего человека. Интересные материалы были обнаружены также в пещерах сел Таглар и Карин так.

Горы Арцаха богаты памятниками, особенно наскальными рисунками. Они охватывают очень широкий временной промежуток и начиная с 7 тысячелетия до н.э. доходят до 1 тысячелетия. Наскальными изображениями особенно богат Карвачарский район и окрестности села Тагут Гадрутского района.

Наличие разнообразных ресурсов камня создает условие также для развития архитектурно-строительного искусства. В период бронзового века в восточных провинциях Армении были построены киклопские замки. В Кашатагском районе на левом берегу склона ущелья реки Очанц сохранился подобный замок. По мнению Степаноса Орбеляна, это Хожораберд, который пришлые курды назвали Гявургала – крепость неверующих. Подобные замки были обнаружены вблизи Гадрута, Агдама и Физули.

На территории Арцаха во время исследовательских и сельскохозяйственных работ более всего были обнаружены оружия, украшения, предметы роскоши, статуэтки в форме птиц, животных и людей, бронзовые пояса со сложными узорами гравированных культовых образов, застежки, кинжалы и многое другое, сделанные из глины, камня, кости, железа и других материалов, принадлежащих бронзовому и железному векам.

Эти ценности, созданные руками человека тысячелетия тому назад, сегодня хранятся как в Арцахском государственном музее, так и в музеях Петербурга и Германии. К сожалению, и часть историко-культурных ценностей, найденных на территории Арцаха, в свое время были перенесены в Баку, где и представляются как неотъемлемая часть культуры азербайджанцев. Еще десятелетия тому назад известный востоковед Р.Вирхов, исследуя материалы, обнаруженные с различных частей армянского нагорья, сопоставляя их, написал: «Даже немногочисленные раскопки показывают, что древние народы, проживавшие на территории Гугарка до долины реки Тартар, были представителями одной культуры».

Продолжая эту мысль, известный антрополог Бунак писал: «Армяне Арцаха не только принадлежат к арменоидному антропологическому типу индоевропейской языковой ветви, но и являются самыми яркими представителями этого типа».

После завершения процесса народообразования на Армянском нагорье в 3–1 тысячелетиях появились первые государственные образования, среди которых свое особое место и роль имело Урарту – Ванское или Араратское царство. Арцах в годы правления Аргишти I был включен в состав Урартского государства, о чем свидетельствует клинописная надпись Аргишти I, найденная в Котайке, где говорится о городе Зар. Это название совпадает с названием средневековой провинции Цар в Арцахе и названием сегодняшнего села Цар в Карвачарском районе.

В клинописях другого царя Ванского царства Сардурия II мы встречаем название Уртехини, в другом случае Адахуни, которые созвучны с названием Арцах. В материалах, найденных в курганах Степанакерта и Ходжалу, преобладают предметы, которые в науке связывают с Ванским царством.

В период правления следующих царских династий Армении – Ервандидов и Арташесидов – Арцах и Утик продолжают оставаться в составе объединенного царства. По свидетельству греческих и римских историков, восточные границы Армении проходят через реку Кура.

Завербованные вооруженные силы из Арцаха во 2 в. до н. э., в годы правления Арташеса I, способствовали расширению границ страны. По свидетельству греческого историка Страбона, Арцах в эти годы экспортировал многочисленных военных лошадей. Говоря об Арцахе, Страбон в качестве автора-очевидца уверенно утверждает, что в I в. до н.э. Арцах не граничит с соседним государством и находится в глубине Великой Армении.

Продолжая эту мысль, Мовсес Хоренаци сообщает о том, как Арташес назначает Арана из рода Айка правителем междуречья Куры и Аракса, т.е. Арцаха и Утика. От него и берет свое начало княжеский род Араншаиков восточных провинций Армении.

Незаконченное дело Арташеса I продолжил его внук Тигран II Великий, и еще более расширив границы государства, создал Армению от моря до моря. Обширную державу охватила волна эллинизма, одним из основных черт которой было градостроительство.

Тигран II Великий построил в самой Армении 4 города и назвал их в свою честь – Тигранакерт. В нижней части Ванкасара был построен Тигранакерт, который впоследствии пришлые турки назвали Гявургала, тем самым косвенно свидетельствуя о его армянском происхождении. Город продолжал свое существование также в раннем средневековье.

В 2006 г. силами армянских археологов были найдены древние строения Арцахского Тигранакерта, в который уже раз доказывая немому и слепому противнику армянина, что начиная со времен Ноя эта земля была армянской.

На мраморной настенной карте мира, сохранившейся со времен Нерона в Риме, Арцах рассматривается в качестве одной из провинций Армении. Об этой реальности в свое время упоминали греческие и римские летописцы, жившие в период от 1-го в. до н.э. до V в. н.э.

Под натиском неопровержимых исторических фактов общественный деятель и ученый 1-й половины XIX в. сегодняшнего Азербайджана Абас-Кули-Ага Бакиханов признал: «Судя по многочисленным обстоятельствам и сведениям источников, можно заключить, что правый берег реки Кура до места соединения с рекой Аракс составляла часть Армении».

Однако по византийско-персидскому соглашению 387 г. царство Великой Армении было раздроблено между двумя империями. После распада царства Аршакидов в 428 г. с целью ослабления армянской оборонительной силы персидский двор в 450-х г. насильственно присоединил Арцах и Утик к албанскому марзпанству.

