Память

Арпеник Антонян

О Николае Самвеляне

В журнале «Армянский переулок» № 1 за 2001 год в статье «Армяне в Польском королевстве и Речи Посполитой» (в главе «География армянских колоний») сказано о городах Львов и Каменск-Подольск как о крупнейших армянских колониях. Именно во Львове находилась резиденция армянских архиепископов.

В двух главных городах переселения армяне имели свои кварталы, церкви и волостные учреждения. Именно там сохранились ценнейшие исторические памятники и богатые архивы документов.1

1 Эти данные взяты из журнала «Армянский переулок» № 1 (4) за 2001 год — статья «География армянских колоний», стр. 145.

В пятидесятых годах Николай Самвелян был жителем города Львова, где закончил среднюю школы, а потом и факультет журналистики в университете.

Неподалеку от дома, где он жил с матерью, находилась армянская церковь. Они часто заходили туда, иногда им удавалось попасть внутрь здания, осмотреть его и даже послушать службу, хотя она бывала очень короткой.

В одну из таких прогулок они столкнулись с удивительным событием. Из здания церкви выносили кипами какие-то бумаги и складывали во дворе. Николай поднял некоторые из них, стал читать и обнаружил, что это архивы (как документы, так и вообще записи), по которым можно восстановить многие исторические данные, связанные с этим храмом.

На вопрос, что служители делают, те ответили, что вынесут всё, разложат во дворе и сожгут. Они сказали, что действуют по приказу местных властей, так как нужно использовать здание церкви для других целей, устроить здесь склад.

Самвеляну удалось получить разрешение на то, чтобы немедленно всё возвратить в здание церкви и ждать до тех пор, пока он решит этот вопрос официально.

Сразу же было отправлено письмо в Эчмиадзин, лично католикосу, но ответа не было. К счастью, львовские власти тоже проявили терпение и выжидали, как будут развиваться события...

Самвелян решил каким-то образом вызвать интерес ереванской интеллигенции к протесту против уничтожения церковных архивов и всего церковного имущества во Львове.

Он сумел уговорить своего товарища — художника Скандакова — нарисовать картины, в которых будет отражён двор церкви и здание как с внешней стороны, так и изнутри.

Это был молодой художник, который рисовал печатными типографскими красками, что было тогда явлением. Скандаков привёз больше двадцати картин в Ереван, и в «Доме архитекторов» была организована выставка.

Она вызвала интерес, но Эчмиадзин молчал.

Тогда сам Николай поехал к католикосу, который сказал ему, что мы григорианцы, а львовская церковь католическая. Это нас не касается, и он заниматься этим вопросом не будет.

Для Николая этот ответ был потрясением. Для него мы — армяне, а не католики или григорианцы, для него слово «христиане» объединяет людей, будь они православные или, как уже сказано выше, католики или григорианцы и т.д.

Мать Самвеляна Арекназан — армянка и сейчас ещё живёт во Львове. Отец его, Константин, украинец, писатель по фамилии Мысливец, был арестован в 1937 году и расстрелян как враг народа. Потом было получено извещение, что он оправдан из-за отсутствия состава преступления.

Николай провёл своё детство в армянской семье, в которой говорили и на русском, и на армянском. Кроме этих двух языков он в школьные годы уже знал украинский и польский.

С раннего детства ему приходилось выносить обиды, которые, конечно, ранили душу.

Так, в семилетнем возрасте он обучался в музыкальной школе игре на фортепиано. Коля тогда уже обладал хорошими музыкальными данными, красивым голосом. Но в один из дней мальчик вернулся домой грустный и сообщил, что исключён из музыкальной школы, потому что его отец арестован и расстрелян как враг народа. Подобные обиды ему приходилось переносить с детства, но в душе его никогда не было злобы, а наоборот, большое желание делать добро, объединять всех людей, независимо от национальности, пробуждать в людях веру в добро, желание жить мирно, любить друг друга.

Фамилия Самвелян — это его литературный псевдоним. Коротко об этом... Он приехал в Ереван, где жила его тётя (сестра матери), и привёз несколько маленьких рассказов, написанных им. Ему хотелось их напечатать.

Редактор журнала, издаваемого для армян, читающих на русском языке, согласилась напечатать его произведения, и тогда Коля выбрал свой литературный псевдоним Самвелян. Так началась его жизнь писателя.

Факультет журналистики был закончен, и он устроился работать корреспондентом в киевской газете.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 29.08.05 14:59