Имена

Александр Пирадов

Моя коллекция – для людей

В этот свой приезд в Москву, а обычно я приезжаю в Москву один раз в год, в начале марта и остаюсь до конца мая: жду, когда моя внучка закончит учебный год в школе, и везу ее на три месяца в Тбилиси. И это я делаю каждый год на протяжении многих лет. И вот в этот свой приезд (март - май 2005 года. – Прим. ред.) я провел в Москве три большие акции, точнее, мероприятия.

Первая акция прошла в музее Марины Цветаевой. Официально это называлось «Встреча с собирателем картин Александром Пирадовым». И показывал фильм. Любительский фильм, правда. Он длился где-то 40 минут. Фильм о моей коллекции, в котором я подробно рассказывал о каждой картине, причем, в ленту были вкраплены фрагменты с живыми авторами, а также два фрагмента с авторами, которых уже нет в живых – Альбертом Дилбаряном и Львом Баяхчиевым, но сохранились пленки, где они в своих мастерских, их облик был показан, а у двух, действующих сегодня в Тбилиси художников, у нашей выдающейся художницы Гаянэ Хачатурян и довольно-таки хорошего художника Роберта Кондахсазова, я взял интервью около их картин, висящих у меня дома, и вот эта беседа была также показана.

После фильма был дан большой концерт силами наших блестящих, я бы сказал, исполнителей. Это лауреат международных конкурсов виолончелист Нарек Ахназарян и его мама – профессор Гаянэ Ахназарян (фортепиано). И это была не игра виолончелиста под аккомпанемент, а ансамбль – так потрясающе они сыграны, а особенно мне нравится их исполнение «переборов» Щедрина в его произведении «Кадриль». Вот такой был первый вечер. Он проходил 13 апреля (2005 года).

Следующий вечер, который я организовал, состоялся 14 мая также в музее Марины Цветаевой. Этот вечер был посвящен Гаянэ. Были выставлены картины Гаянэ, имеющиеся у моих детей в Москве, и из коллекции Арама Баблояна, и был показан фильм «Шелест городской прялки», снятый режиссером Левоном Григоряном, который в свое время работал ассистентом у Сергея Параджанова во время съемок фильма «Саят Нова». Это название фильма Левона не случайно, так как у Гаянэ есть картина «Городская прялка». Причем эту картину, хочу это отметить особо, она выполнила в нескольких вариантах. Точнее, эта тема разработана в нескольких вариантах. Причем все они разных размеров и разного «колора». Одна картина находится в Музее современного искусства в Ереване, другая – в коллекции Спивакова и третья, – у меня в коллекции... После показа фильма Левона выступил я и рассказал кратко о Гаянэ и насколько она сегодня известна в мире. Ее популярность и известность определяются хотя бы альбомом «Армянские художники», изданным в Нью-Йорке. В нем представлены 24 армянских художника в мировом масштабе (то есть охвачен весь мир). В их числе всего четыре, еще живых на начало 1990-х годов (сейчас здравствуют только двое художников). В Ереване, по линии Музея современного искусства, вышел альбом, в котором представлено творчество выдающихся армянских художников, и опять-таки с Гаянэ. Эти альбомы у меня, так что видел репродукции Гаяне в них своими глазами. Но еще здесь, в Москве, когда в Доме Нащекина была выставка работ Гаянэ, появилась статья в одной из газет, в которой я прочел, что человек видел альбом в Париже «Армянские художники столетия». В нем были представлены восемь армянских художников и среди них – Гаянэ. Это меня уже потрясло, потому что мы это издание не знаем, его не видели, издает его – «тамошний» человек, и среди всего 8 отобранных художников – наша Гаянэ. И наконец, в знаменитом «Рейтинге», который издается в Москве уже много лет, Гаянэ имеет рейтинг «2А». Это высочайший рейтинг для живущего художника, потому что рейтинг «1» присваивается только художникам, которых уже нет в живых. И если вы просмотрите «Рейтинг», то увидите, что на всем пространстве Кавказа вообще нет никого, кто бы имел такой рейтинг («2А»). То есть, все другие художники, живущие на этой территории, имеют рейтинги «3» и ниже. Вообще-то говоря и в России мало у кого есть рейтинг «2А». И, наконец, я рассказал о подделках. Гаянэ подделывают. Это говорит о том, что ее картины востребованы. Работы Гаянэ трудно купить даже в Тбилиси. Единственно, что там труднее ее подделать, потому что работу могут показать Гаянэ и выяснить, что это подделка, и тогда продавшему или исполнившему подделку художнику непоздоровится. В Ереване подделывается очень много картин и подписываются ее именем. Вот могу рассказать случай, который пока нигде не опубликован. Гаянэ несколько лет назад была в Ереване. Ее привели в частную галерею в центре Еревана. Хозяин, когда узнал, что у него в галерее Гаянэ, выбежал и похвастался, что у него в кабинете висит ее работа. Она заинтересовалась, естественно, прошла в кабинет и что увидела – не свою работу. Она сказала: «Не моя работа». Хозяин галереи обалдел. Вроде специалист, а провели, как мальчишку. А вот последний случай: в самом конце февраля (2005 года) приезжает из Калифорнии в Армению, в Ереван, молодой человек жениться. Женился. Девушка оказалась родом из Тбилиси и привезла своего жениха к родственникам. У него оказались с собой фотографии пяти работ Гаянэ, владельцем которых он являлся. Естественно, он захотел показать их художнице. Ее заинтересовало наличие картин в Америке, и она приняла его, а когда увидела фотографии, то на обороте написала «Это не моя работа». На всех пяти. У жениха в Калифорнии жил брат и тоже имел картины Гаянэ. Он прислал по интернету их изображение, и опять-таки оказалось, что все они подделки. Словом, где-то в Калифорнии «работает» группа людей и продает картины-подделки под Гаяне, и во многих армянских американских семьях висят теперь фальшивые Гаянэ. На этой встрече я говорил о том, что надо быть бдительным. Покупая картины Гаянэ, прежде надо удостовериться в их подлинности.

