Имена

Об Александре Богдановиче Пирадове и его коллекции в грузинских газетах

Из статьи Марианны Хубуа

«Они творили в Тбилиси».

«Доктора технических наук, профессора Александра Пирадова называют теперь заботливым хранителем творческого наследия тбилисских художников-армян. В середине 80-х годов прошедшего века, когда в нашем обществе резко упал интерес к науке и научным изысканиям, Александр Богданович обратился к иной, хотя и не чуждой ему сфере деятельности. Он занялся собиранием художественных полотен. В семье хранились две картины художника Василия Пирадова – брата деда. Они и стали основой коллекции, выставленной ныне в галерее «Универси».

Представители рода Пирадовых издавна были близки к художественным кругам. К подобному выводу склоняет тот факт, что в Государственной картинной галерее Армении хранится «Портрет Пирадова» кисти знаменитого художника-портретиста А.Овнатаняна – картина написана им в 1836 году.

В галерее «Универси» представлены более ста картин нескольких поколений армянских художников, работавших в Тбилиси. Пейзажи, портреты, натюрморты, написанные с удивительной тщательностью или легкой небрежностью, разные по настроению, по силе одухотворенности, по технике исполнения, степени мастерства, объединены незримой нитью единой коллекции. Перечислять имена всех художников, наверное, не имеет смысла. Их около пятидесяти. Но одно обстоятельство подчеркнуть необходимо: это – первая экспозиция, где нашла столь широкое и объемное отражение армянская составляющая художественной жизни грузинской столицы. С этой точки зрения выставка в «Универси» – значительное событие в культурной жизни Тбилиси.

В городе, ставшем к середине XIX века не только буржуазно-чиновничьим, административным центром всего Южного Кавказа, но и средоточием искусств, формировались национальные художественные школы со специфическими тбилисскими чертами. Один из тогдашних журналистов назвал Тбилиси двуликим Янусом, одним ликом обращенным в сторону Азии, другим – в сторону Европы. Наш яркий, колоритный город стал источником вдохновения для художников разных национальностей. В период, когда здесь творил замечательный живописец Гиго Габашвили, рядом с ним не менее интересно работали выдающиеся армянские мастера – Геворг Башинджагян, Гиго Шарбабчян, Арутюн Шамшинов. Все эти имена представлены в коллекции Пирадова. Именно в Тбилиси сформировалась школа армянского искусства нового времени.

В здешнем училище живописи и ваяния при Кавказском обществе поощрения изящных искусств преподавал Егише Татевосян. Он был в числе первых профессоров Тбилисской академии художеств. В ряду его учеников – знаменитый Александр Бажбеук-Меликов. Влияние этого мастера испытал на себе целый ряд тбилисских художников. Его ближайшим другом был Ладо Гудиашвили: на заре профессиональной карьеры в 1919 году они объединили свои первые персональные выставки...»

Из статьи искусствоведа Марины Медзмариашвили

«Таинственное и волнующее дежавю».

«Известный коллекционер, доктор технических наук, профессор Александр Богданович Пирадов за два десятилетия собрал значительную по исторической и художественной ценности коллекцию графических и живописных работ тбилисских художников-армян. В не очень большом по численности собрании представлены работы мастеров с конца XIX века и до художников нашего времени. Так же широк жанровый диапазон произведений: портреты и обнаженная натура, пейзажи, натюрморты, исполненные в технике живописи и графики. Произведения этой коллекции отличаются и стилевым разнообразием от ака-демизма к модерну, импрессионизму и абстракции.

О значении коллекции А.Б.Пирадова писалось неоднократно, особенно отмечается наличие в собрании произведений классиков армянского искусства Г.Башинджагяна. Е.Татевосяна, А.Акопяна, В.Гайфеджяна, Г.Шарбабчяна и других известных художников. Однако коллекция А.Б.Пирадова, помимо известных имен, открывает зрителю красоту произведений и других, малоизвестных, однако интересных и тонких живописцев. А.Б.Пирадов собирает произведения искусств с большим артистическим чутьем и человеческим тактом, поэтому коллекция впечатляет не только исторической и художественной ценностью, но и теплом и вдохновением, с которой она создается...»

piradov11.jpg (22783 bytes)

Александр Бажбеук-Меликов. «Рима», б/к, 21х15, 1960

piradov12.jpg (20311 bytes)

Саркис Киракосян «Портрет композитора А.Тиграняна»,   б/к, 19,5х14, 1925

piradov13.jpg (18156 bytes)

Василий Богданович Пирадов «Портрет матери», к/уголь, 78х67, 1907


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 15.01.08 17:45