Юбилеи

Нарине Эйрамджянц

Параджанов продолжается

31 марта в Колонном зале Екатерининского дворца в роскошном праздничном убранстве состоялся Юбилейный вечер Московского художественного театра имени С.ПАРАДЖАНОВА

Имя Параджанова всегда связано с праздником, или как минимум – с особым настроением. Даже из в самой тяжелой ситуации Мастер умел найти точку соприкосновения с Прекрасным. Вспомним серию знаменитых коллажей Параджанова, ведь они созданы в тюрьме, из подручных материалов, а что можно было найти в четырех стенах, живя среди людей, как правило, очень далеких от искусства? Но Мастер оставался собой в любой ситуации. И неуемная любовь к красоте, что жила в его сердце пережила Параджанова. И не обижайтесь, не обижайтесь на меня, но Параджанов, как и Гаяне Хачатрян, мог родиться только в одном городе на всем земном шаре – в Тбилиси. Через несколько лет после смерти Маэстро, его стиль, его представление о Прекрасном ожило в эстетике театра имени С.Параджанова – совсем в другом городе, в Москве. И возможно, эстетика театра уже не такая тбилисская. Но – абсолютно параджановская.

Если обычный театр начинается с вешалки, то Театр им. Параджанова живет и за пределами гардеробной. Это театр, который ни на йоту не отстает от своих создателей и от своих зрителей, чем бы они не занимались. Точно как йога или ушу – не спорт, но образ жизни. Вот и здесь, не театр – но мировосприятие. Основатель и художественный руководитель театра Владимир Габбе… О нет, этот официоз искажает суть. Владимир Габбе – хранитель параджановской Мистерии, ее стиля, ее пульса. Ему удалось сделать самое главное – сохранить параджановский карнавал. Ведь суть маскарада не только веселье, и не все маски улыбаются. И часто человек остается наедине со своей болью и горем, пока мимо него летит хоровод ряженных, и кто его знает, сколько на самом деле веселящихся в этом хороводе? И что было на душе у Мастера, пока он сидел в душной камере, чеканя «таллеры» из серебристых крышек от «мацони»? И может, это именно то, чего не хватает сегодня армянам? Умения красиво переживать боль, не привлекая к ней толпы зрителей, как мы часто любим делать?

Свой 15-летний Юбилей Театр отметил по истине грандиозной программой, подарившей публике удивительную палитру Параджановской планеты с яркими красками, живыми эмоциями, неподдельной откровенностью и фантастическим накалом праздничного настроения, как на сцене так и в роскошном колонном зале, где в этот незабываемый вечер все было посвящено образу Сергея Параджанова и пропитано талантом смелого, яркого, современного Театра, столь достойно хранящего наследство великого Мастера!

Среди почетных гостей Юбилея было много известных деятелей культуры и предпринимательства России и Армении. Уникальный почерк Театра и его вдохновенный полет чествовали Министерство культуры России, Посольство Армении, Посольство Украины, Союз театральных деятелей РФ, Союз кинематографистов, Союз журналистов России, ведущие средства массовой информации России.

В репертуаре театра большинство спектаклей связано с именем Мастера. Даже спектакль «Андерсен. Анатомия греха» по мотивам пьесы Пэра-Улова Энквиста является посвящением «Чуду в Оденсе», сценарию, который Параджанов так и не успел воплотить. Неудивительно, ведь театр рекомендует себя как «живая лаборатория легендарных снов Мастера» и вполне оправдывает свое название. Чего стоит постоянная художественная экспозиция театра, выставка коллажей, кукол и ассамбляжей «Параджановград», которая традиционно разворачивается в фойе перед спектаклями. В них – яркий стиль Маэстро, и его умение увидеть Нечто там, где все видят простые предметы. Но вот, художественный руководитель театра, Владимир Габбе, перенял саму суть параджановского коллажа, но развил его эстетику в совершенно новом ключе. А впрочем, что я вам рассказываю? Это нужно видеть. А какой фурор произвел «Параджановград» на фестивале памяти Маэстро в 2004 году? Многие после этой выставки стали клеить дома картинки из старых бус и цветастого картона. А какой был фестиваль – кажется, именно в его рамках состоялся последний творческий вечер Софико Чиаурели? А фестиваль тот был организован театром в 2004 году, но помнят о нем по сей день. Когда во время закрытия со сцены выпустили в зал пестрокрылых живых бабочек, зрители в зале закричали «это ОН! ОН с нами!»… Конечно ОН с нами! Параджанов слишком любил жизнь, чтобы душа его не откликалась на зов тех, кто любит жизнь также страстно. И в самом театре во время спектакля зрителя не оставляет впечатление, что он – свидетель древней мистерии, и вот-вот кто-то из актеров пронесется на сцене без всякой лонжи на самых настоящих крыльях.