Несмотря на то, что Армения была разделена на части, тем не менее патриотические силы страны не щадили усилий для сохранения единства родины и для предотвращения политики принуждения к зороастризму со стороны персидского двора. Правители восточных провинций Армении также добровольно влились в пучину освободительной борьбы. Так было в Аварайре и Сардарапате, так и сегодня.

Под руководством полководца Вардана объединенные отряды Арцаха и Утика одержали блестящую победу в окрестностях города Хагхаг, который был местом зимнего отдыха армянских царей. Наиболее суровые бои были развернуты 26 мая 451 г. на берегу реки Тгмут – на Аварайрском поле. С разных провинций сюда приходили сельчанин и солдат, владыка и монах – силой защитить родную землю.

Храбрецы Арцаха под руководством князя Бак Араншахика плечом к плечу с полководцем Варданом сражались в Аварайре, проливая свою кровь на поле свободы.

Были построены многочисленные святыни, церкви, часовни для увековечивания памяти жертв Аварайра. Вот между селами Аветараноц, Саргсашен, Верин Тагавард Варанды и Мошхмагат на верхушке горы возвышается монастырь Св. Гевонда, построенный в память Аварайра-Гевонда Ереца. Церкви сел Аматук Гадрутского района и Мушкапат Мартунинского района называются именем полководца Вардана.

В V веке после яростного антиперсидского восстания армянская княжеская династия Араншахиков Арцаха и Утика в годы правления Вачагана Благочестивого, укрепившись, провозглашает себя царством.

С целью укрепления государственности и оживления духовной жизни страны царь Вачаган, как свидетельствует Мовсес Каганкватаци, «построил церкви по количеству дней в году» и проявил ревностное усердие в деле распространения армянской письменности.

В начале VII века спокойствие Армении было нарушено арабскими смертоносными нашествиями, для пресечения которых в разных провинциях Арцаха были построены Андаберд, Качахакаберд, Ктиш, Шикакар.

Особенно тяжелые и жестокие бои развернулись в Дизаке в 850-х гг. Историк Товма Арцруни свидетельствует, что халиф отправляет в Армению войско из 200 тысяч человек во главе с турецким полководцем Буги Шараби с заданием в крови потопить антиарабское движение. Войску удалось разрушить столицу Грузии Тбхис и большую часть армянских провинций.

Однако жадный до крови дух войска Буги был сломлен в Дизаке. Осадив крепость Ктиша, он 28 раз в течение 1 года атакует крепость и каждый раз, позорно проигрывая, отступает. Настолько была впечатляющей эта борьба, что историк династии Арцруни ставит князя Есаи, возглавившего оборону крепости, выше князей династии Арцруни.

Не сумев сломить волю защитников крепости, Буга последовал коварству, свойственному его нации: получил послание от халифа для Есаи, согласно которому его приглашают в Багдад якобы для ведения переговоров. Горный полководец, насколько храбрый и непобедимый, настолько же наивный и доверчивый перед интригами врага. В тюрьме Багдада его обезглавили.

Для увековечивания памяти князя Есаи, а также других неизвестных защитников Ктиша в 10-м в. в селе Туми в Дизаке была построена церковь св. Кармравор, фасадная часть которой с надписью об истории строительства данной церкви сегодня хранится в государственном историческом музее Арцаха, так как сама церковь в годы Советского Союза была разрушена.

Антиарабские восстания армянского народа не прошли безрезультатно, а привели к восстановлению государственности Армении. В 885 г. халифат признал Ашота Багратуни всевышним владыкой провинций Великой Армении. Арцах снова оказался в центре всеармянского государства.

Арабские источники IX–X веков свидетельствуют, что на дороге, ведущей от Партава по Карвачару в город Двин, все города были армянскими и принадлежали царству Ашота Багратуни.

В 9-м в. в западных и северных частях Арцаха образуется Хаченское княжество. Это княжество ещё более усилилось в конце столетия в годы правления Григория Араншахика. Он распространил свою власть также по ту сторону реки Кура – на провинцию Камбеджан (нынешний Нухи), где до начала арцахского движения жили армяне. Араншахики в разных провинциях Хачена построили неприступные замки – Хаченаберд, Левонаберд, Джраберд, чудесные хачкары и монастырские комплексы.

Отпрысками княжеского дома Хачена считаются Саак Севада Гардманка, Вахтангяны Атерка, Десумяны, Дленянны и Хагбакян-Прошяны.

В середине 10-го века силами внука Саака Севады-Ованнеса Сенекерима в верхнем бассейне речушки Шамкор образуется царство Парисос, северная граница которого доходит до реки Кура. Центром царства был город Парисос – рядом с селом Калакенд сегодняшнего Азербайджана. Один из представителей данной династии – Ошин – под давлением турков-сельджуков переселяется из Майрецаджура, в окрестностях Гандзака, в Киликию и становится владыкой крепости Ламброн и его окрестностей. Из преемников Ошина был Хетум I, от которого и берет свое начало династия Хетумянов Киликии.

В другой части Арцаха, рядом с рекой Аракc, в 9 в. образуется другое – Дизакское княжество. Здесь правили наследники знаменитого князя Есаи – цари Гагик и Вачаган. До сих пор одну из надгробных плит на кладбище князей Дизака, находящуюся за селом Туми, местные жители называют кладбищем царя, а чуть повыше его руины построения – царской палатой.

