Воспоминания

Кирилл Ковальджи

Мамин сон, Эдесса и Апостол Фома

Мама говорила, что ей снится город, в котором она никогда не бывала. Вспомнился и мне мой сон: совершенно незнакомый южный город, весь в ослепительно ярком солнце, верней, не город, а его кладбище, ниже улицы, на большой ступени-площадке, обнесенной каменными стенами. В левом углу – вход, справа – церквушка. Памятники, плиты, мраморные кресты… Очень хорошо помню, чётко.

Мы жили в бессарабском городе Аккермане как бы в двух реальностях. Провинциальный пограничный город. Тихая, размеренная, прямо скажем, сугубо обывательская, мещанская жизнь, а на том берегу – ломались устои, лилась кровь, большевики строили нечто небывалое. У нас была старая Россия, то есть ее бывшая бессарабская губерния, отошедшая после первой мировой войны к Румынии, а за Днестровским лиманом – новая Россия, с новым именем – Советский Союз. Но я, мальчишка, ничего про это не знал, верней, мне не говорили. Отец помалкивал, а мама совсем не интересовалась политикой, да и не только политикой. В нашем заштатном городе красовалась великолепная средневековая крепость, которая упорно свидетельствовала о чём-то значительном, давно забытом. Я не знаю, была ли мама в крепости, по крайней мере, при мне уж точно ни разу не бывала. Хотя посещала находящуюся поблизости старинную армянскую церковь, и то редко.

Мама была верующей, но как-то по-домашнему, по-родственному. Бог был чуткий и добрый заступник, он терпеливо выслушивал мамины молитвы, – маме часто приходилось молиться по ночам во время войны и когда отец был в тюрьме. Молилась она по-русски, армянская община к началу двадцатого века утратила родной язык (знали еще турецкий, а румынский осваивали с грехом пополам). Вот и мама помнила наизусть только «Отче наш» по-армянски, наизусть, не понимая слов.

Бережно хранился у нее древний пергаментный свиток с молитвами, написанными разноцветными буквами на армянском языке. Мама отрезала по кусочку, вшивала мне под подкладку пальто или пиджака, когда я уезжал. Несколько таких отрезков сохранились у меня до сих пор, другие – отнял мой друг поэт Аликян и послал их в Матенадаран, говорил, – это ценность! Больше ничего мама про своих предков не знала, у нее, как и у большинства ее сородичей, не осталось исторической памяти. Вот и я, грешный, только после смерти матери случайно заметил, что в Турции есть город Урфа…

Девичья фамилия моей мамы была Урфалова! Ее отец звался Никагос Урфалянц, то есть (в результате русификации) Николай Урфалов. По преданию, предки деда бежали от турецкой резни из города Урфы (Западная, «турецкая» Армения). Немало армян поселилось тогда в Бессарабии, но до сих пор не знаю, почему именно у деда была такая «городская» фамилия. Любопытство взыграло, когда обнаружил вдруг, что Урфа – это историческая Эдесса.

С опозданием, большим опозданием проснулся во мне интерес к прошлому. Мамы уже нет на свете, но может пригодиться сыновьям и внукам. Эдесса вдруг заговорила, как аккерманская крепость, о которой я уже знал всё, что мог. А тут открывается еще одна реальность и не просто историческая, а с примечательной религиозной традицией. Может, неслучайно оба моих сына без моей подсказки, будто что-то вспомнив, стали верующими, православными. Ведь и по линии отца был известный в Кишинёве священник Иоанн Ковальджи, построивший там церквушку (о нём я писал отдельно). Генетика?

Кстати, отцу довелось побывать в Армении. Не по своей воле – после фронтовой контузии. Он даже пытался выучить армянский, приобрел букварь, дразнил маму своими познаниями… Я тоже побывал в Армении (на юбилее Чаренца), рассказывал маме, как сказку, о неведомой ей прародине.

Эдесса была столицей Осроэны, небольшого царства, принявшего христианство раньше других. Я-то первой считал Армению, на несколько лет опередившей Рим. Но на этом открытия не кончились. Оказалось, что один из правителей Осроэны – Авгар Ухомо обратился с письмом за помощью к самому Иисусу Христу и получил от него устный (по другим источникам – даже письменный!) ответ. Более того, ученик Христа Аддай (Аддей или Фаддей) исцелил правителя. А послан он был апостолом Фомой уже после Воскресения Христа. Да и сам Фома посетил Осроэну, которая стала его почитательницей. И есть основания считать, что апостол Фома первым записал речения Христа, может быть, даже при Его жизни. И еще и еще раз – более того: в сирийских апокрифах сказано, что первоначально в Эдессе хранилась Плащаница (какая?), которая только много лет спустя попала в Константинополь, а оттуда – в Европу…

Апостол Фома… К моему стыду, о нём я, как и многие, знал только, что он «Фома неверующий» – нечто вроде имени нарицательного, обозначающего того, кому для веры нужны доказательства. И всё. Однако это фигура совсем не простая. По свидетельству Иоанна (гл. 11), когда Иисус собрался идти в Иудею к умирающему Лазарю, «ученики сказали Ему: Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда?» И только один не поколебался: «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдём и мы умрём с Ним».

