Имена

Николай Агаджанян

Штрихи о времени и о себе

Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет:
характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.

Ф. Достоевский

Жизнь нации находится в безопасности только тогда,
когда нация честна, надёжна и добродетельна.

Ф. Дуглас

Человеческая жизнь — миг на часах Вселенной. Из всех вещей необъятного и многообразного пространства, в котором мы живём, менее всего принадлежит нам время, и более всего нам недостаёт его.

Чем более напряжённая и насыщенная жизнь, тем быстрее и неумолимее проходит время. Нашему поколению в нашем Отечестве дремать не приходилось. Только-только стал входить во вкус жизни, а позади уже оказалась пройденной средняя статистическая продолжительность оной. Продолжаю думать, что пока ещё бодро шагаю по каменистым тропам вперёд, в гору — ещё на большие высоты, к сияющим вершинам науки, а кое-кто из постоянно бдящих хронологов и архивариусов уже напоминает: мол пора уже «с ярмарки», путая творческий процесс с утилитарными инстинктами, учёного — с дельцом от науки.

Ценность дееспособного учёного-творца с возрастом не обесценивается, а неизменно возрастает и оберегается цивилизованным обществом. Уже давно установлено, что одним из известных признаков долголетия является «фактор цефализации». Умнейший живёт долго, прежде всего потому, что долголетие и здоровье он зарабатывает изобретательным умом и своим собственным напряжённым трудом. Правда, у нас этому противодействует феномен «горе от ума», рядом с творцами всегда находятся блюстители — тираны, восторгающе завидующие, интригующие и с удивительной изворотливостью и садизмом сокращающие жизнь.

С годами начинаешь осознавать, что молодость — это дар природы, цветущая весна, которая имеет лишь один недостаток: быстро отцветает и проходит, а зрелость — произведение искусства, которое с годами не девальвируется, а, наоборот, приобретает более высокую ценность. Время, Человек, Личность. Где формируется и что делает Человека — Личностью?

Общаясь в течение почти полустолетия с различными представителями интеллигенции, находясь в сфере, казалось бы, самой передовой академической и прикладной науки, университетской высшей школы, теперь уже я пришёл к твёрдому убеждению, что основной целью непрерывного и всестороннего формирования человека и совершенствования его знаний должно быть воспитание гармоничной личности, а не очередного специалиста с высшим образованием.

Во все времена, особенно в современную эпоху информационной революции и обилия людей с высшим образованием, стержнем основных человеческих ценностей в обществе становятся столь дефицитные — альтруизм и нравственность. Истинная духовная ценность — это наш озоновый слой, поэтому нравственную ценность людей следует измерять их поведением и делами, а не их профессией.

Миром правит мысль. Духовная сила более могущественна, чем любая материальная, а нравственная отвага — более высокая, чем физическая. В духовно и нравственно бедной стране люди не могут быть счастливыми и материально богатыми.

Возраст — мера условная. Один и тот же возраст слагается у разных людей из различной доли и интенсивности социальных, природно-климатических и биологических факторов. У каждого человека, у каждого народа своя судьба, своя средняя продолжительность жизни, зависящая как от человека, от качества его жизни, так и от интеллектуального, а главное — нравственного и профессионального уровня правителей. Нам остаётся искать «эликсир молодости» прежде всего в самом себе, в возможностях своей психической сферы, в сознательном самоконтроле за функциями своего организма. «Счастлив тот, кого кормит любимое дело».

Любимое дело, любовь. Что такое любовь? Герой романа Л.Н.Толстого восклицает: «Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, что я понимаю, — я понимаю только потому, что я люблю». Зрелый учёный может добавить, что творчество продлевает активную дееспособность и отодвигает смерть.

В процессе художественного и научного творчества эмоции играют огромную роль. Эмоциональное возбуждение обостряет не только физические, но и духовные и интеллектуальные возможности человека. Наука, любимое дело, любовь, неустанное созидание требуют от человека большого напряжения, великой и самой сильной страсти, потому что любимое дело, как и любовь, атакует единовременно голову, сердце и тело и доставляет человеку духовную и мышечную радость. Радость творчества и любовь вдохновляют человека на великие дела, могут служить мощным стимулом интеллектуальной активности. Известна, например, творческая активность Гёте, который одно из лучших своих произведений — лирическую «Мариенбадскую элегию» написал с юношеским задором в возрасте 74-х лет. Величественная опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» была написана за считанные дни эмоционального и творческого подъёма, а Моцарт увертюру к «Дон Жуану» написал в одну ночь.