Начиная с половины XI в. процветающая жизнь арцахских князей была прервана в результате походов турок-сельджуков. Был нарушен покой армянского народа. Впервые, находясь у себя дома, армянин почувствовал себя беззащитным. Он вступил в новое тысячелетие, чувствуя рядом с собой ледянящее дыхание чужестранного и кочевого племени, живущего другими ценностями. Они прибыли с тем, чтобы больше никогда не возвращаться. На земле армянина и грека турок создал свое государство, сея вражду и жестокость в соседних странах. И в этих условиях арцахский армянин, скорчившись в горной местности, продолжал сохранять свою независимость.

Настали новые времена. Захарянам удалось освободить северо-восточные провинции Армении. Для сохранения единства страны правители Закаряны создали родственные связи с сильными провинциальными княжескими домами. Женой главы Нижнего Хачена Вахтанга-Тангика была дочь полководца армяно-грузинского войска Саркиса Закаряна – Хоришах, их сыном был Хасан-Джалал Дола. И именно по имени этого Хасана в последующих столетиях их отпрысков начали называть Хасан-Джалалянами, свидетелями добродетелей которых должны были стать многочисленные поколения. Также так назывались те духовные первосвященники, которые представляли ту же княжескую династию и уже по наследственному праву со второй половины XIII в. возглавляли епископство области, а с XV в. также весь патриарший престол восточных провинций Армении. Хасан-Джалал считал себя «властителем высокого и великого края Арцахского».

За участие в антимонгольском восстании Хасана Джалаляна убили. А тело, согласно его завещанию, было погребено в родной земле – в притворе построенного им же монастыря Гандзасар.

Князь Хасан Верхнего Хачена или Цара женился на другой дочери Саркиса Закаряна – Доп. Княгиня была слишком широко мыслящим, энергичным деятелем, чья преданная родине деятельность сохранила за собой право назвать эту династию ее именем – Допян. Княжеским центром был Цар – рядом с нынешним селом Цар в Карвачарском районе. До сих пор здесь сохранились церкви, построенные княгиней.

Не успели кровоточивые раны армян зарубцеваться, когда в 80-х гг. 14-го в. в Закавказье вторглись племена Ленк-Тимура. Вдобавок к ним в Армению вторглись туркменские кочевые племена каракоюнлу и ахкоюнлу.

Отпрыски княжеского дома Араншахиков Арцаха, противостоя нашествиям чужестранных захватчиков, еще более раздробились и, приютившись в непреступных горных местах, с надеждой ждали прихода благополучных дней.

Сохранилась грамота каракоюнлу Джганшаха, согласно которой он признает власть меликов горного Арцаха.

Несмотря на то, что арцахские мелики имели неограниченную власть в своих владениях, тем не менее в условиях мрака и отсталости средневековья в горной этой местности действовали также демократические принципы, которые под стать современной цивилизации, в том числе, во многих случаях, европейской. Меликов обычно сменяли их старшие сыновья. Однако они брали на себя свои обязанности и права после всеобщего согласия народа. В Арцахе это единство народа и властей стало основной гарантией сохранения национальной самобытности и самостоятельности.

С начала XVI в. до конца 30-х гг. XVII в. Армения стала военной ареной в Передней Азии между Сефевидским Ираном и Османской Турцией.

Хорошо зная о храбростях армянских воинов, персидские шахи пытались использовать силу меликов Арцаха против Турции, и с этой целью они поощряли систему меликства, узаконивая их права и обязанности.

Некоторые из меликов Арцаха, в том числе мелик Айказ Кашатага, имели большой авторитет в персидком дворе. Замок мелика Айказа, находящийся в долине реки Агавно.

С одной стороны, поощряя меликов Арцаха, с другой, – видя опасность в единстве Арцаха и Сюника, шах Абас, во избежание последующих трудностей, из глубин Персии переселил и разместил среди меликств Арцаха и Сюника курдские племена – с берегов Аракса до окраины Мрава.

Однако пришельцы с образом хозяина сразу же не смогли стать хозяевами армянского края. Об этом свидетельствуют построенные в XVII–XVIII вв., а ныне сохранившиеся руины церквей, часовен, а также сотен хачкаров в Карвачарском и Кашатагском районах. До конца I четверти XVIII века в Карвачарском районе находилось около 140 больших и маленьких армянских сел.

В начале XVIII века персидское государство разрывалось от внутренних разногласий. Пользуясь случаем, племена северного Кавказа под общим названием лезгины дважды в год разрушали и грабили населенные пункты, находящиеся между реками Кура и Аракc.

С целью предотвратить периодически повторяющиеся разрушительные нашествия, порознь действующие мелики Арцаха, будучи в своих непреступных крепостях, создали военное единство, которое в истории известно под названием сгнахи. Возродилась арцахская армянская государственность. Основные силы сгнахов были сосредоточены в провинциях Джраберд и Гюлистан у подножия горы Мрав. Оно известно также под названием Большой сгнах, предводителем и вдохновителем которого был сам католикос Гандзасара – Есаи Асан-Джалалян.

Часть армянской армии была размещена под Кирсом, в районе между селами Аветараноц и Сгнах Варанды, а также в окрестностях нынешнего города Шуши. До сих пор в непреступных вершинах юго-восточного ущелья Шуши сохранились руины оборонительных сооружений. Во главе Малого сгнаха был Аван арюрапет.

