Имена

Ануш Хачатрян

Зарэ Мурадян: Артист и его окружение

Знаменитый артист балета, солист Большого театра СССР, в дальнейшем — главный балетмейстер Ереванского Государственного академического театра оперы и балета имени А.Спендиарова Заре Мурадян возглавляет достаточно представительную цепочку артистической династии Мурадянов. Среди них: актер Эдвард Мурадян, писатель и кинокритик Давид Мурадян, артист российского кино Армен Мурадян, дочь Зарэ Мурадяна — балерина, ныне педагог Государственного хореографического училища города Харькова Жанна Мурадян, фотограф и художник Тиран Купелян (родной брат Зарэ Мурадяна)*, а также старший внук Зарэ Мурадяна Эдгар Ананян — артист балета, солист Государственного академического театра оперы и балета в Харькове, внучка Зарэ Мурадяна, балерина Виктория Ананян, солистка Государственного академического театра оперы и балета в Перми, невестка Зарэ Мурадяна балерина Татьяна Черкасова — артистка балета Государственного академического театра оперы и балета в Харькове, Седа Мурадян — журналистка ТВ, жена Зарэ Мурадяна Мария Слыщенко — балерина, солистка театра имени А.Спендиарова, балерина Иветта Мурадян, которая танцевала на сцене Ереванского театра имени А.Спендиарова. Невестки Мурадянов — это балерина Айкануш Асатрян, танцовщица Государственного Ансамбля песни и пляски Армении Элеонора Нерсесян, зятья Зарэ Мурадяна — это Эдвард Ананян — солист театра имени А.Спендиарова, а ныне педагог по балету в Государственном хореографическом училище Харькова, и оперный певец Аветис Мсрян — пел на сцене театра имени А.Спендиарова. Родной племянник Зарэ Мурадяна — оперный певец Рубен Купелян, который также поет на сцене этого театра, а двоюродные брат и сестра З.Мурадяна — это художник Эдвард Саркисян и художница Анжелла Саркисян, скульптор Сурен Саркисян.

* Когда родной брат Зарэ Мурадяна Тиран Купелян женился на оперной певице Марии Чмшкян, то оказалось,
что она тоже из известной династии. Ее дедушка — Геворк Чмшкян — артист и режиссёр, для которого классик армянской литературы Г.Сундукян написал свою знаменитую пьесу «Пэпо». В этой династии композиторы Анушаван Тер-Гевондян, Константин Сараджев. Племянник Зарэ Мурадяна — Рубен Купелян — женат на сестре известного дирижёра Юрия Давтяна.

В доме Зарэ Мурадяна и его брата — артиста Эдварда Мурадяна — собирались видные деятели культуры. Дружил с ними гениальный композитор Арам Хачатурян, один из величайших художников Мартирос Сарьян. Часто у Мурадянов бывал в гостях знаковый артист Шекспировского театра Ваграм Папазян, с которым семью Мурадянов связывали дружеские взаимоотношения. Знаменитый балетмейстер Леонид Лавровский и его жена — балерина Наталья Читсон — лично знали Зарэ Мурадяна. Другом Зарэ был и великий артист балета Алексей Ермолаев. Когда Мурадян танцевал на сцене Большого театра, то долгие годы в Москве общался со знаменитым артистом советского балета Михаилом Гобовичем. Когда Зарэ Мурадян учился в хореографической академии Большого театра, то с ним на одном курсе училась дочь Сергея Есенина. В те далекие 30-е годы ХХ века с ним учились Ольга Лепешинская, Марианна Боголюбская, Наталья Орловская, Сусанна Звягина, Софья Головкина, Едвига Сангович, Нина Чихлаидзе и любимая его партнёрша Раиса Стручкова. Со всеми потом он танцевал на сцене Большого театра. Когда Зарэ Мурадян уже жил в Ереване, в его доме собирались лучшие люди Армении. Он дружил с одним из символов армянской нации трагиком Грачем Нерсесяном.

Заре Мурадян родился в городе Харберде (Западная Армения, Турция) в семье адвоката Мурада Мурадяна и Мариам Мушян. История династии Мурада-эффенди, как его называли, начинается еще в Х веке с древнего города Ани — столицы Армении.