И, наконец, о третьей встрече – презентации альбома, который я выпустил, – «Работы тбилисских художников-армян в коллекции Александра Пирадова». Я долго работал над ним. У меня есть несколько компьютерных вариантов, сделанных по нескольку экземпляров. Но картины все прибавлялись и прибавлялись. И вот, наконец, я решил поставить точку и издал альбом. Особенно хотел бы отметить роль моей дочери в создании этого альбома. Дизайн и компьтерная верстка сделана Ольгой Пирадовой.

Могу рассказать несколько интересных эпизодов, связанных с созданием этого альбома. Я нашел несколько хороших художников, которые не были на слуху. Например, Михаил Хунунц. Я впервые узнал о нем года полтора назад. Причем Хунунц в 1913 году окончил Киевскую Академию художеств. Потом поехал по Европе: был в Италии, Германии, Франции. Вернулся домой, в Тбилиси. Дом его отца до сих пор стоит на Вознесенской улице, там живет его внучка. И вот к этой внучке я пришел и нашел там работы Хунунца, которые попали в альбом.

Удалось мне найти и замечательную работу Ерванда Кочара. Причем она подписана 1916 годом не Кочаром, а Кочаряном (Ерванд Кочарян, Тифлис, 1916 год). Ему 17 лет, он учащийся Училища живописи и ваяния при Кавказском Обществе поощрения изящных искусств. Вот такое было у нас училище, имевшее сильных преподавателей: Николадзе – ученик Родена, Татевосян, Каменский и др. Многие известные художники окончили это училище и потом работали в Тбилиси. Рисунок Кочара попал в альбом, потому что он сделан в Тбилиси. Очень интересный рисунок, вы даже не скажете, что мальчику 17 лет, но он еще не в том стиле работает, как после приезда из Парижа. Тут чисто грузинско-армянский вариант. Стол, сидят люди, цветы… Маленькая работа, но очень интересная.

