Имена

Скульптор Лёва Бейбутян 

Баринова Е.

«... Истиная красота некриклива и немногословна. Молчаливое и серьёзное искусство Лёвы Бейбутяна внушает уважение своей истинностью, целомудренным отношением к пластике.

Этому скульптору чужды искусственное усложнение и многословность в выражении идеи. Идея в его произведениях предстаёт в удивительной чистоте и выразительности, воплощённая в неожиданных образах, в ёмкой и ассоциативной форме.

Применительно к творчеству Бейбутяна можно не стесняясь говорить о культуре формы, о несомненном вкусе. Каждый поворот, каждый аспект его скульптуры глубоко осознан. Одна форма вытекает из другой. Нет лишних деталей. Всё предельно выразительно. Формы чувственны, их движения плавны, каждая форма самодостаточна, она не нуждается в словесном дополнении, истолковании. В искусстве мастера нет и намёка на повествовательность решения, литературную подачу образа, нет желания опереться на пусть даже немногочисленные детали. Сам объём, масса материала, его эффекты, обработка поверхности, движение контуров, распределение масс в пространстве и создаёт образ у Бейбутяна. К тому же он единственный скульптор в Петербурге, столь профессионально работающий именно в камне, чувствующий все тонкости этого материала. В его руках и грубый камень становится мягким и податливым, приобретает плавность и округлость формы. Что бы ни создавал Бейбутян: фигуру девушки или матери с ребёнком, или абстрактную композицию — все его произведения необычайно пластичны. Несомненно присуще его работам и неотъемлемое достоинство всякого подлинного скульптурного произведения — монументальность. Благодаря всем этим качествам произведения Бейбутяна прекрасно смотрятся и в современном интерьере, и на природе, в саду или в парке, насыщая пространство содержанием, эмоциями, чувственностью...»

А. Воронина

Прикосновение к природе

Много было прикосновений к природе — глазами и сердцем, руками и красками — прохождение сквозь зримое, растворение в нём и рождение “новой природы”. Чудо слияния таланта и природы не только завораживает, но и позволяет тоньше воспринимать “живой поток, идущий от природы и человека”. Подобное состояние испытываешь, соприкасаясь с работами Левона Бейбутяна.

Начало творческого пути Л.Бейбутяна (род. в 1954) связано с Ереваном, где он учился в начале 70-х на отделении обработки камня художественного училища. Прикосновение к природному материалу дало возможность будущему скульптору прозревать в инертной твёрдости камня пульсацию будущего образа. Это качество заметил один из его педагогов — академик Г.Чубарян. Маститый ваятель всячески способствовал, помогал юному таланту, и в результате Левон оказался в Ленинграде, в училище имени Мухиной.

Высокопрофессиональная школа мастерства, традиции русской художественной культуры окончательно сформировали талант скульптора, позволили определить творческие пристрастия и выразительные средства.

Ещё студентом Бейбутян стал участвовать в выставках, причём некоторые его работы были установлены как памятники и декоративные садово-парковые скульптуры (“Памятник павшим в годы Великой Отечественной” в Татарске, 1986, “Мальчик с кошкой” в Выборге, 1987). Став профессионалом, Бейбутян сумел соединить ремесленные навыки камнерезного искусства и философски осмысленные образы, многие из которых являют собой тончайшую нить, связывающую древние армянские традиции и образно-пластические воплощения современной скульптуры.

Как правило, скульптуры Бейбутяна — одно- или двухфигурные композиции. Мощно, выразительно выступают они из блоков туфа, мрамора, доломита или природного камня. Тонко прослеживается связь материала и образа, в восприятии зрителя возникают архетипы четырёх стихий. Скажем, абстрактная композиция с моделированными пустотами “Птичья любовь” — стихия воздуха, заключённая в сине-зелёную плоть доломита. Рыже-огненный цвет пористой вулканической породы, туфа, дополняет пирамиду фигур забавных большеголовых обезьян. В “Русалке” из природного камня “статуи” — прожилки голубого обтекают белое тело речной нимфы. Наконец, мраморный “Кузнечик” — жёстко сконструированная, как бы притянутая к земле композиция. Так с выявлением формы сильнее звучат и цвета — палитра самой Природы.

