Новые имена

Ашот Григорян
(Словакия)

«На сцене, казалось, не двадцатилетний молодой человек, а старик пяти тысяч лет...»
(О Сергее Хачатуряне)

grigoryan4.jpg (10749 bytes)

Растет внутренний потенциал нации, и энергетика ее переживает взлет в плане веских спортивных успехов, беспрецедентно высоких экономических результатов, быстрых успехов в международных отношениях (скажем, достижения побед в конфликтной или военной ситуации). Необходимость подобных успехов становится особенно желательной, когда враг консолидируется вследствие случайных, неожиданно возникших ситуаций (скажем, обусловленных нарастающим ростом добычи энергоносителей в соседнем государстве). Если к этому прибавим откровенную несостоятельность возглавивших народ властей в вопросе подачи народу душевного импульса или хотя бы ключа к таковому, то окажемся в серьезном тупике. Говорят, что армянский народ сегодня нужно, вернее, как воздух, необходимо, воодушевлять, давать ему положительные импульсы. Одним из этих путей является спорт, который в свое время (в семьдесят третьем) довольно воодушевил нашу нацию и поднял национальное самосознание в кругах всех армян, разбросанных по свету. Сегодня, к сожалению, в спорте (и в футболе, и в ряде других видов спорта) остались лишь жалкие остатки наших былых возможностей. Слава Богу, что наша нация, в последние годы, имеющая шахматные традиции, показывает определенные успехи на международной арене, хотя еще не настолько высокие, чтобы стать причиной национального пробуждения (какими были времена Тиграна Петросяна). В данной ситуации роль мощного стимула могут сыграть также фантастические научные достижения (таковые, к сожалению, у нас больше не регистрируются, и в ближайшем будущем в этом вопросе многого ожидать не стоит) или достижения в области культуры, которые могут быть не менее действенны, чем все вышеперечисленное. Причем, чтобы отметить как научные, так и культурные достижения, нация должна иметь соответствующее прошлое и, несомненно, я бы сказал, традиции. Есть ли у нашей нации изначальные условия для предвкушения подобного беспрецедентного взлета? Будем реалистами и попробуем провести объективный анализ, основываясь только на голых фактах. Чтобы быть честными, скажем, что мир пока что не принимает наших гениев культуры, или, вернее, даже и не знает, чтобы принять или не принять. А причину можно недвусмысленно обозначить: до настоящего времени ничего не было сделано для того, чтобы сокровища армянской культуры стали всемирными, в том числе по объективным причинам (в советские времена уравнивалось все имеющееся и не имеющееся у пятнадцати наций, и особенно не пропагандировалось армянское, дабы не давить на остальных своими масштабами). А также и по субъективным причинам (как следствие низкого уровня умственных способностей у ныне действующих властей и отсутствия вкуса, а также ряда других необходимых понятий). Конечно, должно учитывать также веление нашего времени: действительно ценное меньше привлекает массы, чем дешевая продукция шоубизнеса.

