Из истории Геноцида армян

Александр Фитц

Геноцид армян и российские немцы

Во многих странах 24 апреля отмечается как День памяти жертв геноцида армян 1915 года. Но наряду с полутора миллионами армян тогда же в Османской империи было уничтожено от 500 до 700 тысяч христиан-ассирийцев, сирийских христиан-несториан, халдеев. Наконец, геноциду подверглись курды-езиды (не мусульмане) и греки. Если же к ним прибавить тысячи жертв перманентно массовых «зачисток от неверных» XIX века, то 24 апреля правильнее именовать Днем памяти жертв геноцида христиан.

Об этом предпочитают не вспоминать

Уместно напомнить, что турецкий султан Абдул Гамид еще в 1874 году цинично заявлял: «Чтобы разрешить армянский вопрос, нужно истребить всех армян»1 . И вот такой шанс, как решили руководители партии младотурок «Единение и прогресс»2 , пришедшей к власти в результате переворота 1908 года, настал.

24 апреля 1915 гоaда повсеместно начались массовые аресты армянской интеллигенции. Ну а о том, что произошло затем, одним из первых поведал миру австрийский писатель, еврей по происхождению, Франц Верфель, опубликовавший в 1934 году роман «Сорок дней Муса-дага»3 , который, как отмечала критика того времени, «заставил человечество по-иному взглянуть на происходящие и грядущие события в мире».

«...Мужчин арестовывали и, скрутив всех вместе веревкой, в ближайшем же лесу, овраге или каменоломне расстреливали... Женщин и детей гнал конный конвой. Путь был трудным даже для солдат, а женщинам и детям идти по каменистым и песчаным тропинкам под палящим солнцем было невыносимо. Они умирали по пути от жажды, голода, жары, побоев конвоиров, которых предварительно проинструктировали покончить с пленниками в пути. Турецкие и курдские крестьяне в тех деревнях, через которые шел путь мучеников, нападали на них и забивали до смерти камнями и палками, в этом солдаты им не препятствовали и даже поощряли. В некоторых деревнях женщин выставляли на площадь, как рабынь, и продавали их для гаремов. Ближе к концу пути конвой уставал, и солдаты принимались убивать уцелевших женщин и детей...»

Естественен вопрос: как на все это реагировала международная общественность и правительства христианских государств? Сегодня, спустя десятилетия, можно ответить: более чем спокойно. В противном случае ничего подобного, что пришлось испытать христианам в «правоверной Порте» произойти просто не могло. Никогда и ни при каких обстоятельствах.

Говоря это, я прежде всего имею в виду Францию, Великобританию, Италию и США, которые в 1-й Мировой войне противостояли не только Германии, но и ее союзнице Османской империи. О Российской империи разговор особый и несколько позже. Сейчас же я хочу остановиться на отношении к случившемуся немцев, тем более, что в прессе и выступлениях некоторых политиков время от времени звучит мысль, будто бы едва не они сами спровоцировали этот антихристианский кошмар.

Приведу лишь несколько документов и свидетельств, которые любезно предоставил мне живущий в Вормсе публицист и историк доктор Роберт Корн, также занимающийся этой темой. Итак, вот каковой была реакция немцев, в том числе официальных представителей Германии, проживавших тогда в Османской империи.

Телеграмма немецкого консула Шойбнер-Рихтера в германское Посольство в Константинополе.

Перевод с немецкого, Эрзерум, 2 июня 1915 г.

«Мои переговоры с главнокомандующим относительно выселения армян не привели к положительным результатам. Армянское население из всех долин, по-видимому, и из Эрзерума, должно быть выслано в сторону Дейр эл-Зора. Эта депортация большого масштаба равносильна массовому уничтожению, т.к. из-за отсутствия каких-либо транспортных средств даже половина депортируемых не достигнет живыми места назначения и, видимо, депортация эта повлечет за собой не только разорение армян, но и всей страны. Основания военного характера не могут быть подведены под эти акции, потому что возможность восстания местных армян исключена, ибо депортируемые – это старики, женщины и дети. Армяне, которые переходят в ислам, не высылаются. Осмотренные мной покинутые армянские деревни были разграблены; разграблен также и монастырь Кизилванк, церковь которого опустошена.

Шойбнер-Рихтер»4.

Посол Германии фон Вангенгейм 7 июля 1915 года сообщал в Берлин, что турецкое правительство на деле преследует цель «уничтожить армянскую расу в Турецкой империи». А 28 июля 1915 г. консул Шойбнер-Рихтер докладывал послу Вангенгейму из Эрзерума:

«Сторонники местного вали5 Тихсин-бея откровенно признаются, что конечной целью их деятельности является полное уничтожение армян в Турции. После войны «у нас в Турции армян больше не будет» – таково дословное высказывание одного авторитетного лица.

Поскольку этой цели нельзя достичь при помощи различного рода избиений, здесь надеются, что лишения за время длительного пути до Месопотамии и непривычный климат довершат все. Это «решение» армянского вопроса кажется идеальным всем сторонникам крайнего направления, к которым принадлежат почти все военные и правительственные чиновники. Сам турецкий народ ни в какой мере не согласен с таким решением армянского вопроса и уже сейчас тяжело ощущает хозяйственную нужду, возникающую в этой части страны в результате изгнания армян.

Шойбнер-Рихтер»6.

Происходящие в Османской империи события волновали не только официальных представителей Германии, но и ее рядовых граждан. 16 августа 1915 года группа подданных Германской империи, проживавших в Конии, писала в посольство в Константинополе следующее:

«...Итак, все предпринятые меры, по-видимому, вводятся к полному уничтожению армян.