Языческое полнокровие, формы, напоминающие плоть Венеры Виллендорфской, сакральную глубину изваяний Иштар и Исиды, выступают в образе обнажённой “Богини” (петровский дуб, 2000). Она поддерживает рукой утробу — источник плодородия и вечного обновления. Обильные орнаментальные украшения на запястьях, шее и в волосах — знаки космогонии язычества, знаки связи Чрева — Матери-Земли и Космоса — Отца. Тонкая обработка поверхности дерева выявляет “кровеносные сосуды”, швы и стыки — как раны, нанесённые грозами и талыми водами древних ущелий и ложбин. Удивительно лицо богини: при этническом типе подчёркнуты огромные глаза, как бы устремлённые в вечность. Широкий покатый лоб, отполированный до блеска, и полные губы добавляют лику чувственность, связанную с ипостасью богини любви.

Достоинства не только цвето-пластические, эмоциональные характерны для названных работ. Есть ещё одна деталь, позволяющая говорить о Левоне Бейбутяне как о мастере, которому подвластны все формы современной скульптуры. Так, композиция “Не уходи” сродни традициям хачкаров и мемориальной пластике эпохи русского классицизма. С последней её сближают тихая скорбь и ясность формы, с древними крестами-камнями — составленная из букв армянского алфавита орнаментальная вязь на кресте. Мастер глубоко и ясно воплощает образ памяти о родном языке как символе культуры, о прожжённой солнцем земле предков.

Бейбутян, как правило, не делает эскизов, природная форма камня даёт ему возможность прозревать будущий образ и “доставать” его из плоти забвения. Лишь приступая к работе над памятником, скульптор обращается к эскизам. В настоящее время он работает над проектом памятника Циолковскому. Учёный сидит в глубоком кресле, спинка которого по своей форме напоминает крылья, словно вырастающие за плечами. Особенно удачна моделировка головы, запрокинутой к небу: Циолковский словно прозревает умом и душой звёздное пространство, оставляя Земле бренное тело.

С 1987 года Левон Бейбутян преподаёт на кафедре архитектурно-декоративной пластики Государственной художественно-промышленной академии. Он — участник более 80 выставок, его работы находятся в музеях и собраниях России, Швеции, Дании. В 1998 года во дворе армянской церкви Св. Воскресения была установлена его мраморная композиция “Спитак”, посвящённая памяти жертв землетрясения и подаренная церкви автором.

Скульптуры Лёвы Бейбутяна
(г. Санкт-Петербург)

beybutyan.jpg (10374 bytes)

Фотографии: В.И. Майборода (г. Санкт-Петербург), 2001

beybutyan1.jpg (24027 bytes)

«Трагедия». Надгробный памятник. Мрамор, 110х46х35, 1993

beybutyan2.jpg (24311 bytes)

«Спитак». Подарок автора церкви Св. Воскресения (Санкт-Петербург), 1997. Скульптура посвящена памяти о землетрясении в Армении в 1988 году

beybutyan3.jpg (10603 bytes)

«Мать с детьми». Мрамор, 32х20х20, 1997

beybutyan4.jpg (17101 bytes)

«Русалка». Мрамор, 70х30х30, 1994

beybutyan5.jpg (17480 bytes)

«Братья». Туф, 45х30х30, 1992

beybutyan6.jpg (8100 bytes)

«Первый поцелуй». Известняк, 45х15х5, 1993

beybutyan7.jpg (10221 bytes)

«Моя семья». Доломит, 43х16х20, 1992

beybutyan8.jpg (11960 bytes)

«Автопортрет». Гранит, 37х20х16, 1995

beybutyan9.jpg (7950 bytes)

«Женский портрет». Туф, 50х30х20, 2000

beybutyan10.jpg (11104 bytes)

«Мать и дитя». Гранит, 80х25х18, 1997

beybutyan11.jpg (13643 bytes)

«Циолковский». Памятник Циолковскому в натуральный размер, к трёхсотлетию г. Санкт-Петербурга на пересечении Обводного канала и улицы Циолковского

beybutyan12.jpg (7758 bytes)

«Обезьяны». Туф, 50х23х20, 1999

beybutyan13.jpg (11995 bytes)

«Портрет актёра Вагана Папазяна». Терракота, 1985


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 05.10.05 14:59