Наш замечательный физиолог И.М.Сеченов свой фундаментальный труд «Рефлексы головного мозга» — этот гениальный взмах русской научной мысли — создал в весьма короткий период лета 1863-го года. В рассказе «Гений одной ночи» С.Цвейг повествует о молодом офицере, который в стихийном порыве и духовном подъёме создал бессмертную «Марсельезу» всего за несколько часов.

Можно продолжить и привести множество других примеров, когда учёные делали великие открытия в возрасте 80 лет и старше. Например, почти в 80 лет академики Н.Д.Зелинский, А.Е.Фаворский, В.А.Энгельгардт выполнили блестящие исследования, разработали и внедрили оригинальные методы синтеза веществ и обратной транскрипции.

Знаменитый американский химик Г.Гилман внёс наибольший вклад в металлорганическую химию, перешагнув за 70-летний рубеж. Только в возрасте 82-х лет он был избран иностранным членом Британского Королевского общества, а ещё через два года ему была вручена высшая награда для химика — золотая медаль Пристли. Известно также, что выдающийся американский химик-металлоорганик П.Браун получил Нобелевскую премию и всемирную известность после добровольного ухода на пенсию.

Рекордсменом творческого долголетия среди учёных-естествоиспытателей может считаться известный французский химик Шеврель, который в промежутке от 80 до 92-х лет обобщил материалы и написал три фундаментальные монографии. Когда же отшумел его вековой юбилей, он вернулся в научную лабораторию и продолжал свои исследования как в далёкие юношеские годы.

А кто не знает о долговременной творческой продуктивности В.И.Вернадского, С.Е.Северина, А.Л.Яншина и многих других наших выдающихся учёных. Их успех в науке связан не с возрастом, а со свойственным им определённым характером и психофизиологическим типом. Может быть, в самом геноме человека заложен ген одарённости. Очень часто именно характер человека определяет его человеческую и научную судьбу.

Известный физик из Сибири — Г.И. Будкер неоднократно подчёркивал, что «учёные делятся не на молодых и старых, а на умных и дураков». А я бы ещё добавил — на учёных с хорошим и плохим характером, оптимистов и пессимистов, добрых и бессердечных, сангвиников и флегматиков.

И ещё важно сохранить преемственность научных школ. Научная школа — это прежде всего сложившийся коллектив научных сотрудников, объединённых творческой деятельностью в одном или близких направлениях, возглавляемый научным руководителем — Учителем.

Уже давно было подмечено, что в одних научных лабораториях у одних учителей легко создаются школы, тогда как у других они формируются с трудом или вовсе не создаются. Отечественная наука располагает славной плеядой создателей-творцов физиологических научных школ. Существуют и учёные, работающие замкнуто и углублённо над одним более узким кругом вопросов. Обычно эти учёные в конце концов достигают успеха и делают достаточно крупные исследования, но не создают научные школы. Рассматривая научное творчество выдающихся учёных, иногда делят их на романтиков и классиков.

Романтики принадлежат к сангвиническому типу, быстро реагируют на окружающее, в противоположность классикам, которые обычно бывают флегматиками, медлительны, менее общительны и консервативны. Романтики, как правило, создают обширную научную школу, тогда как классики ограничиваются сравнительно узким кругом лиц, которые как бы шлифуют, доводя свою продукцию до филигранности. Науке нужны и те и другие характеры. И, конечно, продуктивность научных школ зависит не только от лидера и его учеников, но и от целого ряда других обстоятельств, социально-экономического, политического, а иногда и конъюнктурного характера.

Ясно то, что такие понятия, как наука, образование и бизнес; интеллигент и политика, — вещи несовместимые, как гений и злодейство. Служение науке не терпит суеты. Учёному, интеллигенту надо создать лишь элементарные условия для творческой деятельности и духовной жизни. Эти условия должны быть созданы обществом. Как говорил Л. Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности». Но это уже выходит за пределы рассмотренных чисто научных проблем. Занятие фундаментальной наукой не несёт сиюминутных непосредственных выгод и является результатом любомудрия и бескорыстного зова души. В наше трудное время этот взгляд на научное творчество как никогда актуален, ибо пока ещё поддерживают науку только энтузиазм учёных, а не материальные выгоды.

Поэт сказал: «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые». До начала развала Союза и того ужаса, в котором оказалась наша страна, а вместе с ней и наука, эти слова для молодого поколения звучали абстрактно. Учёные же старшего поколения относились к возможности заниматься наукой как к великому благу, требующему полной отдачи сил и времени. Отсюда успехи советской науки, её мировое признание в доперестроечный период. И всё же наука, культура, искусство для человеческого рода более живучи и неистребимы, чем мафия. Последняя пользуется достижениями науки, более востребуемой обществом. Для более полного познания мира наряду с наукой, культурой и искусством необходимо также широкое мироощущение. Ни в коем случае нельзя отделять мировоззрение от науки, культуры и искусства, особенно когда речь идёт о науке, о человеке. Это общие ветви познания мира.