Это бесчеловечное отношение – неизгладимое позорное пятно в мировой истории не только для турок, но и для нас, немцев, если мы будем смотеть на это дело, сложа руки, и допустим уничтожение этого народа. Совершенно независимо от всего прочего подобный, весьма печальный образ действий противоречит интересам экономического положения страны, причем и немецкие предприятия пострадают, если погибнет этот трудолюбивый народ.

Если нижеподписавшиеся берут на себя смелость отправить императорскому посольству сообщение об этих фактах, то они делают это, полагая, что таковые в полной мере известны германскому императорскому посольству.

Мы, немцы, вынужденные каждодневно наблюдать эти возмутительные бесчинства, чувствуем себя обязанными протестовать против всего этого в качестве представителей культурного государства, находящихся среди полуцивилизованного народа.

Мы надеемся, что просьба наша будет уважена и что судьба тысяч и тысяч ни в чем не повинных женщин и детей будет хотя бы смягчена.

С глубоким уважением,

Вилли Зеегер, руководитель индустриально-торгового акционерного общества в Анатолии, филиал Кония»;
Георг Бигель, учитель средней школы;
Генрих Янсон, заводской мастер;
Ю.Е.Маурер, дипломированный инженер».7

23 августа 1915 г. подполковник германской военной миссии в Константинополе докладывал из Эрзерума:

«...После всего случившегося можно с уверенностью признать нижеследующее.

Решение об изгнании и уничтожении армян принято младотурецким комитетом в Константинополе; им же, по-видимому, организовано и осуществлено это при помощи военных властей и различных банд.8 С этой целью, кроме местной администрации начальника полиции Хулуси-бея и главнокомандующего Махмуда Кямиль-паши, на местах находились члены Комитета Хильми-бей, Шакир-бей, депутат Эрзрума, Сейфулла-бей.

Подполковник Штанге».9

А 7 октября 1915 года посольство сообщало из Константинополя, что из двух миллионов армян Османской империи полтора миллиона уже депортировано, причем один миллион человек из них при этом погиб.

Наряду со многими известными деятелями мировой культуры немецкий богослов и правозащитник Иоганнес Лепсиус призывал европейские правительства воспрепятствовать расправе над армянами. Немецкий поэт и писатель А.Т.Вегнер10, находившийся в 1915 – 1916 годах в Турции в качестве офицера санитарной службы и одновременно являвшийся корреспондентом ряда европейских газет, посвятил трагедии армянского народа цикл исторических очерков и рассказов и по мере своих сил пытался обратить внимание общественности Германии на зверства турок.

Таким образом, судьба армянского народа в Османской империи не оставила равнодушными как простых граждан Германии, свидетелей кровавой трагедии, так и официальных представителей страны. Но как же отреагировал на приведенные сигналы официальный Берлин? Там, как можем мы судить сегодня, всем этим сообщениям не придали особого значения. Их рассматривали в качестве «внутренних турецких административных мер», в которые Германии вмешиваться не пристало, ибо Османская империя была для Германии страной-союзницей, и этим для Берлина было все сказано. Ни о каких официальных демаршах и протестах против геноцида армян со стороны Германии в такой ситуации не могло быть и речи. Вопрос же о том, почему соответствующие меры не приняли Англия, США, Франция и другие страны, выходит за рамки данного очерка.

Не искази...

Кто-то наверняка пожмет плечами: мол, зачем нам, живущим в XXI веке, ворошить события давно минувших дней? Разве сегодня горя и крови меньше? Отвечу: нужно это прежде всего для того, чтобы исключить возможность повторения подобных преступлений, тем более, что зло продолжает править миром. Ну а речь в нашем случае должна идти не о «вечной материальной контрибуции» или «вечном посыпании турками (современная Турция является преемницей Османской империи) пеплом своих голов», а скорее, о возмещении армянам, ассирийцам, грекам, потомкам других христианских народов, проживавших на территории Блистательной Порты, морального ущерба. О гарантиях безопасного их возвращения на земли предков. О не замалчивании, а также искажении фактов истории. Впрочем, тут, сам того не желая, я невольно вторгся в сферу высокой политики и хитромудрой дипломатии. Но коли уж так случилось, то назову страны, парламенты и правительства которых признали геноцид армян. На январь 2008 года это были Аргентина, Австралия, Кипр, Бельгия, Франция, Ливан, Литва, Россия, Словакия, Швеция, Швейцария, Нидерланды, Уругвай (в 1965 году эта страна первой официально признала геноцид армян), Ватикан, Польша, Италия, Канада и Греция. Кроме них, геноцид армян признали 10 штатов США: Коннектикут, Мичиган, Нью-Джерси, Вирджиния, Южная Каролина, Нью-Йорк, Массачусетс, Калифорния, Джорджия и Северная Каролина. Большинство депутатов, представляющих Уэльс в парламенте Великобритании, также подписали резолюцию, признающую геноцид армян и ассирийцев, а в 1987 году факт геноцида осудил Европейский парламент. Но почему среди государств, признавших геноцид, нет США, Великобритании, Германии, Израиля, ближайшей соседки Армении – православной Грузии? Они что, отрицают его? Нет, все много прозаичнее. Судя по заявлениям их руководителей, которые цитируются прессой, в этом нежелании признать очевидное они руководствуются исключительно нынешними геополитическими интересами своих стран. Невольно вспоминается, как однажды в беседе с Иосифом Сталиным один из европейских политиков сказал ему, что Ватикан является сильным игроком в большой политике. На что «вождь всех народов», пыхнув дымом из своей знаменитой трубки, заявил: «Да? А сколько у Ватикана танковых дивизий»? У Армении, как и у Ватикана, танковых дивизий нет. И нефти нет. И газа... Так что с признанием геноцида американским Конгрессом, израильским Кнессетом, немецким Бундестагом, парламентами Великобритании, Грузии, других демократических стран армянам придется подождать.