Заре Мурадян был самым последним ребенком Мурада-эффенди и Мариам-хатун. Он родился 20 ноября 1913 года. Когда Мурад Мурадян был арестован, а затем убит турками во время геноцида армян в 1915 году, его семья после долгих испытаний в 1918-м нашла убежище в Сирии в городе Алеппо. А в 1925-м году он вместе с семьей иммигрировал в Советскую Армению, и они обосновались сначала в Эчмиадзине, а потом в Ереване. В столице он поступил в среднюю школу имени А.Мясникяна, которую окончил в 1930-м году. Будучи школьником, он снимался в художественном фильме «Солнечные лучи». С 1928-го года он посещает также занятия в Ереванской хореографической студии. Для получения высшего хореографического образования в 1930-м году Наркомпросом Армении был командирован на учебу в Московскую хореографическую академию при Большом театре СССР. Художественным руководителем мастерской в академии оказался знаменитый балетмейстер Виктор Семенов. По окончании прославленной академии в 1935-м году был принят в Большой театр СССР артистом балета, в дальнейшем стал солистом балета. Заре Мурадян начал танцевать в балете «Щелкунчик», в опере «Русалка» (цыганский танец), в опере «Броненосец Потемкин», в балете «Бахчисарайский фонтан», в балете «Кавказский пленник» (джигит-затейник), в опере «Евгений Онегин» (Петушков), в опере «Кармен» (Болеро), в опере «Демон», в опере «Князь Игорь» (половецкий танец), в балете «Три толстяка» (кавалер). Он участвует также в вечере артистов балета Большого театра в театре «Ривьера». Наряду с артистической деятельностью с 1935 года начал педагогическую работу в Московском камерном театре и его техникуме. А в 1936 году был назначен художественным руководителем ансамбля танца Метростроя. Занимался балетмейстерской работой и поставил яркие, выразительные танцы. 11 апреля 1938-го года в Москве поставил как балетмейстер «Героическую пляску». 29 мая этого же года он поставил как балетмейстер несколько танцевальных номеров на «V итоговом концерте художественной самодеятельности». В Москве 28 мая он участвовал как солист балета Большого театра СССР в концерте «Пляски армянского народа». В 1938 году он был приглашён в Государственный академический театр имени Е.Вахтангова педагогом по танцевальному тренажу, где работал до отъезда из Москвы. В сентябре 1938-го года был откомандирован в Советскую Армению, в Ереван, в Государственный академический театр оперы и балета имени Спендиарова.

Принимая участие в декаде армянского искусства, 26-го октября 1939 года он гастролирует в Москве и в Колонном зале дома Союзов танцует «Лезгинку». А на первомайском концерте Центрального дома художественной самодеятельности Московских профсоюзов он поставил как балетмейстер балет Ц.Амбарцумяна «Бессмертные». Либретто написал тоже Заре Мурадян.

В театре имени Спендиарова он проработал всю жизнь в качестве ведущего солиста балета, педагога, помощника балетмейстера, балетмейстера. В качестве ведущего солиста он проработал там до 1963-го года.

С 1938 года в своём родном театре им создан ряд высокохудожественных танцевальных образов, которые оставили яркий след в истории армянского балета. Его Нурали, Вацлав, князь, дворянин в балете «Бахчисарайский фонтан», Венгерский танец в «Лебедином озере», Верго, Гусан в балете «Хандут», джигит в «Кавказском пленнике», Ивушка в «Коньке-горбунке», Гарник, Красный мармар в балете «Мармар», Ли Шан Фу в «Красном маке», визир в «Шахерезаде», Бармалей в балете «Доктор Айболит», Карен, Гико в «Гаяне», Авет, Шутник, Габо в балете «Счастье». Запомнились всем его тореадор, дворянин, Гамаш в «Дон Кихоте», яркий испанский танец в «Золушке», охотник в «Красной шапочке», жених в «Ивушке», пастух в «Лореци Сако» и, наконец, одна из его лучших ролей Абдурахман в «Раймонде».

В те годы интенсивно формировался и приобретал свою профессиональную зрелость армянский национальный балет. З.Мурадян был одним из признанных архитекторов этого процесса. Как артист он отличался не только высоким исполнительским мастерством, но и настоящим даром перевоплощения. Ему одинаково удавались роли острохарактерные, комические и глубоко драматические. А как постановщик он интересно синтезировал, сочетал язык классического балета с элементами народного, этнографического танца.

С 1938-го года он участвует в основной работе по капитальным возобновлениям балетных спектаклей. В течение нескольких лет он возродил 10 балетных спектаклей, среди которых «Счастье», «Бахчисарайский фонтан», «Конек-горбунок», «Раймонда», «Лебединое озеро», «Шахерезада», «Гаяне», «Красный мак», «Доктор Айболит» и «Красная шапочка».

Заре Мурадян дебютировал в качестве балетмейстера постановкой хореографических сцен в опере «Кармен». В 1953 году он поставил балет «Хандут», а в 1954-м — свою самую красочную постановку «Дон Кихот». В 1956—1957 годах он осуществил совместно с балетмейстером И.И. Арбатовым постановку балета «Мармар», в 1957-м поставил балет «Сона» совместно с балетмейстером А.Арибяном. В 1958 году свою виртуозную постановку «Вальпургиева ночь», которая целую четверть века украшала сцену ереванского театра, и последнюю — новую редакцию балета «Хандут» он сделал совместно с балетмейстером В.А.Варковицким.