На этот раз горным армянам предстояло преодолеть более жестокого и страшного врага – турка. За одну ночь 1725 года во главе мелика Егана Дизака и дочери мелика Варанды – Гаяне, в Варанде был уничтожен 5-тысячный турецкий отряд.

Армяно-турецкая война с каждым днем становилась все более и более жестокой и беспощадной. Однако после длительной и тяжелой борьбы, тем не менее, часть населения края стала переселенцами.

Часть жителей Цара находит убежище в Шулавере и в Гардабанской области Грузии, армяне Гюлистана – в городе Кахет Телава, в Болнисе, Картлее. Только около сотни сел было основано в провинциях Шаки и Ширвана, 9 сел – на южном Кавказе.

Традиции освободительной борьбы сгнахов не прошли бесследно. В Арцахе на основе сгнахов зародились новые административно-политические единицы – меликства Хамсы, которые стали новыми опорами армянской национально-освободительной борьбы.

Провинция, состоящая из 5 меликств, своим центром имея местность Тог, во главе с меликом Еганом Дизака, была признана как армянский автономный край, границы которого простирались от окрестностей Гандзака до реки Араке. Мелик Еган, пользуясь своими теплыми отношениями с Надиром, беспокоился о нуждах всех армян Восточной Армении.

В 1747 году предательски был убит персидский шах Надир. В стране начинается этап безвластия. Пользуясь случаем, туркоязычные кочевые племена, кочующие между реками Кура и Аракс, объединились вокруг предводителя династии саруджалли рода джеваншир – Панаха и обосновались в долинном Карабахе. Панах укрепил крепость Тигранакерт на северо-востоке Арцаха, который в то время назывался Шахбулах, и отсюда нападал на меликства Хачен и Джраберд. Армянские мелики, не вытерпев недопустимые шаги новоиспеченного хана, заняли Тигранакерт, выгнав Панаха из горных местностей Арцаха.

Однако коварному кочевнику не давали покоя мысли о завоевании райских земель и вод Арцаха, и, пользуясь удобным случаем, змея обосновалась в сердце Карабаха. Впервые в истории турок попытался обосноваться в Карабахе.

Армянские, грузинские, персидские и русские источники воедино свидетельствуют, что до половины 18-го века в Нагорном Карабахе турок и других наций не было. Панах для укрепления своих позиций и для создания этнической опоры, из Грузии переместил в Карабах племена, кочующие в Мил Мугане. Панах и его приемник Ибраим хан развязали бесконечную войну с меликами Карабаха, но воля карабахца была непреклонной и упорной.

От неуправляемых жестокостей мелики Гюлистана и Джраберда стали вести бродячий образ жизни. Около 8 тысяч армянских семей создали новые населенные пункты в районе Шулавера Лори, где до сих пор сохранился карабахский диалект, типичные обычаи и традиции. Быстро исчезло армянское население Северного Карабаха. Создавшийся вакуум заполнялся мусульманами. Однако и после этой катастрофической эмиграции Карабах оставался преимущественно армянонаселенным. В одном из отчетов полководца русских войск на Кавказе Цицианова упоминается, что в конце 18-го в. в Карабахе проживало около 40–60 тысяч армянских семей. В то время в каждой семье или роде жили 10–15 человек, то есть население армян Арцаха составляло свыше полумиллиона.

В такой сложный период времени Овсеп Эмин в гостях у мелика Овсепа Гюлистана попытался объединить силы меликов, создать единую армию и приобрести свободу с помощью России.

После 3 неплодотворных лет переговоров с европейскими монархами, во второй половине 17-го века, армянская политическая мысль склонилась к России. В 1670-х гг. католикос Петрос Гандзасара посланием обратился к царю с просьбой взять армян под свое покровительство.

В 1805 г. благодаря сноровке кусапатского Вана Атабекяна русские войска спаслись от безнадежного поражения в крепостях Аскерана и Шахбулаха.

На поле сражения за свободу отечества наряду с рядовыми солдатами сражались армяне-полководцы, родившиеся на этой земле, опыт и талант которых принесли новые победы русскому оружию. В этом ряду свое достойное место занимают Валериан Мадатов и Ованнес Лазарев.

Начиная с 26 июля 1826 года на протяжении 48 дней 1500 ополченцев встали в тылу русского гарнизона в Шуши.

С непосредственным участием армян победа русского оружия закончилась Гюлистанским договором от 12 октября 1813 года и Туркменчайским договором от 10 февраля 1828 года.

Согласно Гюлистанскому договору, Карабах перешел под покровительство России в статусе отдельной национально-государственной единицы. Соответственно территории, составляющие нынешний Азербайджан, Дагестан, Грузию, а также Карабах, вошли в состав России, будучи в одинаковом правосубъектном статусе. Значит, если после распада Советского Союза вышеупомянутые считают себя вправе создать национальную государственность, тем же самым пользуется также Карабах.

Армяне восточных провинций Армении, сражаясь против зла и жестоких времен, не только выжили, но и создали духовные и материальные культурные ценности, достигающие Парнаса цивилизации.

