Этика Поэтики...
(О поэзии Сэды Вермишевой)
...Поэт – не тот, кто – в рифму... Поэт – это...
Поэзия Сэды Вермишевой – это...
По строчкам тонким, дышащим свободой, легко вычерчивается дух, характер, нрав, порода...
У Сэды в динамичной лаве – слагаются стихи во человеческой оправе...
Веков пространства – гулкие общенья – и колких образов системность совмещенья...
ОбрАзны клавиши, нажатые привольно. Когда играют музыку – и боль не бОльна...
Как Время-во-Пространстве – хронотопно – так в Сэдином стихе – Поэтика Этически полетна...
А смыслам – плотно!
Здесь сказочно-фольклорна метафорика, где все – живые в унисон – дожди, деревья, вечера... Лицотека оживших персон.
«...Смуглый хозяин мест этих вечер...»
«...Грезит в ущелье родник...»
Бьет фантазия сквозь сказочный стих!..
Речитативна, интонационна – поэта речь величава
темпераментна
традиционна...
Сэдин стих – постмодернов, где «ветер смешает названья».
Смещаются и времена, и страны... И только нравы – в жестких абрисах
Любви – несмешаемо неразметаемы...
Здесь «даль глуха». И часто плачут – «солнце, я, весна, примкнув друг к другу горькими плечами».
В разноОбразном соединении всего – со всем – движению не выставлен предел. И только человеческих начал очерчен четко чарственный очаг...
Когда основа поэтических основ стала зыблемой, лишившись стилистических оков (что прекрасно!), – основа нравственных начал стала обостренно искренней смыслопророненной. Сэда Вермишева очень чувствительна к этической чистоте поэтического формального экстрима...
В творческом почерке – в этих росчерках по жизнеочеркам – бьется в Сэдиных строчках не гиперболь гипербол, а – «рокот взыскующий». Не «голос тоскующий» – «только всплеск невозможного чаянья»...
Не отчаянье – можно нагнетанцем взыскующих смыслов забить божественный промысел – импульс, движущий к Жизни...
Когда-то Владимир Маяковский, откликаясь на унылую чреду бесконечных стихов о войне (во дни Начала Первой Мировой), заявил, что надо писать не о войне – а войною!
Так сегодня Сэда Вермишева – в эпоху этической разрухи и свободы от... – не морализаторствует прямыми этизмами. Прямолинейными сентенциями н постулатами... Она предстает бесконечным Поэтом...
Высокостильна вся атмосфера этой Поэзии. Сам дух, творящий ее. Все пронизано проницательным и пронзительным чувством ответственного максимализма...
Поэтический философ Михаил Бахтин, много сил отдавший разработке проблем, оказавшихся крайне актуальными именно сегодня, писал еще на заре прошлого века:
«...Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов. Личность должна стать сплошь ответственной...» («Искусство и ответственность», № 91)
Творчество Сэды Вермишевой развивается совершенно в русле Бахтинских идей... Но исполнить свою миссию наиболее эффективно можно, лишь находясь на территории культуры... Сэда – Поэт больше, чем философ. Художник – больше, чем морализатор... Она всегда помнит, что работает в Слове, а не только в Смысле. В Образе, а не только в Трактате о...
Ее лирика – своестильна. Музыка метафор – захватывает... Словесная вязь – импрессионистична и экспрессивна. И картина оказывается объемной и динамичной.
Стихоходь ее словесных па – по-фирменному своенеобычна. Постановка глаголов во фразе, пластика строки – диктует наслажденье текстом, а не только – исправленьем нравов...
Эксперимент Сэды Вермишевой по воссоединенью тотально разъединенных сегодня Миров – этики-с-поэтикой – продолжается...
И даже – обостряется...
[На первую страницу]
Дата обновления информации: 26.01.09 16:39