Выставки

Ольга Тимохина

«Праздничность и праздность Тифлиса» на вернисаже в Москве

Уже на протяжении многих лет каждый год весной в Москву приезжает известный коллекционер профессор Александр Богданович Пирадов. И в каждый свой приезд он с энтузиазмом истинного филантропа организует и проводит в столице масштабные просветительские акции. Не был исключением и этот год. Вечер «ТИФЛИСЪ!!! ТИФЛИСЪ!!!» прошел 14 мая в Доме-музее Марины Цветаевой, ставшем уже традиционным местом проведения таких мероприятий.

Программа вечера была насыщенной и разнообразной. Выставку работ тбилисских художников дополнила демонстрация короткометражных фильмов Левона Григоряна «Я – Гаяне из Тифлиса» и «Воспоминания о Саят-Нове». Так же был дан концерт, и состоялась презентация двух книг, изданных издательством «Рослин», – фотоальбома «Тифлис Александра Саакова» и «Евангелие от Авлабара» Агаси Айвазяна.

На выставке были представлены работы Ладо Гудиашвили, Елены Ахвледиани, Сергея Параджанова, Гаяне Хачатурян, Зураба Нижарадзе, Льва Баяхчева, Геворга Григоряна (Джотто) и Тенгиза Микоянца. Работы эти были взяты из частных коллекций: 4 картины выдающейся художницы Гаяне Хачатурян – из коллекции Валерия Ханукаева, 1 картина Зураба Нижарадзе и 2 – Тенгиза Микоянца – из коллекции Александра Пирадова, а все остальные работы и фотографии – из коллекции Арама Баблояна. Особый интерес вызвали две уникальные картины Гаяне Хачатурян из коллекции Арама Баблояна, написанные художницей в 1968 году в стиле наива и практически не известные широкой публике.

Выступает профессор А.Пирадов. Видны работы Г.Хачатурян и Л.Гудиашвили.
Фотография Ольги Пирадовой.

Работы С.Параджанова из коллекции А.Баблояна
Фотография Ольги Пирадовой.

В зале Дома-музея собралась интересная аудитория – профессора, искусствоведы, художники, журналисты, музыканты и вообще интеллигентные люди. Нечасто такую аудиторию можно увидеть на проводимых в Москве мероприятиях. На вечере присутствовал также советник по культуре Посольства Грузии Теймураз Карухнишвили, который в своем выступлении сказал, что «все эти мероприятия – вулкан любви, извержение высоких чувств Пирадова, его и моего поколения тбилисцев».

Слева на право: советник посольства Грузии в России Т.Карухнишвили, профессор А.Пирадов и режиссер Л.Григорян.
Фотография Ольги Пирадовой.

На вечере выступила и прочитала свое стихотворение поэт, публицист и общественный деятель Сэда Константиновна Вермишева, которая любезно согласилась ответить на несколько вопросов.

Выступает поэтесса Сэда Вермишева.
Фотография Ольги Пирадовой.

Сэда Константиновна, каково Ваше мнение о состоявшемся вечере? Как Вы относитесь к этому начинанию и практике проведения таких культурных мероприятий?

– На мой взгляд, очень ценно, что Александр Богданович организовал эту выставку. Я считаю, что, с его стороны, это большой гражданский поступок, потому что сегодня мало кто занимается художниками, особенно теми, кто «не в обойме» или кто каким-то образом оказался вдали от своей исторической родины. В данном случае речь идет о тифлисской школе художников, школе весьма интересной, к которой принадлежит много выдающихся имен, некоторые из них были представлены на выставке. Мне очень приятно, что Александру Богдановичу удалось соединить в экспозиции и прошлое, и настоящее. Не секрет, что нередко экспозиции грешат некой однобокостью: или показывают только современных художников, или только прошлых, в то время как необходимо давать их во временной, исторической связи. В данном случае Александр Богданович взял за принцип организации выставки художников тифлисской школы, географический принцип, а в этой географии он представил художников и прошлого, и настоящего времени. И сейчас, когда все связи почти разорваны, а отношения с Грузией особенно болезненны, мне кажется, с его стороны, это важный политический, художественный и нравственный шаг. Такое начинание необходимо приветствовать, всемерно поддерживать и быть благодарными за его энтузиазм. Мне понравилась и композиция вечера, которая получилась очень органичной. Мы с вами посмотрели фильмы и одновременно увидели замечательные картины. Одно дополняло другое. Александру Богдановичу удалось хорошо все совместить. Вечер прошел на одном дыхании.

– Какое впечатление на Вас произвели продемонстрированные на вечере фильмы?