В I в. н.э. город Партав становится центром торговли и ремесленничества. Принятие христианства и создание алфавита придали новый импульс развитию армянской культуры. Месроп Маштоц основал одну из первых школ в том же Амарасе, Цоре, Хачене, Атерке. Появляются именитые учителя и преподаватели, усилиями которых школы и университеты перерастают в научные центры. В ряду этих имен особенно выделяется философ, летописец, математик, писатель Ованнес Саркаваг Имастасер, родом из провинции Парисос Арцаха, который в XI в. основал университет Ани. Монастыри Арцаха также стали центрами создания рукописей.

Под пристальным вглядом могущественных княжеских домов и духовных деятелей были созданы сотни рукописей, которые сегодня хранятся в Матенадаране. В 5-м в. берет начало своего развития армянское самостоятельное художественное слово. Произведения первых армянских авторов были строго национальными, связанные с реальными условиями их окружения и века. Подобной работой считается написанный в 7-м веке «Плач» Давтака Кертога.

В IX–XIII вв. жили и творили Амам Аревелци, Мхитар Гош и другие. Невозможно представить армянскую средневековую историографическую мысль без представителей арцахской школы, таких, как Мовсес Каганкатваци, Мовсес Дасхуранци, Киракос Гандзакеци, вардапет Ванакан Тавушеци, Вардан Аревельци, Григор Акнерци, Ованнес вардапет Цареци, Есаи Асан Джалалян.

Именно в Арцахе и Утике в условиях бытности армянской государственности становится необходимостью иметь правовые нормы, регулирующие общественную жизнь. Первым, кто начал это дело, стал в XII веке Давид Алавкаворди Гандзакеци. В этой области следующий важный шаг предпринял один из самых известных личностей средневековой армянской культуры – Мхитар Гош. Его книга «Датастанагирк» (т.е. Судебник, Судебный кодекс) была настолько совершенна, что она использовалась около 700 лет не только в армянской действительности, но также была широко распространена в ряде стран мира.

Имеющее многовековые традиции армянское зодчество приобрело новое качество и развитие в раннем средневековье. В IV–VIII вв. были построены монастырь Амараса, Цицернаванк, Глхо или Норекаванк, монастырь Егише Аракял, церкви Семи дверей, Хожораберда, Мохренеса, Сгнаха, Гетабека Партава и другие церкви. Шедевром выдолбленных в стену церквей стала построенная по заказу князей Прошянов церковь Айриванка.

В IX–XIII вв. были построены монастырский комплекс Таргманчац, соборы св. Богородицы Агарцни, св. Богородицы Макараванка, Сурб Ншан Нор Варагаванка, названный Красным в Варанде, соборы Гошаванка, собор Дадиванка, собор Хоранашата, главная церковь Гтчаванка, комплекс Бри Егци, церкви Сулуким Цара и, наконец, один из шедевров армянской архитектуры – монастырский комплекс Гандзасара. Русский ученый Анатолий Якобсон считал его энциклопедией, жемчужиной средневековой армянской архитектуры. Несмотря на жестокие времена, в последующих XV–XVIII вв. в различных населенных пунктах Арцаха были построены новые церкви.

Сотни однопролетных и многопролетных средневековых мостов сохранились на реках Аракс, Тартар, Хачен, Хагари, Хочанц. Из них наиболее интересными являются находящиеся на расстоянии 750 метров друг от друга мосты Худаферина.

Существенная часть построенных в средневековье построений украшены скульптурами, покрыты фресками.

На старых кладбищах Арцаха до сих пор сохранились обитые скульптурой могильные плиты, на которых изображены символизирующие вечность и содержащие духовные темы, а также скульптуры музыкантов, воинов и различных животных.

На территории Арцаха сохранились тысячи удивительных хачкаров. Эта область искусства присуща только армянской действительности. До сих пор известный в армянской реальности как самый древний хачкар, 853 г., был обнаружен в провинции Мецаранк Арцаха, в старом центре католикосатства – монастыре св. Акобаванк рядом с селом Колатак нынешнего Мардакертского района. Своим художественным совершенством неповторимы два известных хачкара Дадиванка. В 1873 году Герман Абих, увидев эти хачкары, написал: «чувство, притесненное от впечатлений, как будто осознает недостаток выразителя-слова».

Веками кочевые туркоязычные племена, заняв часть провинций Арцаха, разрушали и использовали в качестве простых стройматериалов хачкары. И сегодня на армянских землях, контролируемых не армянами, в Нахичеване, Северном Арцахе, Западной Армении, – продолжается белый геноцид: разрушается все то, что армянское.

Отдельную ветвь арцахоармянской культуры составляет ковроткачество. В особенности известны вишапагорги (драконоковры), ковры с изображением драконов, оцагорги (змеековры), ковры с изображением змей, арцвагорги (орелоковры), ковры с изображением орлов, многочисленные образцы которых сегодня хранятся во многих музеях мира. Имеющий памятную дату, самый древний армянский ковер датируется 1202 годом. Он был соткан в арцахском селе Бананц и сегодня хранится в Вене. Арабский историк Ал-Максуди свидетельствовал, что нигде больше он не видел подобие произведенных в этой стране холстов, ковров, занавесов, красок вордан кармир и других. Эти культурные достижения и непреклонная воля арцахца содействовали предотвращению последующих сюрпризов и ужасов судьбы.

Армянский народ так и не получил той желаемой свободы после присоединения Восточной Армении, в том числе и Арцаха, к России. Персидское иго было заменено российским. Несмотря на свои услуги, армянские мелики были лишены своих собственных владений и даже своих прав. Татарские ханы и беки, угождая русским чиновникам, становятся хозяевами армянских селений и владений меликов.