«От Стамбула до Китая – только мусульмане!»

Впрочем, сегодня я хочу поговорить не об этом, а том, как и кто спас от тотального уничтожения армян, ассирийцев, других христиан Османской империи. Но прежде уточню – обвинять исключения турок в организации геноцида – грубейшее заблуждение. В массовых убийствах, наряду с турецкими воинскими частями и башибузуками, участвовала курдская гамидие (кавалерия), банды мусульман-арабов, азербайджанские отряды.

Объективности ради отмечу, что не все турецкое общество (в отличие от младотурок, инициировавших резню, а заодно их ближайших друзей, вроде финансово-политического авантюриста, яростного ненавистника России Александра Гельфанда-Парвуса, части большевиков-ленинцев и верхушки германского генштаба) с восторгом и одобрением, как пытаются представить некоторые исследователи, восприняло факт геноцида армян и других христиан.

Так, генерал турецкой армии Шериф-паша, ставший в связи со своими взглядами на эту трагедию неугодным правящей верхушке, опубликовал в выходящей на французском языке швейцарской газете Journal de Geneve (9. IX. 1915) открытое письмо, в котором, в частности, говорилось: «Если существует народ, оказавший большие услуги Турции благодаря государственным деятелям и талантливым чиновникам, которые вышли из его среды, в силу своих умственных способностей, проявляющихся во всех областях – в торговле, промышленности, науке и искусствах, – то это армянский народ. Нет ни одного просвещенного турка, который не подписался бы под следующим заявлением, сделанным моим покойным другом, депутатом английского парламента Линчем: «Армяне исключительно приспособлены к тому, чтобы быть носителями новой цивилизации; им стали близки наши самые высокие идеалы. Они усваивают новые достижения европейской культуры с большой жадностью и овладевают ими в таком совершенстве, которого никогда не могла достигнуть ни одна нация». Но его голос, а также призывы других людей, пытавшихся привлечь внимание мировой общественности к армянской трагедии, остались неуслышанными.

Великий полярный исследователь, будущий лауреат Нобелевской премии мира Фритьоф Нансен вместе с видными деятелями мировой культуры и политиками англичанами лордом Джеймсом Брайсом и Арнольдом Тойнби, немцами Иоганнесом Лепсиусом, Армином Вегнером, Карлом Либкнехтом, французом Анатолем Франсом, русскими Валерием Брюсовым и Максимом Горьким также попытались остановить этот кошмар, призвав европейские правительства воспрепятствовать расправе над армянами. Но все это случилось позже, после того, как 29 октября 1914 года германо-турецкий флот обстрелял Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск. В ответ 2 ноября Россия объявила войну Османской империи. Та, естественно, была к этому готова и объявила о начале джихада (священной войны) против Англии, Франции и России.

Вступление османской Турции в войну на стороне Центральных держав позволило лидерам младотурок во всю мощь запустить маховик чудовищной программы физической ликвидации армянского и шире, христианского клина, тормозившего, по мнению фанатиков-националистов, осуществить идею «светлого будущего» – создание Великого Турана. «Барьер» между турками и исламскими народами Кавказа, Ирана и Средней Азии мешал этому проекту, и идеологи младотурок заявляли: «Нам нужно, чтобы от Стамбула до Индии и Китая было лишь мусульманское население»11.

Армянин в Турции – это даже не немец в России

Однако первые результаты боев для османских войск оказались катастрофическими. Во-первых, Энвер-паша, возглавивший турецкую армию на Кавказском фронте, не принял в расчет суровость тамошней зимы. Кроме того, он и его германские советники явно недооценили боевой дух и стойкость противостоящей им русской армии и в результате в декабре 1914-го и январе 1915 годов потерпели ряд сокрушительных поражений. Но турецкое правительство решило «из этой неприятности извлечь для себя приятность», обвинив во всех бедах и поражениях исключительно армян. Наряду с показательными казнями «предателей», буквально всех армян и ассирийцев, находившихся в турецкой армии (причем не только на русском направлении), разоружили, а впоследствии уничтожили.

Примечательно, что туркам в этот момент противостояла армия генерал-адъютанта графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова, укомплектованная в значительной степени также «неблагонадежным контингентом» – российскими немцами, которых в массовом порядке снимали с Западного фронта, опасаясь, что они перейдут на сторону врага – воинских подразделений Германской и Австро-Венгерской империй, и перебрасывали на Кавказ. Слово автору фундаментального исследования «Немцы в Русской армии накануне и в годы Первой мировой войны»12, российскому историку Юрию Веремееву: «В литературе автор не нашел случаев массового дезертирства и перехода немцев – солдат русской армии к «братьям по крови» – солдатам германской армии (нельзя исключать отдельные факты, но все равно, если таковые и случались, то не были распространены). Как и все подданные России, российские немцы доблестно сражались против общего врага. Попытки германской пропаганды (уже в Первую мировую войну находившейся на высоком уровне) разложить «немецкие» части (в том числе и на Кавказском фронте) успехов не имели». От себя добавлю, что полки, укомплектованные в основном немцами, а также офицеры-немцы до последнего сохраняли верность присяге даже в момент, когда самодержец отрекся от престола, а Российская империя рухнула.