Уже на ранних этапах своей творческой деятельности у меня были большой интерес и склонность к философии и методологии науки. Именно методология помогла мне расширить мировоззрение, выйти за границы общепринятых представлений и стать нравственно свободным от стереотипов прошлого, от догматизма.

Хотя наука и искусство являются основным средством познания жизни, но пути, которыми они доходят до разума и сердца человека, различны. Наука, творчество — это особое состояние души и разума, вовлекающее в процесс мышления глубокие эмоции, великую страсть и богатые эстетические переживания. В искусстве же мышление вторично, оно возникает как прямое следствие восприятия красоты. И всё же эти два вида человеческой деятельности взаимосвязаны, едины и дополняют друг друга.

Подлинные учёные легко ранимы и уязвимы. И хотя они малопрактичны, однако при всех своих слабостях эти люди очень жизнестойки и неистребимы, так как страсть к познанию внедрена в генетический код.

Человек способен на великие дела, но редко кому удаётся полностью раскрыть и реализовать себя, особенно в противоречивом обществе, в котором не всегда стремятся видоизменить человеческую природу, избавиться от энергии зла и добрыми порывами превратить её дисгармонию в слаженную красоту и гармонию. В своё время Гегель с грустью говорил о том, что единственный урок, который можно извлечь из истории народов, — это то, что сами люди никогда не извлекают уроков из своей истории.

На современном этапе полных драматических и трагико-демократических изменений в нашем обществе в положении интеллигенции, науки и учёного, в оценках их научного труда имеет место извращение человеческих ценностей, несовместимое с истинным прогрессом. Поскольку фундаментальные науки не несут сиюминутных непосредственных выгод, то некоторые недальновидные деятели, дорвавшиеся до власти, утверждают, что будто бы занятие фундаментальной наукой является чуть ли непозволительной роскошью, любомудрием и любознательностью, осуществляемой за счёт государства или, как сейчас говорят, — налогоплательщиков.

В разграбленной и обедневшей стране взоры многих учёных устремлены на Запад. Оставшиеся после «утечки мозгов» маститые и особенно начинающие учёные уже не надеются на заботу своего Отечества о них и жаждут получить моральную и материальную поддержку оттуда — извне. Это бесперспективно и оскорбительно. Обидно и за себя и за державу. Унизительно для учёного не только клянчить и с протянутой рукой годами ждать милостыни от Сороса, других немецких или японских меценатов, но и постоянно находиться под прессом предъявляемых чиновниками субъективных требований экспертизы и конкурсной оценки деятельности.

Служение науке — не терпит давления. Свободное творчество — это особое состояние духа и разума человека. Да, современная наука — дело таланта и признания, как правило — дело коллективное. Но большая наука держится на небольшой категории людей, одержимых страстью к науке. Из них как правило выходят организаторы и руководители научных направлений. Именно на них подчас держится успех того или иного научного начинания. Они обычно легко ранимы, непрактичны, их сравнивают с «белыми журавлями», которые теперь исчезают у нас как вид либо улетают в «тёплые края», в богатые заморские страны.

В отличие от всех других земных живых существ, глубинная суть человека разумного состоит в его неодолимой потребности вступить в эмоциональный контакт с окружающим миром, способным дать человеку ощущение своей значимости, выходящей за пределы мелочных человеческих страстей в повседневной служебной деятельности.

Впервые я это осознал не в тиши столичной научной лаборатории, а в горах Тянь-Шаня, в базовом лагере на высоте более 4000 м, у подножия величественного пика Хан-Тенгри. Нечто подобное я ощущал и на Памире, в горах Кавказа, а также при многодневном плавании на небольшой яхте в Мировом океане. Именно там тебя охватывает неодолимая, почти осязаемая магнетическая потребность установить отношения со Вселенной и влиться в Мировое пространство. Возвратившись из таких «небесных странствий», человек критически переоценивает межчеловеческие взаимоотношения и мотивы своей профессиональной деятельности, в частности мотивы, которые приводят людей в храм науки. Когда наука была престижной, то одни в науке искали удовлетворения своего честолюбия, другие — непосредственные практические результаты, то есть становились на чисто прагматические позиции, готовые ради материального благополучия и чистогана заниматься чем угодно и где угодно.

