Инициативы

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Сопредседателей и членов Правления Московского общества дружбы с Арменией общественности и руководству России

Мы, представители Московского Общества дружбы с Арменией,

- осознавая роль и значение деятельности неправительственных организаций в процессах укрепления государственности России, особенно в условиях ужесточения геополитического противостояния государств и военно-политических блоков,
- понимая ценность опережающего реагирования на международные события и осуществления превентивных мер в целях обеспечения безопасности страны,
- исходя из приоритетов в современной мировой политике,

обращаемся к общественности и руководству России с предложениями по дальнейшему развитию российско-армянских отношений.

1
Ослабление традиционного, многовекового вектора восточной политики России открыло Соединенным Штатам возможность в значительной степени монополизировать влияние на развитие событий в районах Ближнего и Среднего Востока. Если первый этап американского плана реконструкции этого региона касался стран, не имеющих общих границ с Россией, то намечающийся второй этап включает, как пограничные с бывшими советскими республиками страны, так и сами постсоветские государства. Такие перспективы не только могут привести к драматическим последствиям глобального значения на Ближнем и Среднем Востоке, Южном Кавказе и в Центральной Азии, но и содержат непосредственные угрозы интересам, безопасности и целостности России.

2
Открыто заявляемые США и поддерживаемые другими заинтересованными странами намерения по диверсификации существующих путей транспортировки энергоносителей и их защите, в том числе военными средствами, будут оставаться, и, по нашему мнению, укрепляться в качестве одной из основных целей внешней политики Соединенных Штатов и после достижения соглашения между Россией, Казахстаном и Туркменией по увеличению пропускной способности российских трубопроводов. Присутствие энергетической составляющей, как определяющей в новом переделе мира заставляет полагать, что актуальность данных вопросов сохранится и решение их будет зависеть от уровня влияния заинтересованных сторон на страны, через которые энергоносители Казахстана, Центральной Азии и Кавказа транспортируются в западном направлении. Введение в строй в условиях спорной рентабельности, по признанию высокопоставленных лиц США, политически мотивированного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан подтверждает важность и привлекательность территорий стран Южного Кавказа в качестве транзитных, альтернативных по отношению к России путей транспортировки энергоносителей.

3
В сложившихся условиях геополитическое значение Армении как стратегического партнера России чрезвычайно возрастает в качестве стабилизирующего регионального фактора. Сегодня поступательное развитие Армении в условиях жесточайшей блокады продолжается. Однако возникновение в регионе крупномасштабных военно-политических и коммуникационных проектов, при пассивности России, способно изменить ситуацию. При этом на карте мира могут возникнуть «силовые поля», влияние которых на международную обстановку будет чрезвычайно велико, а возникшие геополитические конфигурации будут нести в себе масштабные угрозы.

К таким проектам следует, в первую очередь, отнести подписанный главами Турции, Азербайджана и Грузии в Тбилиси 7 февраля 2007 года документ, цели и задачи которого не афишируются, однако легко обнаруживаются, как новый региональный военно-политический союз. Такой же характер носит развиваемый сегодня Турцией, Грузией и Азербайджаном, при поддержке заинтересованных стран проект строительства железнодорожной магистрали Карс-Ахалкалаки-Баку. Представляется, что он призван решить задачу соединения железной дорогой Турции и Азербайджана, взамен ставившего эту же цель плана сотрудника ЦРУ Гобла по размену территорий между Арменией и Азербайджаном. При этом частично решаются и задачи, которые ставились проектом ТРАСЕКА. Как известно, целью его было создание транспортной магистрали Запад-Восток в обход России.

Это позволяет говорить (с учетом уже действующего нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а также не снятого с повестки дня проекта газопровода по дну Каспийского моря, преследующего те же цели) о создании на рубежах Армении и России регионального военно-политического альянса стран, из коих одна является членом НАТО, а две другие стоят на пороге вступления в эту организацию.

Цели и задачи альянса не могут устраивать не только Армению и Россию, но по различным причинам Китай, Европу, Иран и арабские страны. Но, прежде всего, Армению и Россию.

Новые коммуникационные проекты, подкрепленные военными договоренностями трех стран: Турции, Азербайджана и Грузии, вытесняют Россию из региона, а Армению оставляют на обочине магистральных путей его развития. В случае реализации этих проектов о присутствии и влиянии России на Южном Кавказе можно будет забыть. Однако Южный и Северный Кавказ составляет единый неделимый комплекс, и любые крупномасштабные геополитические изменения в одном из них неизбежно приведут к дестабилизации всего Кавказского региона.