О настроениях с началом Германской войны большинства российских немцев, оставшихся верными присяге Государю Императору, писал в одном из своих произведений генерал П.Н.Краснов, приводя типичные рассуждения старого служаки генерала Раупаха: «Другие фамилии меняй. Глюпость одна. Меня назови Рубаковым, я все немец биль и немец остался. Кровь не переменишь. Но я присягал моему Императору, и я знаю свое ремесло. На той стороне, у императора Вильгельма, в королевских уланах мой брат служит. Ви скажить солдатам. Рубить его, как следовает быть. На то война! Вы знаете, покойной жены полковника Саблина дядя – барон Корф – против нас начальник штаба. Ничего! Ми ему покажем. Надо быть честный немец и кровавый русский»13.

Но немцев вынуждали менять не только имена. По России, набирая силу, покатились волны экспроприаций и погромов, когда людей убивали, грабили только за одну фамилию или акцент. Причем зачастую жертвами становились не только немцы по происхождению, но и прочие европейцы с неславянскими фамилиями, жившие в России. Власть на весь этот кошмар взирала достаточно благосклонно, считая, что «нужно дать возможность православным выпустить пар».

«Надо было бы все имения, дома и фабрики, – писал в 1915 году аноним Великому Князю в Ставку, имея в виду собственность подданных Русского Царя немцев, – конфисковать. Имения и дома подарить офицерам – Георгиевским кавалерам, нижних чинов поселить в колониях немецких. Этому будет рада и благодарна вся Россия».14

Законы от 2 февраля и 13 декабря 1915 г. предусматривали конфискацию около 6,2 млн. десятин хорошо обрабатывавшейся немецкими колонистами земли и передачи ее в пользу льготных категорий фронтовиков15.

«Просим передать нашу просьбу Верховному глав-нокомандующему, – писали «русские женщины» из Новочеркасска, – о выселении немцев-колонистов из Волынской губернии и прилегающих к границе мест, так как они подали недавно просьбу разрешить им снять урожай и потому сидят еще на месте».

Генерал Янушкевич отреагировал немедленно: «Убрать тотчас же, лучше пусть немцы разорятся, чем будут шпионить»16. Генерал почему-то не понимал: разоряя подданного, он разорял его Господина – Русского Царя, а, значит, и Отечество.

Однако крестьяне, как того и следовало ожидать, не остановились на достигнутом: вскоре они заговорили о своих «правах» не только на «немецкие», но и на помещичьи земли…

А пока в Сибирь высылается более 200 тысяч волынских немцев, а также немцы из всех прифронтовых районов Российской империи. К отправке в «дальние края» стали готовить колонистов Поволжья. Причем количество арестованных немцев по различным подозрениям столь возросло, что мест для их содержания уже не хватало. Так, к сентябрю 1914 г. даже в Алексеевском парке (!) Киева почти под открытым небом содержалось до четырех тысяч арестованных немцев. Волынский губернатор Мельников 5 августа того же года, то есть спустя четыре дня после начала войны, сообщил главному начальнику снабжения Юго-Западного фронта Забелину и начальнику штаба Киевского военного округа Ходоровичу о переполнении тюрем немцами в Ковеле и Житомире и о содержании арестованных во дворах.17

Выселенные подлежали ответственности за разного рода проступки перед военными судами. Лишь русины, сербы и чехи могли ограничиться подпиской «не предпринимать ничего вредного» для России и оставаться на прежних местах жительства. Немцы же (а также венгры, поляки и евреи) ограничивались в праве выбора места жительства не только МВД, но и военным командованием. Так, уже 12 августа 1914 года замещающий главного начальника снабжений Юго-Западного фронта генерал-майор Е.Ф.Эльснер запретил даже «благонадежным» немцам жить в пределах Волынского и Подольского губернаторств18.

Я сам происхожу из волынских немцев, и поэтому наряду с семейными преданиями о депортациях 1915-го и 1941 годов давно собираю документы и свидетельства, касающиеся этих не самых радостных фрагментов истории моей национальной группы.

Не был исключением и Кавказ. Так, население существовавшей здесь в районе Карса, недалеко от Эрзерума, немецкой колонии Петровка в ноябре 1914 г. было поголовно выселено. Никакого возмещения за оставленные дома, инвентарь, скотину и обработанные поля ее жители не получили. Единственно власти предоставили им железнодорожный вагон в Карсе для перевозки домашней утвари19.

Приведу еще несколько примечательных фактов отношения российских властей к своим подданным немецкого происхождения (перечислять все в данном случае не имеет смысла).

«России может стать жалко и стыдно»

14 ноября 1914 г. начальник штаба верховного главнокомандующего генерал-лейтенант Н.Н.Янушкевич сообщил председателю Совета министров И.Л.Горемыкину и начальникам военных округов о введении строжайшей слежки за еще не высланными и предписал «строго следить за всеми лицами даже местной немецкой национальности», а также поощрять денежными премиями тех, кто донесет об их неблагонадежности20.

Чуть раньше, 25 октября, главный начальник Одесского военного округа генерал от инфантерии М.И.Эбелов, прославившийся не ратными подвигами, а тем, что первым потребовал «полного очищения от немцев Петрограда и Москвы», приказал «высылать немцев русского подданства за встречи с иностранными подданными, за издание газет, книг и объявлений на немецком языке и разговор на немецком». Огромными тиражами издавались брошюры и книги с названиями «Немецкие зверства», «Немецкие шпионы», «Немецкий натиск на Россию», «Немецкое зло», «Немецкое засилье» и тому подобными, в которых наряду с немцами германскими обязательно присутствовали и свои, российские. Причем среди авторов этих сочинений были Василий Розанов, молодой Алексей Толстой и даже Владимир Маяковский21.