«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

(Слабее в вере? Не знаю… Но уж точно – любил! Готов ведь был разделить с Христом Его участь, отдать свою жизнь!)

Никак не ожидал, что столько историй и мифов связано с Урфой (спасибо Интернету!)

Эдесса являлась одним из пунктов Великого шелкового пути – из Китая в Византию и Рим. При Селевке I Эдесса получила свое настоящее имя, тождественное с названием города в Македонской области Эматии (по удивительному совпадению, предки моего отца – из Македонии!). Антиох VII, по имени которого Эдесса называлась также и Антиохией, основал здесь во втором веке до р.Х. Эдесское или Осроэнеское царство. Его потомки все носили почетное имя Авгар («могущественный»).

С.Сальникова в книге «Тайны Новозаветных Евангелий» (изд. «Когелет», М., 1999) сообщает: Сирийские апокрифы, написанные в Осроэне, привлекают особое внимание, потому что в их основе два исторических события – пребывание в Эдессе нерукотворного образа – Плащаницы Xpuста и переписка Иисуса Христа и царя Авгара. В 944 г. арабы, владевшие тогда Эдессой, выдали христианам их реликвию – Плащаницу. В 1032 г. византийцы овладели Эдессой и взяли самый почетный трофей – письма Христа и царя Авгара, где их след затерялся.

Тут следует сделать отступление – похоже, Сальникова совмещает Убрус – нерукотворный образ Христа, полученный, по преданию, Авгаром, с Туринской плащаницей. Об Убрусе рассказывает древнерусская версия красивой старинной легенды:

Царь Авгар послал иконописца, некоего Луку, в Иерусалим, дабы он написал образ Иисусов.

«И пришел Лука в Иерусалим и вошел в собрание, где Иисус учил, и, встав в удаленном месте, стал писать образ Иисусова лика природными красками, недоумевая, как ему удастся постигнуть непостижимое <…> И тотчас Иисус воззвал, говоря: «Лука, Лука, Авгаров посол, дай мне плащаницу, что принес от Авгара». И вошел Лука в собрание и отдал Иисусу плащаницу. И тотчас воды попросил Иисус и омыл пречистое и Божественное Свое лицо водою, а плащаницею отерся. О чудо, выше ума, превосходящее разум! Простая та вода преобразовалась в краски и, скатившись, закрепилась на плащанице, и явился образ Иисусов на плащанице, так что ужаснулись и в страхе все были. И отдал его (образ) Фаддею апостолу и послал его в град Эдессу, где лежал Авгар болящий на одре шесть лет».

Здесь плащаницей названа вовсе не Туринская. Однако в фундаментальном исследовании В.Сойфера (США) «Туринская плащаница и современная наука» («Континент», 2003, № 118) говорится о находке, которая «подтверждает мнение относительно трансформации Мандилиона (эдесский лик Иисуса) в плащаницу именно в XII веке. Во всяком случае, в XII веке появились многочисленные свидетельства раскрытия «тайны Мандилиона». В частности, в проповеди Папы Стефана II, записанной в 1130 году, говорится о посланной Христом Авгару «ткани белой, как снег, на которой чудесное изображение лика Господня и всего Его тела во всю длину было столь божественно представлено…». В фундаментальной «Истории Церкви», принадлежащей перу английского монаха Ордерика Виталиса (около 1130 года), также упоминается ткань, на которой виден не только лик Иисуса, но и «пропорции тела Господня».»

Остается непонятным как могло в легенде прижизненное изображение Христа превратиться в посмертное. Вполне возможно, что посмертное (уложенное для тайного хранения так, что оставался виден только лик и потому названное Мандалионом) стало источником мифа о прижизненном…

Как бы то ни было, для меня немаловажно, что то и другое связывается с Эдессой…

В составе Восточной Римской империи росло значение Эдессы. Более 300 монастырей насчитывалось в пределах её стен; она служила постоянным местом пребывания отца церкви Ефрема Сирина и школы его последователей. Во время арианских, монофизитских и несторианских неурядиц Эдесса играла немаловажную роль.