Но есть люди, пришедшие в науку в стремлении скрыться от обыденной рутинной повседневности. Этот мотив, по мнению учёных (и альпинистов, большинство из которых люди творческого труда), можно сравнить со страстной тоской, неудержимо тянущей горожанина из его обычной шумной и бестолковой обстановки в мирные области величественных гор.

В моей памяти наивысший эмоциональный след оставил «Властелин неба» — пик Хан-Тегри. Всё, что мне удалось увидеть и пережить в тех благословенных местах, теперь стало далёким, практически невозвратимым и призрачным. Снова и снова я бывал в Приэльбрусье, на Арагаце, в предгорьях Памира, на Иссык-Куле, на сопках Курильских островов, в Карпатах и Альпах, побывал в горах Американского и Африканского континентов, но никогда более не ощущал того священного восторга и счастья, что испытал в горах Тянь-Шаня. Могущественные горы, гигантские ледники, стремительные реки, уходящие к небу величественные вершины.

Преклонение перед гармонией и красотой Земли и Вселенной, вера в её благонамеренность и одухотворённость воспитывают у человека мужество и добрые помыслы, высокую нравственность и готовность к подвигу, защите справедливости. Эти качества всегда были и будут ничем незаменимым душевным богатством людей, так как порыв к творчеству у человека и человечества неистребим на все времена. В горах перед нами расстилается великий океан истины, требующий познания и сопереживания. Все, всё в этом мире прекрасно.

Я уже давно осознал, что у меня к горам генетическая предрасположенность. Мои предки — выходцы из Нагорного Карабаха, а студенческие годы мои прошли в горной стране — Дагестане. Родился я 28 января 1928 года в небольшом районном центре (ныне г. Хачмас), а воспитывался и вырос в деревне-селе Старый Хачмас.

Мать моя — Софья Мирзоевна, работала сельской учительницей, преподавала русский язык в начальной школе. Отец — Александр Бабаевич, участник русско-турецкой войны, демобилизовавшись из армии, вскоре покинул свою родную деревню, сожжённую турками, и уехал на заработки — вначале в Баку, а затем — в Хачмас, где и познакомился и обвенчался с мамой. У родителей нас было шестеро детей. Детство было суровое, особенно в годы Великой Отечественной войны. Отец, будучи работником районного масштаба, мало бывал дома, вся нагрузка лежала на плечах мамы: работа в школе, воспитание детей, большое хозяйство. Когда началась война, мне исполнилось только 12 лет, и как старший сын большого семейства я с лихвой хлебнул все тяготы этих суровых лет. Война отобрала у нас детство.

В те годы надо было не только успешно учиться в школе, но и напряжённо работать на заводе и помочь колхозу убрать хлеб на полях, который нужен был фронту. Богатая хлебная нива на огромных просторах нашей Родины уже полыхала огнём. Фашисты жгли увесистые колосья, разрушали города и села. Школьники добровольно пошли на поля вместо отцов. Вручную собирали урожай. В тот год лето было особенно жаркое после холодной зимы. Непривычный для мальчишек тяжёлый труд хлебороба и изнурительная жара, которая низвергалась на нас невидимым потоком. Всё живое в эти часы ищет укрытия. Кровь густеет, тяжесть в голове настолько выражена, что порою кажется, что теряешь ощущение жизни и бытия.

Фашистские полчища, вероломно напав на нашу страну, захватили огромную территорию. В 1942-м, после занятия Ростова, фашисты устремились на Северный Кавказ по главной магистрали: Ростов-Тихорецкая-Кавказская-Армавир-Прохладная. Гитлеровцы рвались к кавказской нефти. Именно в этот период на станцию Хачмас перебазировались ремонтные авиационные мастерские, в которых самолёты, отработавшие свой лётный ресурс, за короткий срок ремонтировались и возвращались на фронт. Передвижные мастерские расположились в ответвлении железнодорожного полотна на расстоянии примерно 600 м от нашей школы, где в ту пору я учился в седьмом классе.

Летом 1942-го прямо с фронта на своих обстрелянных и уже повидавших виды самолётах прибыла группа боевых лётчиц, которые обратились к нам — школьникам с просьбой оказать помощь при их расквартировании. Почти неделю лётчицы-фронтовики в ожидании окончания ремонта своих машин прожили в нашем просторном сельском доме и мы оказывали им всяческое внимание. После завершения ремонтных работ мы всем классом провожали девушек на полевой аэродром. Вскоре я получил первую весточку с фронта. Вот что писали Нина Худякова, Руфина Гашева и Леля Санфирова:

«Здравствуй, Коля!