Уже цитируемый историк Юрий Веремеев воскликнул по этому поводу: «Удивительно, как немцы во фронтовых русских частях не взбунтовались после таких фактов?!» А ведь я привел лишь малую толику тех порой сколь жестоких, столь и бессмысленных акций, обрушенных на российских немцев в начале минувшего века. Правда, справедливости ради нужно сказать, что многие видные интеллектуалы того времени, в частности Максим Горький и Владимир Короленко, резко осудили антинемецкую истерию, начавшуюся в стране.

8 ноября 1916 года Владимир Галактионович публикует в газете «Русские ведомости» статью «О капитане Кюнене». Вот небольшая цитата из нее: «Вся беда его в том, что он – русский подданный, служивший верой и правдой матушке-Волге – все-таки считается человеком «немецкого происхождения», и кому-то это показалось обидным. Не германский подданный даже, а просто русский немец, потомственный подданный Русского государства, отдавший свою жизнь честной работе на великой русской реке. И теперь его, быть может, с семьей ссадили с нее и посадили с базарными торговками продавать арбузы...

Таким вот образом матушка-Волга проявляет ныне свой патриотизм. Долой немцев!.. И не того немца, который рвется через наши боевые линии у Двинска или стучится в южные двери через Румынию. А нашего русского капитана Кюнена... То есть человека, ни в чем не повинного и имевшего законное право на защиту всей своей жизни.

Да, конечно, это – проявление бессердечия и несправедливости... Подумайте, читатель, сколько теперь таких Кюненов по лицу широкой Руси, сколько их терпит крушение без вины и даже с большими заслугами перед Отечеством, сколько слез и обиды, и, главное, слез невинных, обиды незаслуженной терпят эти тысячи людей лишь за то, что их предки были немцы в то время, когда мы с немцами дружили. Благодушной России после того, как схлынет мутная волна, может стать жалко и стыдно».

И в этом, то есть в неоднозначности отношения людей к творимому злу, я также склонен усматривать некую схожесть положения армян в Османской империи и немцев – в Российской, хотя, конечно, первым было во сто крат тяжелее. Ведь их планировали уничтожить полностью, ну а немцев всего лишь ограбить и превратить в некое подобие крепостных.

Долг и честь

В 1914–1916 годах специальными директивами и распоряжениями немцам в России строжайше было запрещено проведение любых собраний и богослужений на родном языке. Их лишили права заниматься предпринимательской деятельностью, отобрали земельные наделы и едва ли не всех объявили «предателями» и «потенциальными преступниками». Приведу лишь один пример, о котором упоминает заведующий отделом Российского государственного военно-исторического архива кандидат исторических наук доктор исторических наук Сергей Нелипович: «19 июня 1915 г. главком армиями Юго-Западного фронта Н.И.Иванов приказал начальнику Киевского военного округа взять в немецких колониях заложников (в пропорции 1 заложник на каждые 1000 человек населения). Заложников, которых было приказано до конца войны заключить в тюрьму, предписывалось брать из числа учителей и пасторов. Генерал Иванов также распорядился реквизировать у колонистов все продукты, за исключением продовольствия, до нового урожая, а в колониях поселить беженцев. В случае отказа немцами-колонистами сдать хлеб, фураж или принять беженцев, заложники обрекались на смертную казнь. Это – редчайший в истории пример, когда государство брало в заложники своих же подданных»22.

Тот факт, что сыновья «этих подданных», впрочем, как и других российских немцев, сражались в рядах Российской армии, «смягчающим обстоятельством» не считался. Более того, гонения распространились и на войска. В ноябре 1914 г. был отстранен от должности и подвергнут допросам специальной комиссии генерал от кавалерии Петр Карлович фон Ренненкампф, командовавший 1-й армией. 31 декабря та же участь (кроме следствия) постигла победителя турок у Саракамыша, генерала от инфантерии Георгия Эдуардовича Берхмана, командира 1-го Кавказского корпуса. Позже, 16 июля 1916 года, начальник штаба верховного главнокомандующего, генерал от инфантерии М.В.Алексеев так объяснил причину ареста боевого военачальника, проведшего, как позже будет написано в энциклопедиях, «самую успешную операцию армейского уровня русских войск в Первой мировой войне»: «Требовали от генерала Берхмана «полной победы», подготавливая в его лице виновника поражения». Проще говоря, тогдашний наместник на Кавказе и командующий русской армией И.И.Воронцов-Дашков решил подготовить себе оправдание на случай поражения под Саракамышем и тем самым скрыть собственные грубейшие просчеты по расположению войск вдоль границы. 20 декабря 1914 г. он, как говорится, авансом отправил паническую телеграмму начальнику штаба Верховного главнокомандующего генералу от инфантерии Н.Н.Якушевичу: «Разгром войск генерала Берхмана, которого я подкрепил в командном отношении, послав в его распоряжение генерала Юденича, равносильно потере всего Закавказья... Вас удивляет, почему, несмотря на все ошибки генерала Берхмана, я его не сменил. Некем его заменить»23.

И в тот же самый день по радио Воронцов-Дашков сообщил Берхману: «Радуюсь одержанным успехам, но вы должны одержать полную победу, от которой зависит целостность Кавказа» (!)24.

Г.Э.Берхман и руководимый им 1-й армейский корпус одержали полную победу, после чего он был отстранен от командования, а 7 мая 1915 года ставкой начато расследование его «неудовлетворительной деятельности».