Это особенно опасно в условиях сохраняющейся внутриполитической нестабильности в северокавказских республиках и ограниченности ресурсов и инструментария, при помощи которых Москва может воздействовать на регион. Уместно будет отметить, что нахождение в составе России Южного Кавказа сыграло огромную роль в благоприятном исходе северокавказской компании России, в числе прочего нейтрализуя в регионе влияние Турции. В случае же реализации намечаемого проекта Карс-Ахалкалаки-Баку влияние Турции в регионе чрезвычайно возрастет и будет особенно опасным, так как вывод военной базы из Ахалкалаки оголил границу Турции и Грузии и оставил незащищенным тыл собственной военной базы в Гюмри. Совокупность перечисленных факторов отбрасывает Россию и весь кавказский регион на два столетия назад. Усиление же позиций Турции, учитывая непредсказуемость политического развития этой страны, может привести к кардинальной дестабилизации лежащих за пределами Северного Кавказа нефтеносных районов России. Это может привести к распаду России на европейскую и азиатскую части, утрате контроля над собственными энергоресурсами и путями их транспортировки. Военно-политический альянс трех стран и строительство железной дороги Турция-Азербайджан являются важнейшим элементом этой планируемой архитектуры Большого Кавказа без России.

К сожалению, последствия подобного развития событий не до конца осознаются как руководством, так и общественностью России. Для Грузии же смена исторически выверенных приоритетов может обернуться утратой политической субъектности. Эти угрозы, особенно с учетом демографического фактора, проходят мимо внимания грузинского руководства.

Отметим, что в Армении есть трезвое понимание того, к чему может привести изоляция республики от всех крупных региональных проектов. И здесь не исключено, что поиск выхода она будет искать в смене внешнеполитических ориентиров.

В связи с этим нам представляется необходимой выработка ряда мер, альтернативных вышеупомянутым перспективам.

А. В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:

1. Ввеcти в международный лексический обиход термин «Большой Кавказ», что подчеркивало бы неделимость региона и необходимость в спорных вопросах консенсусных решений, устраивающих все входящие в регион страны: Азербайджан, Армению, Грузию, Россию.

Б. В ВОЕННОЙ СФЕРЕ:

2. Укреплять современными техническими средствами дислоцированной в Армении военной базы, в частности авиацией и ПРО.

3. Уделять особое внимание дислокационным вопросам, с учетом вывода российской военной базы из Ахалкалаки.

4. Привести вооружения Армении в соответствие с существующими вызовами и угрозами, исходящими из стран, объединенных союзом: Турции, Грузии и Азербайджана.

5. России, в отношениях с Арменией, не довольствоваться рамками ОДКБ, в уставе которого недостаточно четко прописано и не опробовано практикой взаимодействие сторон в критических ситуациях. Углублять и расширять отношения на двусторонней основе.

6. Использовать открывающиеся (в связи с заявленной Президентом В.В.Путиным перспективой пересмотра Россией ДОВСЕ) возможности для создания паритета в вооружениях на южном фланге российских рубежей. Это особенно важно в условиях отсутствия у Армении с Россией общей границы.

В. В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА:

7. Россия могла бы предложить проект Север-Юг, альтернативный проекту Восток-Запад (Турция-Грузия-Азербайджан), который отражал бы интересы, как ее собственные, так и сегодняшних ее потенциальных союзников. Речь идет об исправном, однако закрытом по политическим соображениям участке железной дороги Карс-Гюмри (Турция-Армения), который в перспективе мог бы стать частью вышеназванного коммуникационного коридора через Россию, Абхазию, Грузию, Армению в Турцию и Иран.

Предлагаемый коммуникационный проект во многом способствовал бы сглаживанию существующих в регионе противоречий (между Абхазией и Грузией, Арменией и Турцией), воссоздавая геополитическое единство Северного и Южного Кавказа в российской парадигме на взаимовыгодных условиях. При этом возникает возможность в максимальной степени использовать благоприятные российско-турецкие и российско-армянские отношения.

8. В целях ослабления зависимости России и Армении от третьей стороны, помимо действующей паромной переправы Кавказ-Поти, открыть паромную переправу через российский порт Астрахань и иранский порт Энзели, с последующей доставкой грузов автомобильным транспортом по территории Ирана в Армению.