Скажем, что до сих пор у нас самих есть проблема понять-принять наших сверхталантов и гениев. В самой Армении исключительно мало представлен наш гений Нарекаци, что уж говорить о мире. Такая же ситуация вокруг средневековых поэтов-философов (Наапет Кучак, Багдасар Дпир и др.). Армянская живопись, начиная от миниатюры (Торос Рослин, Саркис Пицак), заканчивая сильнейшими именами такими, как Аршил Горкий (Востаник Адоян) или Ерванд Кочар, нуждаются в представлении особенно за нашими пределами. Армянская литература (особенно двадцатого века) несомненно, явление всемирное и в плане западной поэзии и прозы (Мисак Мецаренц, Рубен Севак, Даниэл Варужан, Петрос Дурян, Ваган Текеян, Григор Зограп, Акоп Паронян и др.), и в плане восточно-армянской культуры (которая представлена сравнительно лучше). К счастью, во многих странах и на многих языках были изданы антологии восточно-армянской литературы, и даже без нашего участия и помощи наша литература в какой-то мере знакома за границей. В этом плане исключительное явление представляет собой творческое наследие гениального писателя, армянина Вильяма Сарояна. Во многих странах произведения Сарояна больше переведены и шире представлены, чем в Армении. Возможно, удивлю, объявив о том, что я со многими работами Сарояна познакомился в переводах словацкий или чешский, так как они не были переведены на армянский и русский языки. Более того, в школах Словакии Сароян включен в обязательную школьную программу и представляется как одна из величайших ценностей армянского таланта. Возможно, покажется нелепым, но мне Сароян оказал неоценимую помощь в вопросе продвижения в словацком парламенте резолюции по геноциду армян, когда я вел переговоры с различными политическими группировками и, разными методами пытался уговорить голосовать в пользу резолюции. В то время важнейшей задачей было провести переговоры с начальником департамента по внешним связям СБ и получить согласие. И вот, наконец, в очень растроганном состоянии мои друзья депутаты представляют меня начальнику департамента, венгру по национальности Ласло Надзу, и я, боясь получить отказ, начинаю излагать мою просьбу. Он, не дожидаясь того, чтобы я до конца сформулировал и закрепил свою просьбу, неожиданно объявляет, что готов сделать все для армян. Я не верю своим ушам, но уверенно заявляю – точно знаю причину. Надз удивленно ждет моего объяснения. «Вы, наверняка, побывали в Армении, посетили музей геноцида и полностью знакомы с подробностями геноцида», – уверенно объявляю я. Ответ меня смутил: он никогда не был в Армении. Мое смущение возросло, когда мое следующее открытие тоже испарилось: «А-а-а, понятно, у вас есть очень близкий и родной друг армянин, для которого вы все готовы сделать” (если честно, это были знакомые мне стандарты, через которые иностранцы узнают о факте геноцида), и я, объявив, что в недоумении и не в состоянии придумать другой вариант, скромно попросил объяснения. И прозвучало неожиданное: «Я обожаю армянина по происхождению Сарояна и считаю его ВЕЛИЧАЙШИМ ПИСАТЕЛЕМ в истории всего человечества». Теперь-то по-новому стал воспринимать нашего гения, который и без того был предметом моего обожания, теперь-то благодарен Богу за то, что он подарил нам Сарояна. С такой легкостью найти решение для важнейшего на тот момент вопроса даже в голову не приходило.

Долго еще можем говорить о гениях армянской архитектуры, музыки, театра и кино, но чтобы не уходить далеко от темы, вернемся к сути нашего дела. Отметим, что из вышесказанного следует, что у нас есть мощные культурные ценности, но, в основном, мы не умеем их соответствующим образом представлять. Это зафиксируем как факт. Сейчас поговорим о тех результатах, которые мы имели и имеем сейчас без особых, с нашей стороны, усилий, самотеком, но до сих пор не поняли, что это то, о чем мы могли только мечтать, то, что до сих пор кажется недосягаемой мечтой для десятков европейских наций. То есть в этом вопросе мы похожи на евреев в преддверии христианства, которые ждали появления мессии, а после его появления не просто не поняли этого, но и не приняли его и распяли. Я сам порядком был удивлен во время исследования сегодняшних культурных, а еще конкретнее, всемирных феноменов музыкальной культуры, когда в прошлом году организовал фестиваль «Дни армянской культуры» для проведения его в странах Средней Европы. Этот феномен удостоился также внимания моих словацких коллег профессионалов. Когда я выискивал записи всемирных представителей армянской классической музыки, мои коллеги были удивлены, в первую очередь, познакомившись со списком всемирных современных исполнителей певческого искусства (Гегам Григорян, Изабелла Барьяк-Дарьян, Асмик Папян и т.д.). Затем предметом восхищения стали представители струнных и инструментальных армянских школ (струнный квартет «Комитаса», Жан Тер-Меркерян, Рубен Агаронян, Сергей Хачатурян и т.д.). Особый восторг у многих вызвали выступления Филармонического оркестра Армении под руководством Эдуарда Топчяна в среднеевропейском регионе (причем в памяти многих до сих пор свежи выступления много лет назад того же симфонического оркестра под руководством Лориса Чгнаворяна). Никто не может понять, как трех-четырех миллионный народ в состоянии записать такие имена в золотой фонд всемирной музыки. Кто-то для прояснения феномена пробует исправить количество нации от трех-четырех до семи-восьми миллионов, но от этого положение вещей не меняется. С таким результатом, то есть с таким количеством музыкантов мирового уровня на душу населения, мы соревнуемся с хозяевами музыкального рынка – с евреями. Никакой другой народ не может с нами соперничать в этом вопросе. И в этой области особой темой для разговора является феномен нашего новоявленного гения Сергея Хачатуряна, о котором хочу поделиться своим мнением.