Шлём тебе боевой привет с фронта! О нашей фронтовой жизни можно рассказать только в личной беседе, а в письме об этом написать трудно. О нашей боевой работе может быть когда и прочтёшь на страницах газет и книг, которые будут написаны писателями, тем более что они нашей жизнью интересуются и очень часто навещают нас. Об одной из наших сестёр уже написано в газете «Правда». Она сбила в ночном бою «Юнкерс-88».

Седьмого ноября многие из нас получат правительственные награды, и тогда же обещают присвоить нам звание гвардейцев. Условия работы сейчас особенно сложны. Ты сам прекрасно понимаешь, что такая погода, какая стоит сейчас, неблагоприятна для нас, для нашей работы. Но никто духом не падает, и в исключительно сложных условиях мы выполняем боевые задания. Каждый из нас понимает, что успешно выполненное задание приближает час разгрома фашизма, час окончания войны, которого ждут все.

Мы стараемся, чтобы этот час пришёл как можно скорее, чтобы как можно скорее настала пора мирной, светлой и счастливой жизни. Ты и все твои товарищи должны понять, что после войны много нужных людей не окажется в строю, их нужно будет заменить полноценными кадрами. Этими кадрами должны явиться вы. И если вы действительно поймёте это, то необходимо изучать и военное дело. О важности этого говорить не приходится.

Ещё будет просьба ко всем ученикам: чем можете — помогайте нуждающимся семьям фронтовиков. Вот, пожалуй, и всё. Привет всей твоей семье и всем твоим товарищам. Ждём твоих писем.

Твои друзья: Нина, Руфа, Леля, Зина и Соня (4.11.42 г.)»

Прошли годы. Как самую дорогую реликвию, вот уже более пятидесяти лет бережно храню я пожелтевшие листки ученической тетрадки, аккуратно исписанные разборчивым девичьим почерком. Обратный адрес: Полевая почта № 538, 148-я часть.

События тех далёких лет снова и снова воскрешаются в памяти и с годами как бы по-новому высвечиваются — глубже просматриваются и переживаются.

Распространённое мнение о том, что человек формируется и делает свои лучшие дела в юности, это чаще всего — легенда, так как опыт, зрелость и широкое миропонимание дороже мальчишеского задора. Невозможно ничего значительного создать, если у тебя нет опыта, если память и мысли твои не простёрты широко во времени и пространстве, если свои собственные критерии, замыслы и поступки ты не сверяешь с делами и судьбой своего народа, своей Отчизны, и не только в период полного благополучия, но особенно при тяжёлых испытаниях, в экстремальных условиях. И, пожалуй, самым тяжким испытанием на прочность была Великая Отечественная...

«Юность , — отмечал Ларошфуко — это непрерывное опьянение, горячка разума». Нельзя подходить с этой общей меркой ко всем поколениям людей. На меня и моих сверстников выпала другая доля. В детские и юношеские годы вместо «непрерывного опьянения» у нас был непрерывный изнурительный труд, повседневная забота о хлебе насущном, а главное — всенародная забота о судьбе Родины, над которой нависла опасность фашистской чумы.

С годами обостряется память сердца, в тайниках души воскрешаются подробности тех далёких военных лет, судьбы — передающие живое ощущение личности, времени, героического подвига советских людей, завоевавших в борьбе с гитлеровским фашизмом нашу великую Победу.

Прошли годы. Многое забыто, но есть незабываемые вехи, есть даты, события, люди — священные.

Примерно в одно и то же время, когда моим друзьям-лётчицам было присвоено звание Героев Советского Союза, мне — десятикласснику вручили первую правительственную награду — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Боевым орденом Красной Звезды я был награждён значительно позже — за непосредственное творческое участие в подготовке первых космонавтов, а орденом Дружбы народов — за многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность в Российском университете дружбы народов. Среди двух десятков правительственных наград, эти три награды мне особо дороги, они отражают триаду основных этапов моей жизни: Война, Космос, Университет.

Более пятидесяти лет мы живём в мире. Но память сердца снова и снова возвращает нас к Великой Отечественной, ко дню Победы, к светлой памяти павших героев. Около половины лётного состава 46-го Гвардейского Таманского авиационного полка не дожили до 9 мая сорок пятого... Минулы годы, разбросало боевых подруг по стране. Бывшие боевые лётчицы и штурманы стали педагогами, врачами, инженерами. А память сердца не тускнеет, не увядает, а любовь и дружба не ржавеют.

