Новые книги

Магакия Орманян

II глава
Происхождение Армянской Церкви

arm-church3.jpg (16041 bytes)

События, относящиеся к началам каждой церкви, скрываются под непроницаемой завесой; они ускользают от нашего расследования за отсутствием первоисточников, которые могли бы осветить нам деяния Апостолов и апостольскую деятельность, взятую в целом. Римская Церковь, в этом отношении оказавшаяся в более благоприятном положении в силу того факта, что она зародилась в столице Империи, вынуждена бороться с теми же затруднениями, когда приходится доказывать пребывание святого Петра в Риме. А между тем это для нее существенный факт, ибо он служит основанием всей ее системы. За отсутствием более достоверных данных церковная история довольствуется свидетельствами наибольшей вероятности, доводами, основанными на предании и непрерывности фактов. Достаточно, чтобы предположения, взятые в целом, не шли вразрез с положительными и достоверными данными истории. Для выяснения начал Армянской Церкви нельзя требовать ничего большего. Первобытное и неизменное предание этой церкви признает первыми ее основателями Апостолов Святого Фаддея (Тадэос) и Святого Варфоломея (Бардугимэос), более известных под именем первых просветителей Армении. Церковь хранит их гробницы, окруженные благоговейным поклонением в древних святилищах Артаза (Маку)1 и Албака (Башкале)2, расположенных на юго-востоке Армении. Все Христианские Церкви единодушно признают предание, касающееся Святого Варфоломея, его апостольских странствий, его проповеди и мученичества в Армении. Название Албанус, которое Христианские Церкви дают месту, где Апостол претерпел муки, сливается с названием Албакус, освященным армянским преданием. Что касается Святого Фаддея, предания расходятся. То, которое принимает Фаддея Дидимуса, брата Святого Апостола Фомы, который отправился в Артаз через Эдессу, обойдено молчанием у православных и католиков. Что же касается сирийского предания, допускающего существование Фаддея Дидимуса, оно не высказывается ясно в вопросе о его странствии из Эдессы в Артаз; но если вникнуть в эту неясность, то можно заметить в тексте умолчания, кажущиеся умышленными, и даже анахронизм, отдаляющий события до II века по Рождестве Христовом. Впрочем, не желая слишком настаивать на ценности этого пpeдания, мы заметим, что имя Фаддея с ним неразрывно связано; ибо можно обратиться к другому преданию3, по которому евангелизация Армении является делом Святого Апостола Иуды-Фаддея, прозванного Левием. Это обстоятельство, допущенное Греческой и Латинской Церковью и признанное армянскими писателями как более согласное с исторической правдой, подтверждает более обобщающим образом предание, а равно подлинность святилища Артаза. Непосредственная связь с Апостолами, на которую искони притязала Армянская Церковь и которую она провозгласила в своих официальных постановлениях, с одной стороны, свидетельствует о древнем и исконном происхождении, а с другой – о возникновении из одного-единственного первоисточника без посредничества другой церкви.

1 Артаз – область в Васпураканском крае на территории Армении Великой, ныне территория Ирана.
Здесь недалеко от долины Аварайр находится монастырь Тадеи, где погребен апостол Фаддей.

2 Албак, Агбак – область в Васпураканском крае, ныне территория Турции.
По преданию, апостол Варфоломей погребен в монастыре, носящем его имя.

3 В армянских и сирийских источниках имеются указания на идентичность Фаддея с апостолом из двенадцати:
«Леввей, прозванный Фаддеем» (Мф. 10. 3, Мк. 3. 18). Согласно этим источникам,
Фаддей, прозванный Леввеем, после проповеди в Эдессы направился в Артаз
для проповеди в Армении. Молчание сирийских источников связано с тем,
что они были окончательно отредактированы в IV в.
Не исключено, что на редактирование сирийских текстов повлияло
соперничество двух церквей относительно его апостольской миссии.
Сохранилась более древняя редакция текста Лебубны «Учение Аддэ»,
указывающего на проповедничество Фаддея в Армении.
На том же настаивают почти все армянские источники, повествующие о том,
что Фаддей после Эдессы перешел в Армению,
обратил в христианство многих армян,
в том числе и деву Сандухт – дочь царя Санатрука,
который и приказал казнить Фаддея и свою дочь.

Апостольское начало, неотъемлемое для всякой Христианской Церкви как условие соединения с ее Божественным Основателем, признается за непосредственное, когда оно восходит к личным деяниям какого-либо Апостола; то же начало является косвенным, когда оно проистекает от какой-либо церкви, коей первоначальные основы были заложены Апостолами. Армянская Церковь может с полным правом приписывать себе непосредственное апостольское начало. Общепринятая хронология отводит миссии Святого Фаддея восьмилетний период (35 – 43 годы), а миссии Святого Варфоломея шестнадцатилетний период (40 – 60 годы). Мы находим бесполезным вдаваться здесь в подробности, относящиеся к вопросам времени и места событий, часто ведущим к бесплодным прениям.

Таким образом, апостольское начало Армянской Церкви являет собою нечто неоспоримое в церковной истории. А если предание и освещающие его исторические источники могут привести к критическим замечаниям, то последние столь же легко рассеять, как и недоумения, вызванные при выяснении начал других апостольских церквей, всемирно признанных как таковые.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 22.01.08 10:02