«На сцене мы увидели не молодого человека, а старика пяти тысяч лет, ровесника своей нации, который содержал в себе и представлял многотысячелетнюю культуру одного из древнейших народов мира. Такой феномен не рождала мировая скрипичная школа на протяжении всей своей истории». «Это чудо Бог послал на землю, возродив дух Арама Хачатуряна, чтобы через него передать нам небесные заветы». «Если Паганини за его невероятную виртуозность связывали с сатанинскими силами, то на лице этого парня печать божественности, аура божественности над головой, причем по уровню виртуозности он не имеет себе подобных в мировой истории игры на скрипке». «Тот, кто слушал вторую часть концерта для скрипки Арама Хачатуряна в представлении этого юноши, даже будучи незнаком с армянской историей и культурой, испытает ужас, осознав всю глубину армянской души пронизанной бесконечной скорбью, которой наполнена эта работа». Это цитаты из высказываний самых профессиональных специалистов во время моего общения с ними после концерта.

После выступления Сергея с одним из самых лучших симфонических оркестров – Лондонским королевским симфоническим оркестром, одни из самых требовательных слушателей мира – зрители лондонского «Роял Фестиваль Холл», во время обсуждений пришли к тому, что «уровень оркестра, к сожалению, сильно уступал уровню исполнения молодого гения». Все вышеупомянутые высказывания принадлежат иностранцам. Уже не говорим об овациях, звучащих в залах. При каждой встрече с этим гением люди вначале восхищаются, затем удивляются, а в конце оказываются загипнотизированными. В Братиславе в известном зале «Редута» на бис была исполнена одна из самых виртуозных сонат всемирно известного Изаи. Была исполнена с такой виртуозностью, какой сам автор не мог бы ожидать. Я, который в течение двух последних дней находился рядом с Сергеем, сразу «впал в шок», так как я не слышал, что он работал над этим сложнейшим произведением даже секунду. Очень осторожно спросил у его отца Владимира Хачатуряна о том, было ли подготовлено это произведение для представления во время этого концерта. Ответ был невероятным: решение исполнить это произведение Сергей принял прямо на сцене, но он играл его в последний раз около шести месяцев назад. Вова попросил меня никому не рассказывать об этом, так как никто не сможет поверить. Это, несомненно, из области невозможного, но я живой свидетель сказанного и очевидец произошедшего. Этот гений минимальными усилиями достигает божественного уровня в исполнении самых сложных музыкальных отрывков. Он на высоком уровне исполняет не только произведения своего земляка и однофамильца, но и концерты Шостаковича, Бетховена, Сибелиуса, Моцарта и других. Сегодня любую представленную Сергеем работу можно, без сомнения, считать совершенной, вне конкурса, как некое новое достижение в искусстве исполнительского мастерства.

grigoryan5.jpg (8838 bytes)