Без дыхания цветущей земли, без голубого неба, без любви и добрых отношений, без этой здоровой пищи и строгого воспитания — нет спасения современному человеку. Каждый из многочисленных обитателей нашей планеты Земля является как бы органом-частицей олного, единого Организма — Биосферы, и доставленная одному из нас боль рано или поздно скажется на всех.

Как ни странно, эти размышления о Земле, о человеке и его месте в окружающем мире в последние годы у меня чаще возникали при общении с природой в горах Тянь-Шаня или в просторах безбрежного Тихого океана. Горы и океан имеют по грандиозности нечто общее, родственное по силе и масштабам. Ничто не даёт такого глубокого мироощущения, как встреча с величественным.

В 1946 году я поступил на первый курс Дагестанского государственного медицинского института, который окончил с отличием в 1951-м и был рекомендован в аспирантуру в Институт физиологии АМН СССР. Успешно сдал экзамены и был принят в аспирантуру, но вскоре был призван в ряды Советской Армии и направлен в Институт авиационной медицины ВВС, где прошёл путь от младшего научного сотрудника до начальника лаборатории.

Именно в этом институте зарождалась отечественная космическая медицина. Здесь готовили Лайку, а впоследствии здесь прошли подготовку Ю.А. Гагарин и весь первый отряд будущих космонавтов. За выдающиеся заслуги это научное учреждение с прекрасными кадрами и хорошими традициями было награждено орденом и переименовано в Научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины. Здесь часто бывали не только космонавты, прославленные лётчики-испытатели, крупные военачальники, но и выдающиеся учёные.

Более тридцати лет я проработал в области авиакосмической медицины и поэтому имею право и все основания высказать некоторые суждения об этой специальности.

Авиа-космическая медицина по своей сути является драматической медициной. Здесь наряду с творческими способностями надо обладать смелостью и определёнными волевыми и многими другими неординарными психологическими качествами. Врач-исследователь совместно с представителями лётного труда, добровольцами, инженерами-изобретателями испытывает на спецобъектах и непосредственно в полёте высотное спецснаряжение, кислородно-дыхательную аппаратуру, приборы и целые агрегаты.

Сотни экспериментов я провел на людях в гермокабинах, где на высотах более 10000 м испытывал новые образцы комплектов кислородного оборудования, определял резервные возможности организма человека при выходе из строя системы жизнеобеспечения, «конструировал» оптимальную газовую среду для обитаемых кабин летательных аппаратов, участвовал при имитации выхода космонавтов в условия вакуума мирового пространства... Обмороки, судороги, аварийные случаи. И сам неоднократно участвовал в подобных исследованиях в качестве добровольца-исследователя. На этих испытаниях стали седеть виски, сжиматься сердце... Здесь закалялся характер и формировалось чувство необычайной ответственности за жизнь человека.

По этим проблемам были подготовлены обстоятельные статьи, книги. В 1967 году в виде двухтомника была представлена докторская диссертация на тему: «Физиологическое обоснование общего давления и кислородного режима в обитаемых кабинах летательных аппаратов».

Однако исследованиями в гермокабинах не ограничивалась наша работа. Став руководителем научного коллектива, осуществлял организацию и проведение исследований в естественных природных и производственных условиях. Непосредственно в лётных частях участвовал при переучивании членов экипажа на новые типы самолётов, изучал особенности лётного труда при дозаправках в воздухе, при установлении мирового рекорда на первых реактивных самолётах, а также при испытаниях и освоении лётным составом нового высотного спецснаряжения.

В конце 1963-го прикомандирован в Институт медико-биологических проблем МЗ СССР, где работал на должностях: заведующий лабораторией, отделом, управлением (сектором). В 1981 году прошёл по конкурсу на должность заведующего кафедрой нормальной физиологии Университета дружбы народов.

Незабываемые люди, события, факты. Со временем собираюсь написать мемуары. Мне посчастливилось общаться с великими людьми — с большой буквы. На разных этапах творческой деятельности моими учителями были А.В. Лебединский, В.В. Парин, А.Г. Кузнецов, А.П. Апполонов, Г.В. Алтухов. Они многому меня научили. Теперь у меня десятки своих учеников, которыми я могу гордиться, ибо это символизирует преемственность поколений.

С годами начинаешь осознавать правоту и проницательность академика В.В. Парина, который после успешного полёта Ю.А. Гагарина заявил, что только за одну причастность к этому событию стоило жить. Грандиозность этого события достойна жизни. Горжусь, что своим скромным честным трудом я был также причастен к этому эпохальному событию.

