Имена

К 100-летию со дня рождения
Александра Пирогова

Марина Чернышова

Рязанский самородок

Монументальность замыслов русской оперы, историзм, народность, ее фресковые массовые формы и сцены предполагали в качестве корифейных голосов именно басовые тембры, способные создать мощный, соборный, вечный, глубокий образ, индивидуальный и в то же время типичный. Поэтому творчество большинства русских композиторов отводило первенствующую роль в воплощении основных сценических образов басу. Это Руслан и Иван Сусанин у М.И.Глинки, Борис Годунов у М.П.Мусоргского, Мельник у А.С.Даргомыжского, Грозный у Н.А.Римского-Корсакова и многие другие.

Наличие такого материала, наряду с традициями русского исполнительства, дало целую плеяду певцов самобытных, ярких, с большими возможностями и самоотдачей. В вокальном искусстве возникают не просто великие певцы, а по-настоящему художники-исполнители, национальные певцы-артисты. Не только голос и мастерство, не только умение прочувствовать существо исполняемого, но и умение передать свою внутреннюю причастность к тому, что происходит в душе героя, к той жизни, в которой рожден был этот герой, стало характерной чертой этих артистов. Поистине национальными певцами-художниками явились Осип Петров, Федор Стравинский, Федор Шаляпин, Григорий Пирогов, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Александр Кривченя, Александр Ведерников, Николай Охотников, Евгений Нестеренко. В этом замечательном ряду русских басов особое место принадлежит Александру Пирогову. Писатель К.Паустовский, услышав однажды голос Пирогова, восхищенно воскликнул: «Какое вольное, и свободное пение. Это голос, как океан!»

35 лет яркой звездой блистал А. Пирогов на русском оперном небосклоне. 30 лет из них отдал он прославленной сцене Большого театра. Появление нового «героического» баса и талантливого актера усилило поиски театром нового репертуара. Пирогов стал лучшим интерпретатором образов русской оперы XIX—XX вв.

Александр Степанович принадлежал к уникальной рязанской певческой династии. Пять братьев, пять великолепных басов огромной мощи, широчайшего диапазона, чарующего тембра и пленяющих своей певческой (как иногда говорят: «пироговской») кантиленой. Трое из братьев: Григорий, Алексей, Александр — были солистами Большого театра. Великолепные природные данные и отличное знание техники пения позволяли им исполнять разнохарактерные роли в операх: от партий низких басов до партий баритоновых. Например, Александр Пирогов в опере Бородина «Князь Игорь» мог исполнить сразу три партии: Игоря — баритон, Галицкого — высокий бас, Кончака — низкий бас.

Александр Пирогов — Галицкий
(опера «Князь Игорь» А.Бородина), 1934 г.

Голос Александра Степановича можно узнать из тысячи: у него была своя неповторимая окраска, особое наполненное звучание, красочный тембр, позволявший мастерски использовать богатейшую палитру интонаций, великолепная кантилена, четкая, даже несколько утрированная дикция, необыкновенно выразительная, яркая подача слова, совершенная фраза.

Превосходный вокалист, он никогда специально не демонстрировал свой голос, не упивался им. Пение было для него средством выражения мысли, состояния героя. Пирогов никогда не занимался, как он сам это называл, «мелким игрунчиком», иллюстративностью, дешевыми эффектами.

Он был великий артист. Не случайно, что именно когда в спек-такле был занят Александр Степанович, в зале можно было встретить многих молодых и именитых актеров московских драматических театров.

Разумность, продуманность сценического поведения была определяющей чертой в творческом облике Александра Пирогова. Мастерски он перевоплощался из гуляки Галицкого в тоскующего, царственного Рене, или после коварного Мефистофеля становился комичным, смешным доном Базилио.

Пирогов вникал в характер исполняемого произведения с подлинным художественным артистизмом и вкусом. Часто утверждал свои, присущие его певческой природе законы, талантливо «ломал» закостенелые оперные штампы и традиции. Он был стихийной силой, по-русски необузданной, первозданной, но умел сдерживать свою «необузданную русскую стихийность», своим «капиталом», а не «процентами» — и в этом заключена основная ценность его художественного воздействия и певческая неповторимость.

Расцвет творчества Александра Пирогова пришелся на 30—40-е годы. 37 партий создал он в ГАБТе под руководством выдающихся мастеров оперного искусства: В.И.Сука, Н.С.Голованова, С.Я.Самосуда, В.А.Лосского, Н.В.Смолича, Л.В.Баратова. Большое количество произведений было записано на пленку. А.Пирогов много выступал с сольными концертами, гастролировал по стране. В те годы он был необыкновенно популярен и знаменит.

Будучи уроженцем Рязани, Пирогов всю свою жизнь ощущал кровную связь с окскими местами. Для него это была исконная русская земля, Родина, которую он просто боготворил. Каждое лето он приезжал в Рязань и отдыхал на Оке. Вряд ли нашелся бы на реке лоцман, бакенщик, начальник пристани или просто рыбак-колхозник, который не знал бы народного артиста СССР, солиста Большого театра, депутата Верховного Совета и просто коренного рязанца Александра Степановича Пирогова.

Практически вся сценическая жизнь А.Пирогова прошла в твор-ческом «соперничестве» с другим выдающимся басом Большого театра — Марком Рейзеном. И судьбе так стало угодно, что буквально через неделю после смерти, Пирогова имя его стало предаваться забвению, записи арий, романсов перестали транслироваться по радио, долго не показывались по телевидению фильмы и оперы с его участием. Получив вокальное образование в Московском филармоническом училище (сейчас это ГИТИС им. Луначарского) у прекрасного певца, педагога, режиссера В.С.Тютюнника, Александр Степанович, к сожалению, никогда сам не преподавал, учеников не имел, хотя много было у него поклонников среди певцов, подражателей, были желающие у него учиться. Свое мастерство А.Пирогов никому не передал, секрет его «belcanto» ушел вместе с ним. Он остался самородком в оперном искусстве.

Жизнь выдающегося певца в прошлом, но слава его и память о нем не меркнут. Искусство Александра Пирогова оставило глубокий след в истории русского музыкального театра, и образы, созданные им на сценических подмостках, долго будут служить высоким примером вокального мастерства всем поколениям оперных певцов.

В доме А.С.Пирогова. С первой женщиной-капитаном Московско-Окского пароходства А.А.Певчевой (Драгуновой). 1957.

Друзья, найдите старую пластинку А. Пирогова, послушайте ее и насладитесь великолепным басом этого необыкновенного певца, артиста и человека.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Музыка"]
Дата обновления информации (Modify date): 25.12.04 16:09