Проходило оно в обстановке нового всплеска антигерманских настроений и шпиономании, однако сослуживцы – и офицеры и солдаты, слишком высоко отзывались о своем Георгии Эдуардовиче, и в результате 18 мая 1915 года генерала Берхмана за Саракамышскую битву... наградили орденом Св. Александра Невского с мечами. Но вот о восстановлении в действующей армии не могло быть и речи. Этому яростно противился И.И.Воронцов-Дашков. И все же справедливость восторжествовала – 21 июля 1916 года после ряда комплексных проверок сути дела он был не только возвращен в действующую армию, но и за прежние заслуги на Кавказском фронте вместе с генералом Николаем Николаевичем Юденичем, сменившим Воронцова-Дашкова на посту командующего Кавказской армией, награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

На этом факте я остановился столь подробно, чтобы показать – шанс у российских немцев добиться справедливости тогда еще был. Через 25 лет их могли расстрелять за одну лишь фамилию.

Вспоминают ли россиян в Цицернакаберде?

И все же немцам, призванным в действующую русскую армию, по мнению экспертов, служебный рост в армии был максимально затруднен. Многих умышленно переводили в более тяжелые места службы. Так, 13 октября 1915 г. генерал-квартирмейстер Северного фронта генерал-майор Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич (брат видного большевика, профессионального революционера, а впоследствии советского государственного деятеля В.Д.Бонч-Бруевича) просил ставку перевести на Кавказ из Усть-Двинской крепости всех офицеров немецкого происхождения «в виду их неблагонадежности25. Прочтя это, я подумал: интересно, а по какой шкале оценивал он благонадежность родного братца?

Тогда же из Казанского военного округа на строительство укреплений в полосе Кавказского фронта «в качестве рабочей силы» было переведено более 32 тыс. ополченцев из числа немцев, призванных в армию из колоний Поволжья. Примечательно, что перед отправкой на передовую главный начальник округа генерал от инфантерии А.Г.Сандецкий распорядился отобрать у немцев новые папахи и шинели и выдать взамен старые. Но и в старых папахах и шинельках немцы воевали так же мастерски и надежно, как пахали и засевали на гражданке российскую землю, считая ее родной26.

По свидетельству генерала Н.Н.Юденича (того самого, который позже стал одним из лидеров белого движения), 3 февраля 1916 года турецкий город Эрзурум и одноименная крепость были взяты частями, укомплектованными практически на сто процентов российскими немцами, проявившими чудеса храбрости и стойкости. Тяжелые бои продолжались более месяца. В плен было захвачено до 8 тыс. солдат и 137 офицеров противника. Результатом этой операции стала вторичная утрата боеспособности 3-й турецкой армией, лишившейся более половины личного состава – 60 тыс. человек и почти всей артиллерии. Именно за Эрзурум император наградил кавказского командарма орденом Св. Георгия 2-й степени. А этот успех, сравнимый с измаильским штурмом Суворова, по свидетельствам современников, вызвал настоящий фурор в обоих враждующих станах. Перед русской армией с овладением Эрзурума приоткрылись ворота через Эрзинджан в Анатолию – центральную область Турции. И вовсе неслучайно спустя всего месяц, 4 марта 1916 г., было заключено англо-франко-русское соглашение о целях войны Антанты в Малой Азии. России обещали Константинополь, зону черноморских проливов и северную часть турецкой Армении, за исключением города Сивас. Великобритания заявила о своих правах на Палестину и еще ряд земель. Впрочем, это уже совсем другая история, но повторю – победа под Эрзурумом была достигнута благодаря полководческому таланту русского генерала Н.Н.Юденича и мужеству, стойкости, отваге солдат российской армии, в числе которых сражалось около 140 тысяч российских немцев27.

Эти факты особо не афишировались тогда и тщательно замалчивались в советский период. Вы ж понимаете: белый генерал Юденич, российские немцы... и вдруг герои. Да и в самой Армении, подозреваю, мало кто о них знает. И это плохо. Ведь если армянский народ старается не забывать имена злодеев, то помнить имена спасителей нужно непременно. И в их числе – российских немцев.

...Может быть, когда-нибудь на холме Цицернакаберд в Ереване, где расположен Мемориал памяти жертв геноцида армян в османской Турции 1915 года, появится памятник и русскому солдату. Я не знаю, каким он будет, но хочу верить, что на его постаменте рядом с надписями на армянском и русском языках непременно будет надпись на немецком. Ведь за жизнь армянского народа пролилась кровь и российских немцев – подлинных, но многими забытых героев Сарыкамыша и Эрзерума.

Что общего между колбасой и политикой?

Работая над этим очерком, я с удивлением и радостью выяснил, что едва ли не каждый российский немец, в разговоре с которым я так или иначе касался темы боев на Кавказском фронте в первую мировую и геноцида армян, что-то да знал о тех давних событиях.

– Откуда? – спрашивал я. – Может быть, где-то читал? Вспомни, пожалуйста. Для меня это важно – пишу статью.

– Нет, – виновато вздыхал земляк, – об участии российских немцев в Кавказской кампании ничего не читал.

– Так откуда знаешь? – спрашивал я и выяснялось, что один или оба дедушки, а иногда прадедушки моих собеседников воевали на Кавказском фронте. Что в семье об этом помнят, что сохранились какие-то фотографии, письма, иногда документы...

– Хорошо бы все это скопировать и передать в какой-нибудь музей или Центр, в котором все это систематизировалось, обобщалось, – говорил я.

– Да, хорошо, – соглашались земляки. – Будь такой Центр или музей, мы бы не копии, мы бы оригиналы туда передали.