Вообще, в альбоме много работ художников, которых удалось найти совершенно случайно. Есть у меня работы двух художников, имени одного из которых мне так и не удалось найти. Картина подписана автором – Тер-Захаровым. По почерку, по картине видно, что это татевосяновская школа. Лежала в одной папке с другими работами других учеников Татевосяна. У Терпсихорова (был такой скульптор, в Москве работал) в папке лежали работы его друзей, с которыми он учился в училище в Тифлисе.

А вот Саркис Киракосян – его портрет композитора Тиграняна, написанный в 1924 году с натуры. Это потрясающий портрет. Сейчас дом Тиграняна на Вознесенской стоит, мемориальная доска висит, его внук жив, и, кстати, когда я устроил в Тбилиси выставку «Забытые имена», а эта выставка имела большой резонанс среди зрителей, потому что на ней были представлены все художники не первого ряда из моей коллекции, да я еще из некоторых семей взял (ведь почти из них никого уже нет в живых) и показал работы. Об этой выставке писали многие газеты, освещало ее телевидение. При открытии был дан нашими силами большой концерт.

Хотел бы рассказать о Геворге Башинджагяне. Дело в том, что круг моей деятельности охватывает не только собирательство, но я занимаюсь и исследовательской работой. Я по своему статусу ученый, доктор технических наук, профессор. Люблю заниматься аналитикой. И когда я стал заниматься собирательством, то и в этой деятельности у меня присутствует научный подход. Я знал, что Башинджагян родился в Сигнахи. Мне было интересно, знают ли об этом там. В один прекрасный день я приехал в Сигнахи со своими сыном, дочкой и внучкой. Я пришел в краеведческий музей, спрашиваю: «У вас что-то есть Башинджагяна: фотографии, работы?» – «Нет». – «А где дом, в котором он жил?» – «А где-то здесь, в этом районе». Я пошел, расспросил людей, нашел этот дом. Причем в нем живут уже четвертые хозяева. Дом был продан еще матерью Башинджагяна, когда он учился в Петербурге. Но он очень часто приезжал в Сигнахи к родственникам и работал там. Есть много картин про Сигнахи. «Алазанская долина» всем, наверное, известна. Итак, я нашел этот дом из плоского кирпича, одноэтажный дом, стоит рядом с церковью. Дом и сегодня в хорошем состоянии. И у меня мечта, чтобы армяне купили этот дом. Цены невысокие. А затем бы его отремонтировать. Потом уже будут нужны усилия меценатов: купить картины Башинджагяна, повесить там, восстановить внутреннюю обстановку и устроить здесь музей Башинджагяна. Вот это было бы дело!

Ну это дело будущего, а пока я повез туда три подлинника Башинджагяна, повез артистов, повез художников, повез искусствоведов, тридцать человек из Тбилиси, и мы устроили там день рождения Башинджагяна, устроили там выставку, рассказали о Башинджагяне, а потом дали блестящий концерт. После этого я обещал, что привезу им портрет Башинджагяна. Наш художник Георгий Мануян сделал большой карандашный портрет по фотографии из альбома. И как только он его сделал, Архиепископ Вазген Мирзаханян, Глава Армянской епархии ААЦ в Грузии, и я повезли портрет в Сигнахи. Передали его в краеведческий музей, повесили на стену, внизу сделали подпись, причем на грузинском языке, чтобы все они могли читать, что здесь он родился, здесь вырос, жил, а похоронен – в Тбилиси, во дворе церкви Сурб Геворг, потому что Башинджагян ее расписал.

Когда мы повесили в музее портрет, српазан освятил его – вот так мы постарались напомнить сигнахцам и зафиксировать в музее, что здесь родился и работал Башинджагян.

