Память

Толиб Шахиди
(Душанбе)

«Толиб, не теряйте время!»

С того памятного дня — 13 июня 1972-го, когда симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Вероники Дударовой исполнил наши дипломные работы в БЗК им. Чайковского, прошло 30 лет. Среди членов экзаменационной комиссии сидели выдающиеся музыканты и, конечно, Арам Ильич Хачатурян, самый колоритный и заметный из присутствующих профессоров Московской консерватории.

Мы, выпускники, естественно, были очень взволнованы и с трепетом ждали исполнения своих сочинений. Потом были объявления оценок, поздравления, рукопожатия учителей, их напутствия и пожелания. Мы были одними из последних учеников Арама Ильича, которые в тот день прощались не только со студенчеством, но и с потрясающей эпохой музыкальной истории, которая завершалась буквально через несколько лет...

На своём фотопортрете Арам Ильич однажды написал мне: «Толиб, не теряйте время!», и добавил: «Ты знаешь, эта фотография сделана в США, на фотобумаге, которая никогда не пожелтеет». Действительно, прошло 32 года. Фото Арама Ильича с его оригинальным автографом очень чётко напоминает мне о времени, о том, как оно быстротечно...

Наши занятия проходили в том самом знаменитом 35-м классе консерватории на 4-м этаже. Мы обычно присутствовали всем курсом и по очереди показывали свои сочинения. Арам Ильич делал свои замечания очень чётко и в то же время доброжелательно: «Ваш покорный слуга сделал бы это так...» — говорил он.

Затем, после класса, он приглашал нас в Большой зал консерватории, где репетировал свои авторские концерты. Это уже были мастер-классы Арама Хачатуряна, потому что выдающийся мэтр советской музыки был в процессе работы над своими сочинениями, а для нас, начинающих композиторов, это были незабываемые минуты общения с искусством великого мастера.

...Однажды, зайдя в класс к началу урока, он обратился к нам: «У кого есть три рубля? Отдайте, пожалуйста, там внизу таксисту, а я верну, когда придете ко мне домой на дополнительные занятия». Как правило, он возвращал, но уже не три рубля, а десять.

Дома он иногда заставлял съесть бутерброд со сливочным маслом, приговаривая при этом: «В Москве очень холодно, ты с юга, а масло согревает».

К сожалению, многое стирается в памяти и сейчас я вспоминаю лишь отдельные эпизоды, наиболее чётко характеризующие Арама Ильича как человека.

После окончания консерватории я продолжал посещать уроки Арама Ильича и показывал ему свои сочинения. Разумеется, он никогда не отказывал и был всегда внимательным, отзывчивым к проблемам молодых композиторов.

В 1974 году я женился и, как у всех молодоженов, у меня тоже были проблемы с жильём. Я попросил Арама Ильича написать письмо нашему первому секретарю, Джабару Расулову, чтобы тот решил этот вопрос как первое лицо Республики.

«...Да, ты знаешь, мы с ним недавно получали очередной орден Ленина и хорошо знакомы». Написав письмо на своём бланке, он прокомментировал своё обращение к Д. Расулову: «Вот если я к нему обращусь со словами “Уважаемый Джабар Расулович”, — ты не получишь квартиру, а вот если “Дорогой Джабар” —это другое дело. Ты наверняка получишь квартиру и очень скоро». Так оно и случилось. Моя творческая и семейная жизнь во многом стала комфортней, что особенно важно для начинающего свою карьеру композитора.

...И всё же время было безжалостно. В 1978 году мы, ученики великого мастера, вновь пришли в Большой зал консерватории, но уже чтобы проводить нашего учителя в последний путь....В ложе Большого зала сидел Н.Косыгин. Гроб с телом Арама Ильича был установлен в партере перед сценой. Государственный симфонический оркестр исполнял, как и подобает в таких случаях, скорбную музыку из мировой классики и, конечно, музыку самого Арама Хачатуряна. Но кульминацией панихиды стало неожиданное и абсолютно точное решение Е. Светланова исполнить на вынос гроба вальс из «Маскарада». Я никогда не забуду того пронзительного впечатления, которое я ощутил в те минуты. Главенствовала музыка, светлая грусть и красивая скорбь.

... С недавних пор, подражая своему учителю, я стал дирижировать, и не только своей музыкой. Несколько сочинений Арама Ильича, и в том числе знаменитый вальс, я переложил для камерного оркестра и фортепиано. Теперь уже в совсем далёком Душанбе продолжает звучать потрясающая музыка Арама Ильича Хачатуряна. А в своих зарубежных поездках я всегда с гордостью рассказываю о своём учителе.

 

Фото на память Толибу Шахиди. 1970


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 05.09.05 20:22