– На мой взгляд, как раз через фильмы, снятые Левоном Григоряном, была интересно прослежана связь между Гаяне Хачатурян и Сергеем Параджановым. На меня большое впечатление произвел второй фильм, созданный из восстановленных кадров кинофильма «Цвет граната» Сергея Параджанова. Эти кадры – истинные произведения искусства, поэтическая и философская метафора. Мы увидели Параджанова во всем его богатстве художественного видения мира. Лично я всегда была привержена к большей строгости и в силу этого не была поклонницей творчества Параджанова. Когда я смотрю кино, я хочу, чтобы режиссер говорил со мной языком кино, а не языком живописи. Когда мне нужно посмотреть картины, я иду в картинную галерею. В драматическом произведении существует точка фокусирования, кульминации, катарсиса. Я считала, что у Параджанова этого нет, что он мыслит деталями, а не целым. Но просмотр фильма заставил меня изменить свое мнение. И нельзя не отметить большой труд Левона Григоряна, который в свое время работал ассистентом у Сергея Параджанова во время съемок фильма «Саят Нова» и которому удалось все это восстановить, собрать и показать нам. Мне кажется, что этот фильм надо показывать более широкой аудитории. Все-таки зал Дома-музея Марины Цветаевой был недостаточен для той аудитории, которая была бы достойна увидеть этот фильм.

– На вечере особый интерес публики вызвали картины выдающейся художницы Гаянэ Хачатурян, живущей и работающей в Тбилиси, а также фильм о ней и ее творчестве. Вам понравился этот фильм?

– Безусловно, мне очень понравился фильм о Гаяне. Любой художник, если он действительно художник, пропускает реальность через себя, трансформирует ее и подает по-своему. Трансформация жизни в художественные полотна у Гаянэ очень индивидуальна. Это совершенно особый стиль и особый мир. Но в фильме Гаяне показана как человек реальности, трезво и четко осознающий сегодняшнюю действительность и дающий ей абсолютно адекватные оценки. Очень подкупило то, что ее видение мира, само по себе абсолютно четкое, совершенно лишено какой-либо расплывчатости. Ее оценки точны, и драма, которую она переживает, – не только ее драма, это драма в общем-то многих людей на постсоветском пространстве. И она об этом четко сказала. Я это ценю и считаю, что и фильм о Гаяне также должен быть показан широкой аудитории.

Сэда Константиновна, Вы не случайно оказались на этом вечере. Что связывает Вас и Вашу семью с Тбилиси?

– Наша семья – тифлисцы по корням. Я родилась в Тбилиси, потом мы жили в Ереване, в Москве, но каждый год приезжали к бабушке и дедушке в Тифлис. Мои предки были одними из отцов города. Но мое отношение к Тифлису неоднозначное. Многие мои знакомые – родом из Тбилиси, связанные с искусством, говорят о Тифлисе восторженно. Но я попала в Тбилиси на длительное время в годы войны, приехав из Москвы, где мы пережили бомбежки, уход отца добровольцем на фронт. 18 дней мы ехали до Тбилиси в теплушках. И ту яркость, праздничность Тифлиса, которую культивируют и Гаяне, и Параджанов, я увидела тогда не как праздничность, а как праздность, беспечность и безответственность. Конечно, такое мое отношение было обусловлено временем, в котором я оказалась в Тбилиси. Я приехала из другого мира и не восприняла той жизни города. Кроме того, я пыталась наложить субкультуру Москвы на субкультуру Тбилиси, которые, конечно, были не совместимы, диссонировали. Вот почему я не понимала, за что мои друзья любят Тбилиси, его улочки, его балконы… Мне все это было чуждо. А вот сейчас в кадрах и картинах, в которых нам показали Тифлис, я вдруг увидела его глазами этих художников, и то, за что они его любят. Я поняла, что они любят самое дорогое и ценное, что есть в Тбилиси, – его отношение к жизни как к самоценности, со всеми ее мелочами. И это и вправду был красивый самобытный город, со своей субкультурой, со своими приоритетами, со своей праздничностью и праздностью.

Расширил границы этого вечера и вывел его за рамки тифлисской культуры концерт замечательных исполнителей, который погрузил слушателей в мир музыки, в мир больших страстей, пространств и чувств. Концерт начался с исполнения «Крунка» Комитаса лауреатом международного фестиваля «Золотая осень» Карине Гаспарян. Стихи Марины Цветаевой читала заслуженная артистка России Ирина Романова. Преподаватель Государственной академии музыки им. Гнесиных Нана Немсицверидзе исполнила пьесу Отара Тактакишвили «Дудуки», а также «Ноктюрн» и «Прелюдию» Шопена. Песню «Саят Нова» пела Марлена Мош. Музыкальным апофеозом вечера стал «Вальс» Равеля в переложении для фортепьяно, исполненный блестящим пианистом и композитором Артемом Агажановым. Зрители покидали зал со словами благодарности, обращенными к автору идеи вечера и его ведущему Александру Богдановичу Пирадову, и с надеждой на незабываемые встречи в будущем.

Играет преподаватель Государственной Академии музыки им. Гнесиных Нана Немсицверидзе.
Фотография Ольги Пирадовой.

Играет пианист и композитор Артем Агажанов.
Фотография Ольги Пирадовой.

Профессор А.Пирадов в процессе подготовки вечера.
Фотография Левона Осепяна.
14 мая 2008 года.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 29.01.09 16:19