Города мира

Армянское присутствие в Иерусалиме и других городах Израиля

В 2009 и 2010 гг. члены редакции журнала «Арагаст» побывали на Святой Земле. Своими глазами видели многие из армянских достопримечательностей Иерусалима и Вифлеема. Представляем нашему читателю краткую информацию об армянских святынях Израиля и фотографии Левона Осепяна на эту тему (на третьей странице обложки).

Третья страница обложки журнала «Арагаст» № 6 (2010)

Армяне в Иерусалиме

Присутствие армян на Святой Земле относится к ранним годам христианства, даже более ранним, чем обращение армянского царя Трдата в 301 г. от Р.Х. и принятие христианства армянами как государственной религии (они были первой нацией в мире, сделавшей этот шаг). Имеются исторические записи, свидетельствующие, что уже в 254 г. от Р.Х. архиепископы армянской церкви вместе с епископами греческой ортодоксальной церкви в Иерусалиме и Александрии (Египет) активно занимались раскрытием и подтверждением Святых мест, которые относились к домостроительству Иисуса Христа, а также постройкой сооружений для защиты ценностей раннего христианства.

Церковь в Иерусалиме была хронологически первой христианской церковью в истории, а первым архиепископом этой церкви был Святой Иаков, называемый в Евангелии «Братом Господа». В 381 г. от Р.Х. объединенный Совет Константинополя предоставил Трону Иерусалима права, равные с правами Рима и Константинополя. Таким образом, владыки Трона Иерусалима стали называться патриархами.

Первым официально зарегистрированным армянским патриархом Иерусалима был Абраам, который служил с 638 по 639 гг. от Р.Х. и получил хартию и официальное признание арабского халифа Омара Ибн-Аль-Хатабба. Хартия перечисляла права и привилегии армянской церкви на Святой Земле, гарантируя ее целостность и безопасность. На задней стене, у входа в армянский монастырь Свв. Иаковов выгравирована на арабском языке надпись, которая предостерегает всех завоевателей: «Настоящий декрет от нашего повелителя султана и короля Аль-Дахр Абу Сайд Магомета – да будут прокляты все недруги и их род. Пусть всемогущий Бог проклянет всех тех, кто нанесет вред или совершит какую-либо несправедливость в этом Святом месте. Абу Хейер Разам гарантирует это Армянскому конвенту Свв. Иаковов в Иерусалиме. 854 год Магомета (1450 г. от Р.Х)». Эти и предыдущие эдикты способствовали укреплению и увековечиванию целостности Патриархата и закладывали основу того, что последующие завоеватели относились к этим обетам с уважением.

Последнее и самое важное постановление было принято турецким султаном Абдул Меджидом в 1852 г. Эта декларация официально утвердила положения о «статус-кво» в Святых Местах, что определяет, регулирует и сохраняет без изменений права собственности в Святых Местах, дарованные исключительно трем основным христианским направлениям Греческому Ортодоксальному, Армянскому Ортодоксальному и Латинскому (Римско-Католическому).

Армяне – коренные жители Армянского нагорья, где находится гора Арарат. Согласно книге «Бытие», именно здесь остановился Ноев ковчег. Арарат является святым местом для армян, как Западная стена для евреев.

Армянский язык наиболее близок санскриту, и, вместе с греческим и с персидским языками, лежит в основе всех индоевропейских языков.

Согласно армянской традиции, практикующий христианин должен был совершить паломничество на Святую Землю хотя бы один раз в своей жизни. Невзирая на трудности, политические и экономические, тысячи армян стекались на Святую Землю каждый год. В прошлом Монастырь Свв. Иаковов мог приютить свыше 8 тысяч паломников.

Паломничество привело в Святой Город знаменитых армянских священников, государственных деятелей, королей и принцев, которые приносили свои дары и оставили свой след. Все еще можно увидеть выгравированные на стенах маленькие памятные армянские кресты-хачкары. Местная традиция говорит, что они были сделаны паломниками, и количество крестов в каждой группке соответствует количеству людей – членов семьи каждого паломника. В армянском обществе считалось большой честью быть паломником в Иерусалиме. Этим действием паломник получал специальный социальный статус так называемого «маптеса» («видевший смерть» – т.е. испытавший и преодолевший смертельные трудности на пути к Гробу Господнему).

Ко второй половине 7-го века на Святой Земле было более 70 армянских монастырей. В настоящее время Армянский квартал в Иерусалиме, являющийся домом для семейств армянской общины, занимает соружения некоторых из этих древних монастырей. На территории этого квартала также находятся: монастырь Свв. Иаковов, монастырь Свв. Архангелов и монастырь Святого Спасителя.

Армянский Ортодоксальный Патриархат и Монастырь

Армянский Патриархат является одним из трех братств в Иерусалиме, которые вместе делят ответственность и бесценную привилегию попечителей таких Святых мест как Церковь Святого Воскресения, Гефсиманский сад, Гробница Святой Девы Марии, Церковь Рождества Христова в Вифлееме и другие места.

Армянский монастырь расположен на библейской горе Сион, с территорией около 300 акров – это почти одна шестая часть Старого города. Кроме Собора Свв. Иаковов, другими историческими зданиями и строениями, расположенными на территории Патриархата, являются:

Церковь Святого Спасителя (Дом Каиафы), и Национальное кладбище:
Церковь Святых Архангелов (Дом Анны, Первосвященника);
Церковь Святого Теодора;
Секретариат Патриархата;
Резиденция Патриарха и Семинария (осн. в 1843г.);
Библиотека Галуста Гюльбенкяна и музей Мартикяна.

