«... Истиная красота некриклива и немногословна. Молчаливое и серьёзное искусство Лёвы Бейбутяна внушает уважение своей истинностью, целомудренным отношением к пластике.
Этому скульптору чужды искусственное усложнение и многословность в выражении идеи. Идея в его произведениях предстаёт в удивительной чистоте и выразительности, воплощённая в неожиданных образах, в ёмкой и ассоциативной форме. Применительно к творчеству Бейбутяна можно не стесняясь говорить о культуре формы, о несомненном вкусе. Каждый поворот, каждый аспект его скульптуры глубоко осознан. Одна форма вытекает из другой. Нет лишних деталей. Всё предельно выразительно. Формы чувственны, их движения плавны, каждая форма самодостаточна, она не нуждается в словесном дополнении, истолковании. В искусстве мастера нет и намёка на повествовательность решения, литературную подачу образа, нет желания опереться на пусть даже немногочисленные детали. Сам объём, масса материала, его эффекты, обработка поверхности, движение контуров, распределение масс в пространстве и создаёт образ у Бейбутяна. К тому же он единственный скульптор в Петербурге, столь профессионально работающий именно в камне, чувствующий все тонкости этого материала. В его руках и грубый камень становится мягким и податливым, приобретает плавность и округлость формы. Что бы ни создавал Бейбутян: фигуру девушки или матери с ребёнком, или абстрактную композицию — все его произведения необычайно пластичны. Несомненно присуще его работам и неотъемлемое достоинство всякого подлинного скульптурного произведения — монументальность. Благодаря всем этим качествам произведения Бейбутяна прекрасно смотрятся и в современном интерьере, и на природе, в саду или в парке, насыщая пространство содержанием, эмоциями, чувственностью...» А. ВоронинаПрикосновение к природе
Много было прикосновений к природе — глазами и сердцем, руками и красками — прохождение сквозь зримое, растворение в нём и рождение “новой природы”. Чудо слияния таланта и природы не только завораживает, но и позволяет тоньше воспринимать “живой поток, идущий от природы и человека”. Подобное состояние испытываешь, соприкасаясь с работами Левона Бейбутяна. Начало творческого пути Л.Бейбутяна (род. в 1954) связано с Ереваном, где он учился в начале 70-х на отделении обработки камня художественного училища. Прикосновение к природному материалу дало возможность будущему скульптору прозревать в инертной твёрдости камня пульсацию будущего образа. Это качество заметил один из его педагогов — академик Г.Чубарян. Маститый ваятель всячески способствовал, помогал юному таланту, и в результате Левон оказался в Ленинграде, в училище имени Мухиной. Высокопрофессиональная школа мастерства, традиции русской художественной культуры окончательно сформировали талант скульптора, позволили определить творческие пристрастия и выразительные средства. Ещё студентом Бейбутян стал участвовать в выставках, причём некоторые его работы были установлены как памятники и декоративные садово-парковые скульптуры (“Памятник павшим в годы Великой Отечественной” в Татарске, 1986, “Мальчик с кошкой” в Выборге, 1987). Став профессионалом, Бейбутян сумел соединить ремесленные навыки камнерезного искусства и философски осмысленные образы, многие из которых являют собой тончайшую нить, связывающую древние армянские традиции и образно-пластические воплощения современной скульптуры. Как правило, скульптуры Бейбутяна — одно- или двухфигурные композиции. Мощно, выразительно выступают они из блоков туфа, мрамора, доломита или природного камня. Тонко прослеживается связь материала и образа, в восприятии зрителя возникают архетипы четырёх стихий. Скажем, абстрактная композиция с моделированными пустотами “Птичья любовь” — стихия воздуха, заключённая в сине-зелёную плоть доломита. Рыже-огненный цвет пористой вулканической породы, туфа, дополняет пирамиду фигур забавных большеголовых обезьян. В “Русалке” из природного камня “статуи” — прожилки голубого обтекают белое тело речной нимфы. Наконец, мраморный “Кузнечик” — жёстко сконструированная, как бы притянутая к земле композиция. Так с выявлением формы сильнее звучат и цвета — палитра самой Природы. Языческое полнокровие, формы, напоминающие плоть Венеры Виллендорфской, сакральную глубину изваяний Иштар и Исиды, выступают в образе обнажённой “Богини” (петровский дуб, 2000). Она поддерживает рукой утробу — источник плодородия и вечного обновления. Обильные орнаментальные украшения на запястьях, шее и в волосах — знаки космогонии язычества, знаки связи Чрева — Матери-Земли и Космоса — Отца. Тонкая обработка поверхности дерева выявляет “кровеносные сосуды”, швы и стыки — как раны, нанесённые грозами и талыми водами древних ущелий и ложбин. Удивительно лицо богини: при этническом типе подчёркнуты огромные глаза, как бы устремлённые в вечность. Широкий покатый лоб, отполированный до блеска, и полные губы добавляют лику чувственность, связанную с ипостасью богини любви. Достоинства не только цвето-пластические, эмоциональные характерны для названных работ. Есть ещё одна деталь, позволяющая говорить о Левоне Бейбутяне как о мастере, которому подвластны все формы современной скульптуры. Так, композиция “Не уходи” сродни традициям хачкаров и мемориальной пластике эпохи русского классицизма. С последней её сближают тихая скорбь и ясность формы, с древними крестами-камнями — составленная из букв армянского алфавита орнаментальная вязь на кресте. Мастер глубоко и ясно воплощает образ памяти о родном языке как символе культуры, о прожжённой солнцем земле предков. Бейбутян, как правило, не делает эскизов, природная форма камня даёт ему возможность прозревать будущий образ и “доставать” его из плоти забвения. Лишь приступая к работе над памятником, скульптор обращается к эскизам. В настоящее время он работает над проектом памятника Циолковскому. Учёный сидит в глубоком кресле, спинка которого по своей форме напоминает крылья, словно вырастающие за плечами. Особенно удачна моделировка головы, запрокинутой к небу: Циолковский словно прозревает умом и душой звёздное пространство, оставляя Земле бренное тело. С 1987 года Левон Бейбутян преподаёт на кафедре архитектурно-декоративной пластики Государственной художественно-промышленной академии. Он — участник более 80 выставок, его работы находятся в музеях и собраниях России, Швеции, Дании. В 1998 года во дворе армянской церкви Св. Воскресения была установлена его мраморная композиция “Спитак”, посвящённая памяти жертв землетрясения и подаренная церкви автором. Скульптуры Лёвы БейбутянаФотографии: В.И. Майборода (г. Санкт-Петербург), 2001
«Трагедия». Надгробный памятник. Мрамор, 110х46х35, 1993
Подарок автора церкви Св. Воскресения (Санкт-Петербург), 1997. Скульптура посвящена памяти о землетрясении в Армении в 1988 году«Спитак».
«Мать с детьми». Мрамор, 32х20х20, 1997
«Русалка». Мрамор, 70х30х30, 1994
«Братья». Туф, 45х30х30, 1992
«Первый поцелуй». Известняк, 45х15х5, 1993
«Моя семья». Доломит, 43х16х20, 1992
«Автопортрет». Гранит, 37х20х16, 1995
«Женский портрет». Туф, 50х30х20, 2000
«Мать и дитя». Гранит, 80х25х18, 1997
«Циолковский». Памятник Циолковскому в натуральный размер, к трёхсотлетию г. Санкт-Петербурга на пересечении Обводного канала и улицы Циолковского
«Обезьяны». Туф, 50х23х20, 1999
«Портрет актёра Вагана Папазяна». Терракота, 1985
[На
первую страницу]
Дата обновления
информации: 05.10.05 14:59