Существенные изменения были внесены в дело управления страной. Арцах сначала был включен в состав Каспийской области, а затем оказался в составе Шамахийской губернии, а с 1868 года – в Елизаветпольской губернии.

11 марта 1836 года принятием законодательства по управлению делами армянской просветительской церкви России был поставлен конец Гандзасарскому патриаршему престолу. Единственным просветительским центром российского владычества был Шуши.

С каждым днем все более процветающий город становится одним из ремесленных, торговых и культурных центров Закаваказья. Получив в 1847 г. статус города, Шуши постепенно обустраивается, окрыляется и, развиваясь все больше, подчеркивает пропитанный армянским духом образ города. В конце XIX в. в Шуше проживало 33252 человека, из которых 20854 (62%) были армянами. Посещавшие город Шуши иностранные путешественники называли его «маленьким армянским Парижем». В 19-м в. Шуши был связан торговыми путями с зарубежными странами. По данным 1880-х гг., в Шуше были 952 торговых и промышленных предприятий.

Еще 15 ноября 1846 года немецкая газета «Алгемайн зайтунг» писала: «Главный город Карабаха – Шуши без преувеличения можно считать Гибралтаром». В 1900 г. 29% промышленных предприятий Бакинской области принадлежали армянским предпринимателям с карабахскими корнями – Тарумянам, Ахумянам, Гукасянам, Маилянам. Усилиями шушинских богачей были открыты церкви, школы, очаги просвещения не только на родине, но и в Париже, Москве, Петербурге и других местах.

Процветающий с каждым днем город Шуши привлекал к себе армянскую интеллигенцию. В разные времена здесь работали Перч Прошян, Манук Абегян, Грача Ачарян, Лео, Мурацан, Спиридон Меликян. Под чутким взглядом армянских предпринимателей и интеллигентов развивалось образование и культура. Выпускники епархиальной и реальной школ города Шуши стали известными учеными.

В условиях бурной культурной жизни города Шуши активной и плодотворной была театральная жизнь. В этом ряду неоценима роль театра Хандамирянов. В Шуши родились и выросли выдающиеся представители армянского изобразительного искусства.

Однако XX век преподнес новые сюрпризы армянам Арцаха. В частности, царское правительство мастерски использовало межнациональные противоречия, ту антипатию, которая царила между армянами и кавказскими татарами. В результате в Баку, Нахичеване, Шуше, Гандзаке и других армянонаселенных городах имели место армяно-татарские столкновения в 1905–1906 и 1917–20-х гг.

Снова пролилась кровь жившего своим мирным трудом невинного армянина. В который раз доверчивый армянин пал жертвой неприкрытой выгоды своего «доброжелателя».

Благородные сыны Арцаха не могли оставаться равнодушными по отношению к тем варварствам, которые совершались не только в Восточной, но также и в Западной Армении. Зов крови призвал к бою десятки арцахских фидаинов – Торгома, ханасорского Вардана, Никола Думана, Менака, которые, не щадя своей жизни, протянули руку помощи своим братьям, сражающимся в далеких горах.

В 1917 г. в результате февральской революции и октябрьского государственного переворота меняется политическая система российской империи. В целях противостояния новым призывам к борьбе, усилиями действующих в Арцахе политических сил и, в особенности, усилиями партии дашнакцуцюн, в декабре 1917 г. в Шуши создается правительственный орган – межправительственное бюро, власть которого была приемлема не только для армянского населения края, но и для национальных меньшинств – татар и русских.

27 мая 1918 года партия «Мусават» бывшие Бакинскую и Елизаветпольскую губернии провозглашает азербайджанскими. На политической карте мира очерчивается новое государство, в основу которого не был вложен ни принцип историчности, ни принцип этнической принадлежности. Оно было создано для осуществления корыстных программ пантюркизма и великих держав и для окончательного уничтожения армянского вопроса.

«Все в Азербайджанской республике было искусственным, – пишет генерал Антон Деникин, – «ненастоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарскую Бакинскую и Елисаветпольскую (Гандзак (гянджа)) губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма на Кавказе. Искусственная государственность. Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально – волею Нури-паши, потом генерала Томсона и в дальнейшем – просто инерции». Лучше не скажешь. И это искусственное государство впервые начинает претендовать на составляющие части исторической Армении Карабах и Зангезур.

На горизонте очерчивался смертоносный призрак турецкого ятагана. Необходимо было самообороняться и сохранить самостоятельность страны. С этой целью 22–26 июля в Шуши был созван первый съезд армян Карабаха. Нагорный Карабах был объявлен независимой административно-политической единицей, был выбран национальный совет и народное правительство из 7 человек. 18 октября 1918 года рядом с селом Мсмна Варанды срочно организованное ополчение армян Карабаха полностью разгромило вторгшийся в край турецкий отряд. В результате дальнейшей борьбы были разрушены сотни армянских сел и полностью был сожжен армянский район города Шуши.

В сложишейся ситуации правительство республики Армении 17 апреля 1920 года отправило в Нагорный Карабах Дро и Нжде. Однако всеобщее ликование было омрачено установлением советских порядков в Азербайджане в 1920 г.