В одном из сирийских апокрифов об Апостоле Иоанне, многие годы проповедовавшем в Эфесе, в его речи содержится признание первенства Урхи (Эдессы) в христианизации стран Средиземноморья:

«Господь мой! яви Себя здесь, пред общиной сей, которая в Тебя уверовала просто. И также да услышат народы земные, что первенствовал град Эфес, град Твой, в благовествовании Твоём перед всеми народами, и стал сестрой второй для Урхи парфянской»

По церковному преданию, апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный копьями, скончался.

Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С его именем связана Аравийская (или Арапетская) икона Божьей Матери.

Любопытна трактовка образа Фомы у немецкого ученого Отто Рана (в пересказе Оксаны Гор из книги «Код Завета», изд.-во «Вектор», СПБ, 2006 г.):

«Есть в истории раннего христианства одна таинственная фигура…<…> По свидетельству Евсевия Кесарийского, церковного историка IV века, Фома отправился с миссионерской деятельностью на северо-восток, к парфянам. …Кстати, по сей день существует секта сирийских христиан, называющих себя «христианами святого Фомы».

Получается, Фома был одним из наиболее активных учеников Иисуса.

Но кем же на самом деле был Фома?... Фома, собственно говоря, и не имя даже. «Фома» (Toma) восходит к общесемитскому корню «t’m», означающему «делить пополам, двоиться». Речь идет не столько о «близнеце» Иисуса, сколько о его... двойнике!

Какая же тайна здесь скрыта? Кому Фома приходился близнецом, двойником?

Когда в апокрифическом тексте Иисус явился некоему юноше, тот... «увидел Господа нашего в облике апостола Иуды Фомы... Господь сказал ему: Я – не Иуда, называемый Фома. Я его брат».

В неканонических версиях Евангелий именно Иуду Фому называют братом-близнецом Иисуса, «верховным апостолом, посвященным в тайное учение», и «вторым Мессией». Причем данные неканонические Евангелия были широко распространены в таких отдаленных окраинах раннехристианского мира, как Испания и даже Ирландия...

По свидетельству Евсевия: «Еще живы потомки рода Господа и внуки Иуды Фомы, который, как говорят, был Его братом во плоти».

Далее в апокрифе об апостоле Фоме излагается уж вовсе фантастическая версия о том, что Христос после Воскресения отправился в Индию. Стиль произведения – переплетение событий реального мира и видений, где Иисус вроде бы Фома, а Фома вроде бы Иисус (двойник? близнец?).

Куда интереснее обратиться к речениям Иисуса, собранным апостолом Фомой (эта рукопись, исключительной ценности, обнаружена лишь в 1945 году!). Приведу выдержки из начала:

Евангелие от Фомы

Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.

1. Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.

2. Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! – тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно – в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас.

10 Иисус сказал: Я бросил огонь в мир, и вот я охраняю его, пока он не запылает.

19. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.

20. Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.

21. Если вы у меня ученики (и) если слушаете мои слова, эти камни будут служить вам.

27. Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, – тогда вы войдете в (царствие).

29. Ученики его сказали: Покажи нам место, где ты, ибо нам необходимо найти его. Он сказал им: Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то – тьма.

30. Иисус сказал: Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего.

…Всего речений 118. Тут есть над чем подумать и теологам, и философам, и каждому из нас… Признаюсь, лично мне Фома близок и тем, что любил Христа и тем, что хотел убедиться в его воплощении после Воскресения.

Судьбы Урфы, как и Аккермана, наводят на мысль о бренности славы и власти. Был же древний Аккерман (Тирас) продвинутой Римской колонией, имел даже свою эру (с 54 г. п.р.Х.), чеканил дважды свою монету – при римлянах и при молдавских господарях. Теперь он захирел, подавленный молодой динамичной Одессой, да и Урфа – кому известна? Бог весть, как она сейчас поживает. Говорят, там еще немало христиан – а вот остались ли армяне после турецкой резни 1915 года, не знаю.

В Аккермане на паперти армянской церкви лежат мраморные плиты с полустертыми надписями. Наверняка армянские памятники и надгробья сохранились и в Урфе и, может, среди них значатся и имена Урфаловых (Урфалянц).

К сожалению, армянское кладбище в Аккермане (ныне Белгороде-Днестровском) уничтожено после войны при строительстве какой-то трассы, а армянская церковь XIV века в полном запустении…

Мне хочется верить, что приснившееся мне кладбище, находится в Урфе. И что мамин сон – через века – переданное предками воспоминание об этом городе.

Маме уже не рассказать, но для себя, как в свое время прошлое Аккермана, я открыл вторую реальность, о которой не ведал, – теперь для меня в городе моих предков Эдессе проповедует Христа выступивший из полутени апостол Фома. Может быть, предтеча Евангелистов.

Отец и мать. 1930


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 10.03.09 17:32