Я благодарен судьбе, что мою первую высокогорную экспедицию благословил и финансировал лично С.П.Королёв при поддержке академика А.В.Лебединского, посетившие руководимую мной лабораторию весной 1964-го. Многие годы проработав в гермокабинах в лабораторных условиях, я открыл для себя новую Вселенную в условиях высокогорья Тянь-Шаня, а затем в Мировом океане, Заполярье, в Аридной зоне, пещерах.

В наш век научно-технической революции, в век головокружительных скоростей и точных вычислений, к счастью, именно в этих местах ещё сохранились естественные отношения и верность природе. Горы Тянь-Шаня меня приучили к небу и красоте, и я с той поры все мечтаю снова увидеть красоту Небесных гор. Какая могучая сила у солнечного света, отражённого от горных исполинов! Неповторимо и прекрасно каждое мгновение. Игра красок и света здесь наедине с могучими снежными вершинами под куполом голубого неба доставляли радость, наслаждение и тревогу. Да, тревогу, что люди могут уничтожить эту священную красоту Земли и Неба.

При созерцании прекрасного всегда возникают сложные чувства. Длительное наслаждение дыханием цветущей земли, свежестью горного воздуха, ароматом лугов и полей убаюкивают нас. А в нашем сложном, противоречивом мире нельзя терять бдительность. Любуясь красотой природы, надо ещё долго бороться за высокую нравственность и красоту человеческих отношений.

Рассказывают, что великий Гейне в последние годы своей жизни часто приходил в Лувр, часами просиживал около Венеры Милосской и плакал о поруганном совершенстве человека и о том, что так далёк путь к совершенству, и ему, отдавшему людям весь огонь пламенной души, уже не дойти до той обетованной земли, куда всю жизнь манили прекрасные порывы его беспокойного сердца и талантливого благородного ума.

Поразительно ёмко и многогранно мироощущение и мировосприятие человека. Бывает, что маленькая деталь, никем незамеченная реплика, вызывает в памяти цепную реакцию ассоциаций, и вдруг волнение охватывает тебя и буйствует в душе с нарастающей силой. Так в горах от ничтожного звука начинает сыпаться по крутому склону блестящей полоской снег. Именно так рождается грозная лавина. Через мгновение небольшая движущаяся струя снега превращается в широкую снежную реку, с огромной скоростью несущуюся вниз, и вскоре многотонная лавина срывается в долину, сметая все и вся на своём пути, сотрясая чудовищным грохотом ущелье и наполняя воздух искристой пылью.

Или бывает, что рождённый вдали гром перекатывается, ворчит, щекочет нервы, рокочет и затем всей своей мощью встряхивает землю. При этом невольно возникают ассоциации с войной и миром. Очень важно человеку научиться правильно воспринимать мир и не только удивляться своим делам и свершениям, но и раскрывать новые секреты природы.

Воображение — животворящее начало, великолепная Среда для расцвета творческой мысли. Но яркое, ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к Земле, к Солнцу, к человеческим сердцам. Ведь все мы — дети Солнца. В пустоте гаснет и луч света, и золотоносный луч воображения — ценнейшее свойство человеческой натуры, заполняющей пустоты нашей жизни. Да, глубокие чувства каждый раз буйствуют в душе при встрече с прекрасным и неповторимым. И даже при воспоминании обо всём возвышенном.

«Продлевать жизнь — продлевать страдания», — сетовал английский поэт, выдающийся мыслитель восемнадцатого века С. Джонсон. И действительно, с возрастом все меньше радости и все больше неполадок накапливается в организме. И сегодня поиск эликсира молодости остаётся неосуществимой мечтой. Многие считают, что старость — это безрадостный, утомительный и часто мучительный процесс. Возникает ошеломляющее противоречие между проницательным научным умом и дряхлеющим стареющим телом, в котором этот ум заключён.

Жизнь неистребима. Жизнь — это борьба. Борьба с жизнью делает многих немощными духом, с тревожными ожиданиями, дальнейший путь — перспектива представляется траекторией, ведущей вниз. Депрессия, обострённая старением, — результат усталости от жизненных стрессов. Депрессия «обкрадывает» и без того ущербное физическое здоровье. По словам Уинстона Черчилля: старость — это «дурацкий эрзац жизни». Для многих старость — переход к угрожаемому, беззащитному состоянию, отмеченному заброшенностью, одиночеством и изоляцией от общественной жизни.