12 мая 1920 г. советское правительсво Азербайджана при посредничестве войск 11-й Русской Красной армии установило Советскую власть в Карабахе. Снова на арене появился вопрос так называемых «спорных» территорий. Момент был очень удобным – Азербайджан был советским и другом России, а Армения, как тогда считали болшевики-агитаторы, была агентом международного империализма. Охваченные волной мировой революции, большевики с целью угождения своему новому союзнику – Турции, 5 июля 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) подарили Нагорный Карабах Азербайджану.

Чтобы окончательно отрезать Нагорный Карабах от Армении, в 1923 г. была создана Нагорно-Карабахская автономная область. Западная часть горной области Карабаха – от Аракса до северных вершин горного хребта Малого Кавказа – отрезали под предлогом образования «Курдистанской провинции». Так, Арцах отделили от исторической родины Армении. Одновременно 107 деревень Северного Карабаха были оторваны от ИКАО. Горный этот край разрывался от чуземного ига. И снова армянский земледелец сменил свой плуг на оружие. Началась освободительная борьба против Азербайджана под руководством Тевана Степананяна.

Командование Красной армии, по просьбе властей Азербайджана, сосредоточив многочисленные силы на карабахском фронте, задушило в крови национальную борьбу. На протяжении 7 десятков лет армяне Нагорного Карабаха находились под колониальным давлением. Азербайджан всячески стремился препятствовать экономическому и культурному развитию армянской области. В результате дискриминационной вражеской политики опасных размеров достигла эмиграция армянского населения с ИКАО, и напротив этому явлению армянские населенные пункты области заполнялись пришлыми азербайджанцами. В результате всего этого армянское население области в 1926 г. с 111,7 тысячи выросло до 123,1 тыс., в то время как население азербайджанцев с 12,6 тыс. соответственно до 37,2 тысяч.

Несмотря на то, что с политической точки зрения период был очень неблагоприятным, тем не менее армяне Арцаха, не потеряв свою веру в завтрашний день, своим трудолюбием и созидательной деятельностью создавали свое будущее. Арцах стал центром армянской науки, просветительства и культуры. Лео, Андраник Чагарян, Маркар Арустамян, Андраник Иосифян, Ашот Ованисян, Аракел Аракелян, Армен Тахтаджян, Артем Саркисян, Самвел Григорян, Ованнес Адамян, Николай Ениколопянц, дирижер Большого театра Москвы Александр Мелик Пашаев. Сегодня в Германии живет известный режисер Дон Аскарян, в Киеве – Роман Балаян.

Несмотря на тяжелые времена остались и творили на родине выдающиеся представители науки, культуры, литературы Баграт Улубабян, Саркис Абрамян, Гурген Габриелян, Марго Баласанян, Беник Овчян. Эти имена могут украсить историю любой страны.

В годы Второй мировой войны армяне Арцаха внесли свой вклад в дело уничтожения фашизма. 21 карабахец был удостоен звания героя Советского Союза, а Нельсон Степанян из города Шуши был удостоен этого звания дважды. Ованнес Баграмян, Амазасп Бабаджанян, Арменак Хамперянц, Ованнес Исаков – 4 маршала из этого маленького края.

23 тысячи арцахцев отдали свою жизнь делу защиты отечества. Пали, чтобы жила их старая и новая родина. Однако совершенно иные цели преследовали корыстные программы советского Азербайджана — Арцах без армян Арцаха.

И в конце 80-х арцахец снова был вынужден встать на пороге своего дома с оружием в руках.

В 1987 г. дымящийся огонь сменился пламенным костром. В тяжелых условиях был организован своеобразный референдум и 80 тысяч подписей избирателей, собранных в поддержку референдума, были посланы в Москву. А 20-е февраля 1920 г. стало правовой отправной точкой новой арцахской борьбы. Областной совет НКАО, выражая желание народа, принял историческое решение о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении.

Однако Кремль изначально занял позицию нетерпимости по отношению к Карабахскому движению. Воодушевившись поддержкой центральных (московских) властей, руководство Азербайджана прибегло к политике жесткой силы и насилия. Для поддержки движения армян Арцаха начиная с 21 февраля 1988 г. в Армении была начата большая волна массовых выступлений. В начале марта был создан комитет «Карабах». В Степанакерте руководил движением комитет «Крунк».

В Азербайджане истерия, развязавшаяся на религиозно-национальной почве, усиливается, и она вскоре разрастается в геноцид армян. Зверски были убиты сотни беззащитных людей в Сумгаите, Баку, Кировабаде и других густонаселенных армянами местах Азербайджана. Тысячи людей стали вынужденными переселенцами.

Сумгаитскому геноциду не была дана политическая оценка. И это, все более воодушевив преступника, привело к новой резне. Эти жестокости не сломили волю армянского народа, а, наоборот, он еще больше объединился вокруг идеи осуществления своих национальных целей.

Взволновалась также вся армянская диаспора. Многочисленные митинги и демонстрации были проведены в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Вашингтоне, Париже, Монреале, Торонто, Афинах, Буэнос-Айресе, Бейруте, Сиднее. Однако Moсква была непреклонна. Вдохновившись позволением центральных властей, руководство Азербайджана продолжило свою преступную политику. Окровавленная рука врага дошла также и до Карабаха. В области, под покровительством военной, захватнической диктатуры, республиканский оргкомитет создал колониальную власть под руководством дуэта Поляничко-Сафонов.