Патриархат также вмещает вторую по величине в мире библиотеку армянских древних рукописей. Она также содержит коллекцию бесценных одеяний и сосудов, надписей, картин, маленький книжный магазин и две типографские установки. Типография Монастыря Свв. Иаковов, основанная в 1833 г., является самой старой в Иерусалиме.

Армянам также принадлежат: исторический монастырь на морском берегу в Яффе, в Рамле, а также большой монастырь в Вифлееме, примыкающий к Базилике Св. Рождества Христова, а также другие объекты недвижимого имущества в Израиле.

При мусульманских правлениях армянские Патриархи Иерусалима и члены Братства Свв. Иаковов успешно защищали права Армянской Церкви, часто ценою собственных жизней. Патриархат оставался убежищем для армянских беженцев на протяжении всей истории. Во время Геноцида армян в XX в. более 1,5 миллиона наших соотечественников было истреблено Оттоманской Турцией, и тысячи бездомных беженцев и сирот были взяты под защиту и опеку Патриархата.

В течение нескольких веков Братство Свв. Иаковов, возглавляемое талантливыми и мудрыми патриархами, сохранило как целостность Патриархата, так и владение разными постройками и всей недвижимостью, превратив Иерусалим в крупный центр исследования и образования.

Настоящий патриарх является 96-м преемником трона Святого Иакова. Его Блаженство архиепископ Торгом Манукян был избран в 1990-м году. Его Блаженство вернулся в Иерусалим после 30 лет службы – был предводителем Армянской Церкви в Америке, (в Калифорнии, а затем в Нью-Йорке). Он окончил семинарию Патриархата и был одним из ее бывших ректоров.

Собор Свв. Иаковов

Собор Свв. Иаковов – трон армянских патриархов и сокровище Армянского Патриархата в Иерусалиме, – был построен до периода Крестоносцев. Он был построен над зданием гробниц первого епископа Христианской Церкви, Святого Иакова, известного как «Брат Господа», и Святого Иакова, Апостола из числа двенадцати, брата Иоанна Евангелиста, известного как «сын Зеведеев».

При входе в собор внимание сразу привлекают множество древних «кантехов» (лампад) и свеч, свисающих с высокого свода купола и отмечающих три алтаря. Лампады, единственный источник света, кроме естественного, по-прежнему с любовью обслуживаются молодыми служителями церкви. Свечи в канделябрах, сделанные мастерами Патриархата, с трудом разгоняют темноту, окутывающую церковь, и придают мистическую значимость армянскому церковному ритуалу.

Слева при входе находятся три маленькие часовни. В первой от входа находится гробница Святого Макария, архиепископа Иерусалима в IV в. Третья от входа – святыня, где голова Святого Апостола Иакова Зеведеева была захоронена в I в. после его казни правителем Иродом Агриппой I (около 44 г. от Р.Х.). За оградой перед алтарем церкви находятся два трона. Ближайший слева, с навесом, является троном Святого Иакова, «Брата Господа» и первого епископа Иерусалима, который захоронен под главным алтарем. Патриарх поднимается на возвышенность трона, но не садится на него, один раз в году, в январе, на праздник Святого Иакова, символизируя этим преемственность владычества епископов Иерусалима, ведущих свой отчет от первого епископа Иерусалима – брата Господнего Святого Иакова-младшего. Патриархом обычно используется другой трон, находящийся справа.

Собор в прошлом также служил как бомбоубежище. Во время арабо-израильской войны в 1948 г. единственное убежище, которое армяне могли найти во время ежедневных бомбардировок города, было в крепких и надежных пределах их Собора с его стенами толщиной в 1 метр. Во время одной, особенно тяжелой ночи, несметное количество снарядов всех типов упали на Собор и вокруг него, но никто не пострадал. Многие верующие после этого клялись, что видели таинственную фигуру, одетую в белое одеяние, стоявшую на страже на крыше Святого Собора и отводившую град снарядов своими руками. Верующие уверяют, что это был никто иной, как Святой Иаков.

Литургические церемонии и служба армянской церкви сохранили довизантийские и догригорианские песнопения, молитвы и традиции раннего христианства. Мы приглашаем Вас объединиться с нами в нашем духовном путешествии через время и пространство. Обратимся все вместе к Богу в этом храме. Посетители должны быть одеты скромно и вести себя уважительно, соблюдая этикет во время служб (шорты, обнаженные плечи и миниюбки недопустимы внутри Собора, также, как еда или питье). Собор открыт для посетителей в течение всей недели во время утренних служб от 6 до 7:30, и с 3 до 3:30 днем во время дневных богослужений. В другие часы посетители приглашаются посетить музей Мартикяна через отдельный вход, который находится дальше к югу по улице Армянского Патриархата в сторону Сионских ворот.

Иерусалимский Армянский
Ортодоксальный патриархат

The Armenian Patriarchate of Jerusalem
P.O. Box 14235, Jerusalem 91141
Tel: (02) 628-2331 [8 am – 12 noon and 1-4 pm]
Fax: (02) 626-4862


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 12.08.11 16:46