Есть люди, у которых более добрый и жизнеутверждающий взгляд на старение. Сохранение своей индивидуальности, достоинства для них более важно, чем просто продление жизни. Жизнь и старость — естественный процесс. Каждый человек руководствуется принципом: пока я личность — я живу. Именно об этом говорит герой Шекспира: «Я стар. Но разве у старика нет глаз? Или нет у него рук, чувств, органов, комплекции, привязанностей, страстей? Мы питаемся той же пищей, нас ранит то же, что и вас, у нас такие же болезни и те же от них лекарства; нас так же греет лето и морозит зима. Если нас уколете, ведь выступит такая же кровь? Если нас пощекотать, разве мы не смеемся? А если нам дать яду, ведь мы также умрём?»

Такие люди ищут достоинства в старческом возрасте, а не изъяны. Если человек морально подготовлен к старению, оно может стать временем, когда пыл юности, творческой дееспособности сочетается с мудростью, опытом и необычайной прозорливостью, которой не обладают молодые. Говорят, что молодость богата романтикой, а старость — воспоминаниями, но в любом возрасте, особенно в старости, мечты гораздо богаче, чем воспоминания. Мечты — радостные и полезные дела вылечивают одинокую душу, уменьшают боль, продлевают жизнь и помогают дольше держаться в седле, дают силы для новых свершений, для того, чтобы выстоять в трудных обстоятельствах.

Из всех совершенств самое высокое — совершенство характера, а лучший способ избежать дурного поступка — совершить хороший. Мои учителя обладали благородным характером и это во многом определило и мою судьбу. Они относились к категории учёных, способных вести за собой целые коллективы, исключительно благодаря своему обаянию, оптимизму, нравственной безупречности и порядочности. Всё остальное дело времени: работа спорилась, свершались великие дела и это главное. Ведь человеческая история творится из бесчисленных актов дерзаний, мужества и веры. Поэтому и сегодня слова Р.Киплинга созвучны моим душевным порывам:

Учи меня восторгам простоты,
Чей сладок плод и радостны цветы;
Учи меня обиды не таить
И всех людей земли любить.

Наш мир мчится к катастрофе. Но ещё есть время опомниться и доказать силу любви. Надо понять, что наши основные ресурсы — это человеческие души, а главный враг любви — равнодушие. Надо научиться относиться друг к другу участливо и с состраданием, подарить человеку надежду и маленькую радость. Ведь счастье убивает боль, подобно тому, как огонь сжигает огонь, а клин выбивает клин.

Я буду стараться жить и трудиться до тех пор, пока я полностью не использую все свои ресурсы, все свои способности и не взращу все посеянные во мне семена, надеюсь — благородные.

Человек живёт и умирает, нации развиваются и переживают упадок, но идеи продолжают жить. Идеям — духу неведома смерть. Мои идеи в моих трудах и учениках. Следовательно, мой дух неистребим при условии, что в нашем университете, стране и мире будут бережно поддерживать высочайшие стандарты нравственного поведения.

Жизнь — духовная ценность. Она священна. Основа всех человеческих ценностей — это нравственность. Оптимистическая жизненная позиция даёт нам силы делать добро. Равнодушие и неблагодарность, постоянно убивающие в нас энтузиазм, — ужасные силы зла. И сегодня, когда жестокость и насилие как никогда царят в нашем мире, только правильное поведение человека — высокая нравственность, миролюбие, сострадание и доброта способны смирить насилие и жестокость. Чтобы принести спасение человечеству и облегчить жизнь друг другу, люди всего мира должны научиться сотрудничеству, двигаться к добру и созиданию, к единому братству жизни, а не к единому братству смерти — невежеству, злу и разрушению. Творящий добро возвышает и мир, и себя самого.

agajanyan2.jpg (24005 bytes)

На отдыхе. Слева направо: И.Шинкаренко, руководитель Управления авимедицины, Н.Агаджанян, Б.Егоров, врач-космонавт, В.Бендеров, руководитель полётов ТУ-144 (погиб при испытании самолёта во Франции)

agajanyan3.jpg (17165 bytes)

Вице-президент РАН академик В.А.Котельников вручает Н.Агаджаняну диплом действительного члена Международной академии астронавтики

agajanyan4.jpg (21925 bytes)

Н.Агаджаняна поздравляет начальник Института военной медицины, член-корр. РАМН, генерал-майор м/с, профессор И.С.Ушаков

agajanyan5.jpg (20708 bytes)

Н.А.Агаджанян на юбилее МГУ. Слева академик Н.А.Мухин, один из ведущих терапевтов страны, зав. кафедрой терапии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова

agajanyan7.jpg (19183 bytes)

Н.Агаджанян обследует космонавта Г.Титова

agajanyan9.jpg (22049 bytes)

Париж. Елисеевские поля


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 28.08.05 13:57