В мае и июне 1991 г. азербайджанские вооруженные отряды особого назначения (ОМОН) совместно с Советской армией осуществили военную операцию «Кольцо». В сопровождении военных вертолетов, пушек и танков они напали на Геташен, на селения Шаумянского района и разрушили армянские населенные пункты.

Следующим шагом в деле доведения до победного конца процесса наконец-то стать хозяевами территорий посредством опустошения исторического Арцаха от армян было уничтожение армян Автономной области Нагорного Карабаха. В июне 1991 г. полностью были разрушены более 20 армянских сел Мартакерта и Гадрута, были убиты и ранены сотни женщин, детей, стариков. В плен было взято более 700 человек, которые были подвергнуты жестокостям в тюрьмах Азербайджана. Тысячи людей вынуждены были покинуть родину своих прадедов.

Армяне Арцаха, потеряв надежду, ощущая призрак покровительства чужеземцев, с решительностью самим нести свой собственный крест, прибегли к оружию. С целью самообороны были созданы первые группы и отряды армянских ополченцев, которые в Шаумяне, Геташене и Нагорном Карабахе дали достойный отпор врагу. Но, увы, армяне имели бесценные жертвы – Татул Крпеян, Симон Ачигезян, Владимир Балаян, Леонид Азгалдян, Ашот Гулян, Монте Мелконян. Их святая кровь, пролитая на родной земле, стала еще ценнее, а борющийся за свободу народ стал более уверенным и непреклонным.

2 сентября 1991 г. в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районого Советов народных депутатов, где было принято постановление о провозглашении Нагорно-Карабахской республики.

Армяне Арцаха на пути воссоздания своей государственности, следуя конституции СССР и всем нормам международного права, 10 декабря 1991 г. провели всенародный референдум. 99,89% населения сказали «да» за провозглашения НКР.

В конце 1991 года были проведены первые выборы Верховного совета НКР. 8 января 1992 г. 33-летний Артур Мкртчян был избран первым председателем Верховного Совета.

Эти события были воинственно приняты руководством Азербайджана. Уже ощутимым становился приближающийся призрак широкомасштабной войны.

В конце 1991 г. Азербайджан начал вооруженную агрессию против Нагорно-Карабахской республики. Подобное быстрое развитие событий говорило о необходимости сформировать боеспособную армию из действующих порознь фидаинских отрядов. В кратчайший срок край был очищен от азербайджанских населенных пунктов, ставших их точками опоры, блестящим завершением которого стало освобождение Шуши 9 мая 1992 г. и открытие Лачинского гуманитарного коридора.

Используя расположенные в городе Гандзак силы бывшей советской 4-й армии, начиная с 12 июня врагу удалось захватить весь Шаумянский район, большую часть Мартакертского района, ряд сел Аскерана. Придя в себя от неожиданных ударов, силам самообороны Арцаха удалось снова взять инициативу в свои руки.

С 27 марта 1993 г. до конца августа под натиском карабахских сил противник был вынужден оставить Лачинский, Келбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Кубатлуинский и Зангеланский районы.

Благодаря решительности и вере в победу арцахца руководство соседней республики вынуждено было сесть за стол переговоров. Они были закончены установлением перемирия 14 мая 1994 г. Карабахский конфликт вошел в очередной мирный переговорный этап.

В результате военных действий были разрушены 85% промышленных сил Арцаха, существенная часть телекоммуникативных линий связи, а также значительная часть жилого фонда, сотни образовательно-культурных, здравоохранительных объектов.

Оказавшаяся в глухой блокаде страна была обязана не только вылечить свои раны, но также сравняться с политическими, экономическими процессами, принятыми в мире.

С 1994 по 2007 г. были проведены 4 президентских и 4 парламентских выборов. Первым президентом страны был избран Роберт Кочарян, в 1997 г. и 2002 г. – Аркадий Гукасян, а в 2007 г. – Бако Саакян.

Из-под руин стали появляться школы и культурные очаги. Необходимо было peшить насущные проблемы тысяч беженцев из Азербайджана. Все это невозможно представить без моральной, политической и материальной помощи армян Армении и всего мира. При непосредственном содействии Диаспоры были построены сотни километров дорог, десятки зданий школ, культурных очагов.

Была сформирована одна из самых боеспособных армий на постсоветском пространстве, которая является главным и надежным гарантом безопасности НКР и ее народа. Были открыты новые производственные предприятия. Созданную своей рукой свободу и независимость сегодня армянин Арцаха укрепляет своей мирной творческой деятельностью. Но все это не является пределом мечтаний армян Арцаха. Сегодня они хотели бы увидеть на карте НКР в качестве острова мира и спокойствия. Предпосылкой к этому стала конституция, принятая 10 декабря 2006 г. всенародным «да».

Непобедимый корабль арцахца, проплыв бурный океан, борясь против ига насилия, дошел до сметенного порта 21-го века. Это пристанище для открытия горизонтов. На пути создания новой государственности, преодолевая видимые и невидимые препятствия, НКР со справедливой требовательностью, жизнеутверждая настойчивой и непреклонной направленностью, требует от сильнейших мира подойти к ее суду и требованию с уважением и пониманием. Сегодня арцахец своей миротворческой деятельностью пытается не оставаться в стороне от общечеловеческих ценностей, чувствуя себя неотъемлемой частью образа жизни на планете Земля.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 08.10.11 15:46