Итак, по моему скромному мнению, армянский народ породил гения, из-за которого наша нация может вызвать зависть многих. Чтобы родить такую величину, нация, как пророчил великий Ницше, должна работать как минимум целый век. В двадцатом веке нива нашей нации оказалась плодородной. И вот в результате был зачат, рос, развивался и появился на свет наш сегодняшний гений, как рождение чудо-младенца Ваагна у Хоренаци. Для нас настало время осознать, что культура – самое сильное оружие нашей нации – нуждается в правильном понимании и отношении с нашей стороны. В начале прошлого века Бог даровал нам еще одного гения – КОМИТАСА. Как мы его сегодня представляем, наслаждаемся им и воспитываем его музыкой наше поколение? Несомненно, неудовлетворительно, плохо, ужасно неполно. Чем мы питаем сегодня наше «музыкальное чрево»? Отходами. И это с наследством, оставленным Комитасом.

Чтобы далеко не ходить, вспомним о споре, возникшем в прошлом году вокруг реализации доброго по сути, но на деле пропагандирующего безвкусицу намерения. Речь идет об исключительно безвкусном, созданном на азербайджанской основе произведении, представленном на «Евровидении» певцом Андре, которое имело двоякое последствие – плохое и хорошее. Яркий пример безвкусицы, этот «хит», занял место в первой десятке конкурса, благодаря десяткам звонков наших детей, сделанных на волне патриотизма, поднятой подростками и молодежью всей диаспоры. Одновременно этот процесс, тем не менее, объединив живущих за рубежом армян, стал большим источником воодушевления. Это действительно положительное явление, которое служит нашим вышеуказанным целям. С другой стороны, в случае даже с моими детьми, выросшими на классической музыке и хорошо знакомыми с армянской национальной музыкой, мы встали перед дилеммой: положительным или отрицательным было это произведение, созданное на азербайджанской основе и представленное на «Евровидении»? Уже не будем говорить о тысячах детей диаспоры, которые родились в арабском мире. Их восприятие армянской национальной музыки нуждается в строгой корректировке. Посмотрите, какую медвежью услугу им оказала матушка Родина. Вместо того, чтобы послужить примером для детей диаспоры, без того попавших в лапы тюркско-мусульманской музыки, и служить маяком, напутствующим в вопросе армянской национальной музыки, при помощи Армянского общественного телевидения было осквернено армянское искусство бессмысленным и не приносящим никаких результатов делом. Интересно то, что, несомненно, невозможно было занять в этом конкурсе место ниже, так как наши дети отправляли сообщения, исходя не из качества представленной песни, а лишь из патриотических побуждений, так как певец выступал под флагом Родины. А сейчас я обращаюсь к руководству Общественного телевидения, которое финансировало это безобразие деньгами народа. Насколько вы могли бы оказаться умнее, если бы на конкурсе представили высокохудожественную, созданную на национальной, а не на азербайджанской основе песню, и заняли бы место в первой десятке не только за счет диаспоры, но и выступили бы в роли законодателей вкуса армянской национальной песни?

Итак, необходимо осознать и раз и навсегда понять, что мы остались в истории с нашим гением творения и культурой, являющейся его результатом. Не исчезли с всемирной арены благодаря не агрессивному и военному характеру, а способности творить. Творить – вот наше кредо. Созвучно с первыми слогами имени святой горы. Ничто сегодня не может принести армянину столько уважения, славы и богатства и представить эту нацию на земном шаре, поднять и поставить в десятку самых цивилизованных наций (а может и в пятерку), ничто не в состоянии больше сплотить и консолидировать нашу нацию так, как наша культура. И мы ничего не должны жалеть для развития дела представления миру наших культурных сокровищ, так как это самое благодарное и самое эффективное в деле сохранения нации. Представление миру армянской культуры должно лежать в основе нашей стратегии, становясь в нынешнем тысячелетии самой большой, имеющей опыт тысячелетий, стопроцентной гарантией сохранения армян.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 17.01.08 19:02