Но нет в современной Германии ни музея, ни Центра, который бы заинтересовался этим героическим фактом немецкой истории, впрочем, как и другими, не менее достойными фрагментами нашего общего прошлого. В выступлениях политиков, школьных и университетских программах, бесконечных конференциях и т. п. превалирует тема беспрерывного покаяния и вины всех немцев за 12 лет правления национал-социалистов. А между тем Знаменитый в христианском мире Святитель Филарет (Дроздов; 1782 – 1867), которого называли «московским Златоустом», говорил: «Кто не борется за свое Отечество, тот неблагонадежен для царствия Небесного»28. Иными словами, всякий кому безразлична судьба народа, к которому он принадлежит, родная земля, кто стыдится своих предков, занимаясь исключительно очернительством, – того ожидает мало приятного.

Нам, российским немцам, нечего стыдиться своего прошлого, и поэтому многое, происходящее сегодня в Германии, нам непонятно. Например, вмешательство официальной Анкары во внутренние дела нашей страны с требованием создания для перебравшихся в Германию в качестве политических и экономических беженцев нескольких миллионов турок особых условий для изучения ислама и сохранения своих мусульманских традиций. Мы не в восторге от того, что повсеместно, в том числе и на наши налоги, возводятся и функционируют различные мусульманские культурные и религиозные Центры, а вот денег на Центр, где бы изучалась история этнических немцев из бывших СССР и Югославии, а также Румынии, Венгрии и Польши нет. Нам непонятно, почему, когда в 2005 году в Потсдаме брандербуржцы решили открыть дом-музей известного теолога и правозащитника Иоганнеса Лепсиуса, зафиксировавшего в свое время, подобно Армину Вегнеру29, массовые убийства христиан в Османской империи, то проживающие в Бранденбурге турки провели акции протеста, а «неизвестные лица» стали угрожать физической расправой тогдашнему мэру города Матиасу Плацеку. И только потому, что Платцек «осмелился» принять шефство над названным проектом30...

Конечно, наш канцлер и министры могли бы порекомендовать турецкому премьеру Реджепу Эрдогану, назвавшему в ходе своего визита в Германию в феврале 2008 года ассимиляцию турок «преступлением против человечности»31 и потребовавшему от немецкого правительства «создания в Германии турецких гимназий и приема для работы в них специалистов из Турции»32, немного поумерить пыл и, если ему и его соплеменникам что-то в Германии не нравится, то забрать их обратно к себе на родину. Для начала хотя бы те 15 с лишним тысяч, явившихся на его выступление в крупнейший в Кельне дворец «Кельнарена» и бурными аплодисментами и возгласами одобрения встретившими его речь, произнесенную на турецком языке без перевода на немецкий. «При этом на огромном экране транслировался фильм с видами Турции, который заканчивался фразой: «Я мечтаю о Турции». Он говорил так, как будто находился в Турции. Казалось, в течение двух часов на берегу Рейна существовала своего рода параллельная вселенная»33.

Еще наш канцлер и министры вместо того, чтобы делать вид, будто ничего особенного не произошло и их коллега Эрдаган вел себя так, как и подобает гостю, т. е. уважительно к хозяевам его принимающим, поинтересоваться у него, почему Турция до сих отказывается признавать факт геноцида в отношении христиан и конкретно армян? Тем более, что она упорно продолжает рваться в ЕС.

Впрочем, все это вопросы высокой политики, а каждый, кто любит хорошую колбасу и хорошую политику, не должен видеть, как делается и то, и другое.

2008 г.