А вот еще один из моментов моей деятельности. Гайфеджян – один из самых блестящих и известных армянских художников. Родился в Ахалцыхе, жил в Тбилиси, в 1920-х годах переехал в Ереван. Как-то на одной толкучке я увидел лежащую на земле картину, всю черную, только в одном уголке были видны краски. Сразу почувствовал, что это может быть интересно. Поскольку денег за картину просили мало, я тут же купил ее и принес домой. Там я с женой быстро очистил ее – а я освоил технику чистки картин – делать это надо очень быстро. На другой день я покрыл ее лаком. Открылся прелестный пейзаж. Рукой Гайфеджяна написано «Летний этюд (первый вариант)». В 1919 году картина демонстрировалась в Тбилиси на выставке, каталог которой у меня имеется. А написан этюд – до 1918 года. Когда об этом узнала его дочь, она мне тут же альбом подарила. Спрашивала: «Не продадите картину?» – «Что вы, – говорю. – Сам куплю! У меня только одна работа.»

Так вот я спас картину Гайфеджяна. И работы других художников.

В альбоме 45 авторов, более 100 иллюстраций.

Я делаю все, чтобы зафиксировать тбилисскую армянскую школу живописи, этого никто не делает. Ради нации своей делаю. И супруга помогает – человек потрясающий.

Вот подарил альбом в Третьяковскую галерею – так ее сотрудник, зав.библиотекой, – русская женщина – сказала, что это впервые сделано. Это первое такое издание – это уникальное издание. Но одних моих усилий недостаточно. Кроме того, мои финансовые возможности ограничены. А сколько еще надо сделать, сколько собрать и сохранить для истории, для потомков, сколько издать, чтобы творчество наших художников стало общемировым достоянием.

piradov10.jpg (13450 bytes)

На открытии выставки в Тбилиси. Слева направо: профессор Лали Гогелиани, А.Пирадов, ректор Технического университета, академик Рамаз Хуродзе. 20 декабря 2005 года

piradov10.jpg (13450 bytes)

На открытии выставки в Москве. Справа налево: А.Пирадов, известный искусствовед Натэлла Захариевна Башинджагян. 12 апреля 2006 года

Кратко о моей родословной

Мой прадед – Богдан (Багдасар) – был полковником Российской армии. Его фамилия была среди титулованных дворянских фамилий тифлисской губернии. Как-то подходит ко мне грузинский художник Леван Чогошвили, автор картины «Семья Пирадовых» (там мой прадед, моя прабабушка, я и папа-гимназист*), и говорит, что видел недавно изданную в Тбилиси книгу о геральдике, где приведена фамилия вашего прадеда; есть только 23 утвержденных родовых герба, и среди них – ваш.

* Для создания картины я дал художнику ксероксы портретов моих родичей.

Супруга – Ирина Константиновна – в ее крови есть багратуниевская кровь, сын – Константин Александрович, д.т.н., профессор, зав. кафедрой в Московском открытом университете – продолжатель моего дела, дочь Ольга занимается графическим дизайном в фирме «Гротекс», внучка Виктория хорошо рисует.

P.S. (От редакции)

А. Пирадов за прошедшее время организовал и провел еще два крупных мероприятия.

В Тбилиси в декабре 2005 года (с 20 по 27) состоялась выставка «Работы тбилисских художников-армян в коллекции А.Пирадова».

12 апреля в Москве в Музее Марины Цветаевой открылась выставка «Тбилисские художники из частных коллекций Москвы». Были представлены 30 работ художников: Башинджагяна, Геворга Григоряна (Джотто), Иосифа Караляна, Зураба Нижарадзе, Гаянэ Хачатурян, Валерия Бояхчяна, Альберта Дилбаряна, Льва Баяхчева, Тенгиза Микояна, Джованни Вепхвадзе, Ладо Гудиашвили и Александра Бажбеук-Меликова (в т.ч. – портрет Сталина). Были показаны два фильма: Сергея Параджанова «Акоп Овнатанян» и репортаж с открытия прошедшей с 20 по 27 декабря 2005 года в Тбилиси выставки «Работы тбилисских художников-армян в коллекции А. Пирадова».

Также был дан концерт. На вечере присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посланник Грузии в РФ Гиви Сергеевич Шугаров и советник посольства по культуре Теймураз Карухнишвили.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 02.07.07 16:04