Это волшебство и это трансовое состояние как на капище старых богов – вот он, параджановский дух! Вечная импровизация, вечный праздник. И – передача Смысла через мистерию, игру. Манера говорить, не говоря напрямую, но показывая в образе, когда историяне в конкретном сюжете и событии, а где-то между реплик и кивков полупрозрачного персонажа. Все сказано, все выражено… Но чем конкретно? А всем – каждый жест, каждый эпизод каждый луч осветительного прибора как ниточка на ковре. Каждая отдельно – это просто цветная нить, и только в сочетании – сложный орнамент.

У каждого Театра есть душа. И душа Параджановского театра – его прима, Луиза Габбе. Вот она, Актриса от рождения. Для кого-то быть настоящей актрисой, значит – постоянно играть. Возможно и так. Но по отношению к Луизе Габбе эта фраза приобретает совсем другое значение. Быть актрисой – значит уметь переживать эмоции своих персонажей как свои собственные. Все ее героини самодостаточны, полнокровны и так не похожи одна на другую. Но они – настоящие как любая из зрительниц, сидящих в зале и это незримо сближает их: ведь как бы ни отличались женщины друг от друга, их общая суть позволяет безошибочно отделить настоящее от наигранного.

Готовящийся проект театра – «Джан. Алхимия снов Армении». Два главных персонажа – Джан и Жаманак (душа тела и его время) встречаются в пустынном сне, два вечных архетипа армянской гено-загадки… Их встреча – как возможный ответ на вопрос, который армяне не перестают задавать себе в течение всего ХХ века: что же мы утратили? Где оно, наше сердце? И проносятся тени великих: Маштоца, Нарекаци, Лусаворича, Комитаса, и остается открытым вопрос – для чего все это было, все это несметное богатство умов, талантов, чувств? Для чего был весь этот путь армян – закапанный потом, и залитый кровью? Для чего даны нам несметные сокровища? Во имя чего растрачены? Армяне в ХХ веке слишком ошалели от своей боли, чтобы говорить о ней за пределами своего мира. И вот, в ХХI веке все чаще мы говорим на языке понятном всем, а не только нам. Вот и «Джан» бесконечно армянский, и понятный человеку любой культуры, все такой же яркий, но не тонущий в своем горе, а стремящийся вырваться из него. Не память о смерти, а символ воскрешения.

«Джан» поражает воображение современного зрителя (и не только армянина!) мощными сценическими решениями, новаторским методом воплощения самых ярких, роковых, могущественных страниц и образов армянской истории, удивляет волшебством изобразительного, визуального ряда и технологических средств, позволяющих создать фантастический эффект сиюминутного присутствия во времени и в пространстве!

Содрогается сознание, когда понимаешь, что сверхзадача проекта – заглянуть в запредельность распятия Армении, как в изъян на карте мира. Только по настоящему смелый и суперсовременный театр со своим лицом и мощным посылом способен сегодня сделать своему зрителю невероятное предложение: средством «ТЕАТРАЛЬНОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ» за два часа постановки 40 дней прожить в себе глазами Бога!

Великий Маэстро помимо своих тайн и загадок оставил нам в наследство свой животворный стиль. И на празднике его Театра, основатель и художественный руководитель Владимир Габбе добился самого главного, он сотворил настоящий ПРАЗДНИК, потрясающий своим размахом и эмоциональным подъемом. Праздник, как карнавал высокого параджановского вкуса и утонченного театрального мастерства.

Как и в творчестве великого Маэстро, лейтмотивным стилем юбилея театра стали КОЛЛАЖНОСТЬ и НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ, который с особенным изыском и отменным качеством парил с блестящей живой музыкой юбилейной церемонии (музыкальный руководитель Мадат АВАНЕСОВ).

За полтора десятка лет существования Театр не только продлил жизнь параджановским мечтам, таким, как его недоснятый фильм «Исповедь», но развил его эстетику, сделал его родной и сокровенной для нашего времени, так не похожего на параджановское. И давно уже нет бутылочек с серебристыми крышками, из которых Маэстро чеканил свои талеры, зато у его последователей осталась привычка создавать Красоту из всего, что попадается под руку, будь то кусок фольги или простое человеческое чувство.

Редакция журнала «Арагаст» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес Московского художественного театра имени С.Параджанова!

Юбилей театра им. С.Параджанова в фотографиях

Презентация проекта «Джан»

Балет из спектакля «Казанова»

Труппа театра на поклоне перед залом

Гости Юбилейной церемонии приветствуют артистов театра

Прима театра Луиза Габбе

Художественный руководитель театра Владимир Габбе

Сцена из спектакля «Казанова»


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 17.10.11 19:14/p>