1. «Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году». М., 1896.
2. Турецкая националистическая организация «Единение и прогресс», основанная в 1889 г. и возглавившая борьбу против феодального абсолютизма в Османской империи. В 1908 г. пришла к власти, но фактически не изменила феодально-клерикальный строй империи. Самоликвидировалась после поражения Турции в 1-й мировой войне (1918). В более широком смысле младотурками называют всех участников буржуазного революционного движения в Турции в начале ХХ века.
3. Верфель Ф. «Сорок дней Муса-Дага». Ереван, 1984.
4. LEPSIUS, J. (1919): Deutschland und Armenien, 1914–1918: Sammlung diplomatischer Aktenstьcke, herausgegeben und eingeleitet von Dr. Johannes Lepsius. Potsdam, Nr. 81. S. 80.
5. Должностное лицо в Турции, представляющее центральное правительство в вилайете.
6. LEPSIUS, J. (1919): Deutschland und Armenien, 1914-1918: Sammlung diplomatischer Aktenstьcke, herausgegeben und eingeleitet von Dr. Johannes Lepsius. Potsdam, Nr. 81. S. 113.
7. Там же. S. 134–135.
8. В массовых убийствах и насилиях, наряду с турецкими воинскими частями и башибузуками (бандиты, головорезы), участвовала курдская кавалерия (гамидие), банды мусульман-арабов, отряды азербайджанцев, а также представителей народов <...>
9. LEPSIUS, J. (1919): Deutschland und Armenien, 1914 - 1918: Sammlung diplomatischer Aktenstьcke, herausgegeben und eingeleitet von Dr. Johannes Lepsius. Potsdam, Nr. 81. S. 142.
10. ВЕГНЕР (WEGNER) Армин Теофил (1886 – 1978), немецкий поэт, писатель-антифашист. В 1915–1916 гг. находился в Месопотамии в качестве офицера санитарной службы в армии генерала фон дер Гольца. Одновременно был военным корреспондентом нескольких европейских газет. В период пребывания в Турции Вегнер стал очевидцем злодеяний младотурецких властей. В отличие от многих немецких военнослужащих, безразлично взиравших на убийства и страдания армян, Вегнер всячески пытался обратить внимание общественности Германии на эти зверства. В 1919 г. выступал с публичными лекциями в городах Германии, рассказывая о страданиях высланных в пустыню армян, демонстрировал диапозитивы. В том же году Вегнер написал свое известное «Открытое письмо президенту США Вудро Вильсону», добиваясь наказания всех виновников геноцида. Он поднял вопрос об оказании моральной и материальной поддержки уцелевшим жертвам, требовал возвращения в христианскую веру тысяч армянских женщин и детей, насильно обращенных в ислам, права на возвращение к родным очагам и компенсации за потерянное имущество. На проходившем 2 – 3 июня 1921 г. в Берлине судебном процессе над убийцей Талаата-паши Согомоном Тейлеряном Вегнер выступил в защиту этого народного мстителя, а также написал предисловие к стенографическому отчету этого процесса, вышедшему в Берлине (1921) под заглавием «Процесс Талаат-паши». На резню армян в Измире в 1922 г. Вегнер ответил статьей «Крик с Арарата». И последующие годы писатель-гуманист посвятил борьбе за справедливость. Он написал ряд исторических очерков и рассказов, посвященных трагической участи западных армян («Дорога без возврата», «Армениада», «Армянской матери» и другие). В годы национал-социализма Вегнер выступал против преследований евреев, написав открытое письмо Гитлеру. Он был интернирован, но сумел сбежать из заключения. Чудом уцелев, Вегнер поселяется в Англии, а после окончания второй мировой войны – в Италии. После смерти прах Вегнера был перевезен в Ереван и помещен в мемориальную стену Комплекса жертв геноцида армян.
11. Киракосян Д. «Младотурки перед судом истории», Ереван, И. «Айастан», 1986 г.
12. Авторский сайт Юрия Веремеева.
13. Краснов П.Н. Единая-Неделимая. М. 2004. С. 317.
14. Генерал от инфантерии Н.Н.Янушкевич: «Немецкую пакость уволить, и без нежностей…» Депортации в России 1914–1918 гг. С. 47.
15. Айрапетов О.Р. Генералы, либералы и предприниматели: работа на фронт и на революцию (1907 – 1917). М. 2003.
16. Генерал от инфантерии Н.Н.Янушкевич: «Немецкую пакость уволить, и без нежностей…» Депортации в России 1914 – 1918 гг. С. 48.
17. Айрапетов О.Р. Генералы, либералы и предприниматели: работа на фронт и на революцию (1907 – 1917). М. 2003. С. 76.
18. Генерал от инфантерии Н.Н.Янушкевич: «Немецкую пакость уволить, и без нежностей…» Депортации в России 1914–1918 гг. С. 48.
19. Корн Р.А. (2008): «Забытые герои. Российские немцы на Кавказском фронте», в кн.: «В России – немцы, в Германии – русские. Исторические очерки». Аугсбург.
20. Нелипович С.Г. «Политика военно-политического руководства России в отношении немцев в годы 1-й мировой войны 1914–1918 гг.». С. 6.
21. Там же. С. 25.
22. Нелипович С. «Дискриминационные меры военного руководства в отношении российских немцев в период 1-й мировой войны 1914–18 гг.». С. 5.
23. Нелипович С. «Георгий Берхман – забытый герой 1-й мировой войны». С. 4.
24. Там же. С. 7.
25. Нелипович С. «Политика военно-политического руководства России в отношении немцев в годы 1-й мировой войны 1914–1918 гг.». С. 19.
26. Там же. С. 21.
27. МИХАЙЛОВ В.В. (2006): «Разгром турецкой армии и овладение первоклассной турецкой крепостью». – Военно-исторический журнал, № 8, стр. 49–53.
28. Иванов А.В. «Руководство к изучению Священных книг Новаго Завета» М. И. «Воскресение» 2002. С. 314.
29. ЛЕПСИУС (Lерsius) Иоганнес (1858 – 1926), немецкий общественный деятель, гуманист, доктор теологии. В 1914 – 1926 – председатель германо-армянского общества. Весной 1896 он, совместно с Дж.Гринфильдом, совершил продолжительную поездку по Малой Азии в целях сбора свидетельств очевидцев событий и оказания помощи армянам на месте. С августа того же года начал публикацию в немецкой печати серии статей под общим названием «Правда об Армении». Эти статьи (всего 18) легли в основу труда Лепсиуса «Армения и Европа. Обвинение против великих держав и призыв к христианской Германии» (1896). Труд этот, выдержавший за два года 7 изданий, был переведен на английский и французский языки и сыграл значительную роль в формировании европейского общественного мнения в пользу армянского народа. Лепсиус деятельно участвовал в организации митингов протеста против резни армян в Османской империи, в своих выступлениях прямо указывал, что это преступление – дело рук турецкого правительства во главе с султаном. Деятельность Лепсиуса встретила все более возраставшее противодействие со стороны официальных кругов Германии, заинтересованных в сближении с Турцией – своей будущей союзницей в назревавшей мировой войне. Лепсиус проводил большую работу по сбору средств для строительства приютов, школ, больниц, а также промышленных предприятий для армянского населения Малой Азии, а также армянских беженцев в ряде стран. После поражения Германии в первой мировой войне Лепсиус опубликовал большое количество важных документов относительно Армении из архива МИД Германии (сборник «Германия и Армения. 1914 – 1918»). В 1920-е гг. Лепсиус продолжал оказывать материальную помощь армянским сиротам-беженцам, направлял в Советскую Армению медикаменты от Германо-армянского общества.
30. Корн Р.А. (2008): «Забытые герои. Российские немцы на Кавказском фронте», в кн.: «В России – немцы, в Германии – русские. Исторические очерки». Аугсбург.
31. «Визит турецкого премьера в Кельн воспринят неоднозначно», «Немецкая волна», 11.02.2008 г.
32. Там же.
33. Газета «La Stampa» Турин, Италия 10.02.2008г.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 08.04.09 16:52