Г. В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ:

9. Расширить пропускную способность газопровода из Ирана в Армению с перспективой его разветвления по различным направлениям, учитывая наличие у Армении сухопутных границ не только с Ираном, но и с Турцией. Это обстоятельство могло бы создать полноценную конкуренцию экологически опасному газопроводу по дну Каспийского моря.

Д. В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:

10. Содействовать строительству в Армении нефтеперерабатывающего завода, что в значительной мере способствовало бы снижению в критических ситуациях ее зависимости от поставок нефтепродуктов извне республики.

11. Провести ремонт и реконструкцию всех, числом более 50, водохранилищ Армении. Последнее обеспечит возможность долговременного хранения запасов пресной воды, источники которой находятся на территории Армении и имеют определяющее значение для региона в целом.

12. Модернизировать и загрузить оборонными заказами предприятия, переданные Арменией России за долги. Ущерб от их простаивания лежит не только в экономической сфере, но и влечет за собой недоверие к России, вызывает сомнение в ее надежности, как стратегического союзника Армении и в народе, и в политических кругах республики.

13. Привлечь Армению к более полному участию в региональных организациях типа ЕврАзЭС, Таможенного Союза и др., руководствуясь cтратегическими интересами стран.

Понимая, что союзнические отношения строятся, прежде всего, на взаимном уважении и доверии, мы хотели бы высказать сомнения относительно продуктивности экономического «паритета», которого придерживается Россия в своих отношениях со странами ближнего и дальнего зарубежья, независимо от степени их враждебности или дружественности.

Хотелось бы, чтобы высказывания о стратегическом союзе Армении и России, которые являются действительно важнейшими и приоритетными для России и Армении, получили реальное воплощение.

Нам же представляется, что в российском руководстве и в российском обществе нет четкого осознания степени угроз южным рубежам России в случае реализации описанных выше сценариев, и той роли, которую играет Армения в их нейтрализации и сдерживании. Мы призываем к наращиванию армяно-российского сотрудничества во всех сферах общественно-политической жизни наших стран: военной, экономической, дипломатической, политической, образовательной, научной, культурной, информационной и др. Государство не может уйти от решения жестко позиционирующих себя стратегических задач, проблемы выбора приоритетов и других сопутствующих вопросов. Одним из решений является построение союзнических отношений с Арменией.

Зримое проявление преимуществ партнерства с Москвой на примере Армении могло бы кардинально развернуть в сторону России и другие страны постсоветского пространства.

В заключение хотелось бы отметить, что выстраивание кавказского направления со времен Петра I было важнейшей составляющей восточной политики России, направленной в качестве упреждающей и ответной меры на перманентно возникающие экспансионистские планы мировых держав по расчленению и отторжению от России ее территорий. Отход от этих исторически выверенных многовековых геополитических приоритетов, забвение и игнорирование их способно спровоцировать обвал всей системы внешнеполитических отношений нашего государства. Сегодняшняя международная обстановка требует от России, несмотря на отвлекающие маневры на западном направлении, восстановления в полном объеме внимания к вышедшему на первый план международных интересов восточному направлению внешней политики с особым акцентом на Кавказ. И первым шагом в этом направлении могло бы стать конструирование и реализация модели межгосударственных отношений стратегического партнерства между Арменией и Россией.

Модель эта, по нашему мнению, должна включать в себя факторы, отвечающие интересам и обеспечивающие безопасность наших стран, а также быть открытой для тех, кто готов к конструктивному сотрудничеству. Ввиду драматичности сложившейся в регионе Большого Кавказа ситуации, усугубляемой противоречиями США и Ирана, мы предлагаем объявить Армению «зоной мира и безопасности» и утвердить таковой ее статус в ООН.

Настоящим обращением мы призываем не только актуализировать важные, по нашему мнению, вопросы российской внешней политики, но и предметно позиционировать, означить роль и возможности негосударственных организаций в общественной жизни страны. Мы, нижеподписавшиеся, надеемся на понимание высказанных соображений и предложений, а также на адекватное восприятие нашей гражданской позиции и готовы к консолидации с теми, кто ее разделяет.

Сопредседатели Московского общества дружбы с Арменией:

С.Вермишева, А.Дрюков, В.Захаров, В.Игрунов, X.Мариносян, Р.Мелконян, Л.Осепян, В.Оскоцкий.

Члены правления Московского общества дружбы с Арменией:

К.Алексеевский, А.Арешев, С.Василенко, Г.Восканян, В.Лебединский, С.Мирзоян, А.Орлов, Р.Подловченко, Е.Тамбовцева, А.Шарапова.

Москва, 07.06.2007 г.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 14.01.08 15:55