Вот что рассказывает о Зарэ Мурадяне народная артистка СССР Раиса Стручкова: «Я познакомилась с Зарэ Мурадовичем, когда училась в Московском хореографическом училище. Мы, дети, тогда с восторгом смотрели шедший в Большом театре балет «Кавказский пленник», где участвовал и Мурадян, покорявший нас всех своим темпераментным танцем. А потом он пришёл к нам в школу и ставил для нас танцы народов Кавказа. Добрый и весёлый человек, он искренне любил детей и всегда относился к нам тепло и уважительно. И мы платили ему тем же. Его увлеченность, влюблённость в искусство танца находили отклик в наших детских душах, рождали чувства привязанности и симпатии. Позже, когда, став взрослой артисткой, я приезжала в Ереван, где Зарэ Мурадович работал в Театре имени Спендиарова, мы обязательно встречались. Об этих встречах я всегда вспоминаю с большой теплотой».

hachatryan1.jpg (9745 bytes)        hachatryan2.jpg (12316 bytes)

Заре Мурадян в сценических образах

Как балетмейстер Заре Мурадян проявил себя в Ереванском театре имени А.Спендиарова. Одаренный творческой фантазией и имевший отличные танцевальные знания, он с большим вкусом и необходимым колоритом поставил в тридцати операх хореографические сцены. Вот некоторые из них: «Дубровский», «Травиата», «Евгений Онегин», «Царь Эдип», «Кот в сапогах», «Фауст», «Демон», «Аида», «Отелло», «Риголетто», «Пиковая дама», «Бал маскарад»...

Вел педагогическую работу с артистами и солистами балета, затем в 1955 году он назначен главным балетмейстером этого театра. В 1961-м он ушел с этой должности.

С 1938 года Заре Мурадян был художественным руководителем Хореографического училища Армении (до 1942 года). В те годы он работал заведующим учебной частью этого училища и вел основной предмет — классический танец (с 1938 по 1940 год и в 1944—1945 годах). Поставил как балетмейстер во многих выпусках балетные постановки. В 1944 году вместе с видными представителями армянской культуры основал Ереванский государственный художественно-театральный институт. Был членом Союза театральных деятелей Армении. До самой смерти Заре Мурадян работал доцентом, профессором в ныне историческом институте по предмету «танец», а с 1957 года — заведующим кафедрой сценического движения. Он как балетмейстер поставил многочисленные танцы в спектаклях выпускников института. Кстати, один из его студентов — А.Джигарханян. Заре Мурадян активно работал балетмейстером в разных театрах СССР. Им поставлены прекрасные танцы, получившие высокую оценку зрителей и прессы в 24-х драматических спектаклях, среди которых: «Макбет», «С любовью не шутят», «Божественная комедия», «Воображаемый больной», «Малыш и Карлсон»... В течение нескольких лет руководил танцевальной частью выступлений спортсменов Армении в Московском параде физкультурников. В 1957 году принимал участие в подготовке армянской делегации на II-м Всемирном фестивале молодежи в Москве. С 1945 по 1968 год участвовал в десяти правительственных концертах Армении. В 1971-м в США, в Бостоне, оказал помощь танцевальным коллективам «Менуа» и «Текеян Севан» и поставил сюиты армянских танцев. В 1961-м ему присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств» Армянской ССР. Он неоднократно отмечался правительственными наградами, а свою первую награду — орден «Знак почета» — получил в 28 лет!

22-го сентября 2003 года в Ереване в «Доме актера» Союза театральных деятелей Армении состоялся торжественный вечер памяти «90-летия крупного мастера Советского балета З.Мурадяна». До этого было торжественное открытие мемориальной доски З.Мурадяна в центре Еревана, у дома, где он жил. Во время вечера выступили многие известные люди Армении, в частности, его ученик, звезда советского балета Вилен Галстян. После вечера была открыта выставка его фотографий и картин. Великий артист балета рисовал пейзажи. Этот дар у него открылся в зрелом возрасте.

Заре Мурадян оставил после себя яркий след. Его считали аристократическим человеком, элегантным. Его интеллект, острый ум и утонченный юмор покоряли всех. С ним было всегда интересно. Его изысканные манеры, хороший вкус во всём ценили и уважали. Так получилось, что их родственница Эмма Нахапетян тоже посвятила себя балетному искусству. А другая невестка — Асия Гаспарян — закончила Государственное хореографическое училище Армении.

Вся творческая жизнь Зарэ Мурадяна и его последователей тесно связана с русским балетом и русским искусством.

Зарэ Мурадович Мурадян умер в Ереване 18 декабря 1979 года в расцвете творческих сил.

В архивах музея Большого театра и в архивах Хореографической академии Большого театра России хранятся творческие материалы про него.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 21.06.07 17:30