Музеи о
меценатстве
Александр Люсый
Скромны из
страха
Меценаты между
молотом и наковальней
Откуда-то
чуть слышно доносится к чему-то зовущий
колокольный звон. А здесь мягко открывается
дверь и уютно звонит колокольчик. У порога
встре-чает высокий подтянутый человек, похожий
одновременно и на белогвардейского офицера то ли
в отставке, то ли в эмиграции, и на представителя
исчезающей породы умудренных и всезнающих
аптекарей. Лев Николаевич
Краснопевцев оздоравливает историю. Он —
хранитель Музея российских меценатов и
благотворителей (ул. Донская, 9). Несмотря на
мизерную экспозиционную площадь, этот музей —
одно из самых мобильных культурных учреждений
столицы. Речь не только об идущих одна за другой
экскурсиях школьников и студентов. И не о
постоянно пополняемой экспозиции, кажется, самой
насыщенной экспонатами из всех, когда-либо
виденных. В музей то и дело являются живые
экспонаты.
— Лев
Николаевич, расскажите о приобщении к оживляемой
Вами истории.
— Я
москвич, родился в 1930 году. Окончил исторический
факультет МГУ. Углубленно изучая российскую
историю, я пришел к выводу, что Октябрьская
революция 1917 года является трагической ошибкой в
национальном масштабе, прервавшей естественный
ход развития страны. Попытки озвучить этот вывод
привели к тому, что в год 40-летия этой революции, в
1957 году, я был арестован. На свободу вышел лишь
через десять лет, как раз к 50-летнему юбилею
Октября. После этого двадцать лет я историей
официально не занимался, работал на заводе. В 1991
году получил возможность вернуться к прерванным
занятиям.
— При этом
Вы несколько сузили масштаб своих научных
устремлений — от ниспровержения Октября до
меценатства?
— Что
сузил — не думаю. Тема российского меценатства,
теснейшим образом связанная с историей
российского предпринимательства, — одна из
актуальнейших. Это связующая нить истинно
творческих элементов в нашей истории и в дне
нынешнем. Кстати, до недавнего времени гораздо
более масштабный интерес к таким фигурам
российского предпринимательства и
благотворительности, как Рябушинские, Морозовы,
Сытины, Алексеевы, наблюдался со стороны
зарубежных исследователей, чем отечественных.
Такой интерес вполне оправдан.
Здание Музея российских меценатов и
благотворителей.
Рис. Ольги Науменко
Облик
нынешней Москвы сформировался усилиями этих и
подобных им людей. Они строили основные
функциональные здания столицы, создавали в ней
совершенную систему социальной помощи,
собирались уже строить метро, делали
колоссальные вклады в развитие образования,
здравоохранения. Их роль в российской
цивилизации и культуре в широком смысле
приоткрывается только сейчас. Взять хотя бы
династию Гучковых, родоначальник которой, бывший
крепостной Федор Алексеевич Гучков, основал в
Москве в год начала Французской революции 1789
года первую мануфактуру. Николай Иванович
Гучков, московский градоначальник, фактически
ввел в столице всеобщее начальное образование.
Трудно найти другую более актуальную фигуру для
нынешней политической ситуации и, в частности,
российского парламентаризма, чем председатель
Госдумы, военный министр Временного
правительства Александр Иванович Гучков,
представлявший собой тип жесткого реформатора.
Нынешние представители этих и многих других
фамилий активно помогают музею. Приносят целые
семейные архивы, документы, фотографии. Просто
приходят в музей и делятся воспоминаниями. В
последнее время, к примеру, состоялись встречи с
Андреем Александровичем, сыном Александра
Ивановича Гучкова. Он французский гражданин,
специалист в области социальных взаимоотношений
между трудом и капиталом. Теперь, выйдя на пенсию,
по-своему восстанавливает связь времен.
Разъезжает по всему миру в поисках следов
деятельности отца. Побывал уже и в Китае,
которому отец помогал противостоять закабалению
западными странами, и в Южной Африке, где он
сражался на стороне буров против ненавистных ему
англичан, был ранен, взят в плен — и отпущен под
честное слово. Но, конечно, таких, как в Москве,
следов Гучковых больше нигде нет. Запомнилась и
семейная встреча с представителями фамилии
Варгиных, основатель которой построил Малый
театр. Только что в музее открылась и первая
выставка касательно современного меценатства.
Она посвящена деятельности
просветительно-образовательного центра «Новый
Акрополь».
Фрагмент
экспозиции Музея.
— Бытует
мнение, что былое меценатство целиком заменено
спонсорством, явлением качественно иного плана.
Если меценатство — это безвозмездная и
бескорыстная помощь, то спонсорство — важнейший
элемент рекламы. То есть такой вклад, который
может вернуться к вкладчику удесятеренным.
Кажется, именно беспроигрышные спонсорские
свершения фирмы «Кока-кола» привели к тому, что
юбилейные Олимпийские игры 1996 года прошли не на
их родине в Греции, а в американской Атланте, где
расположена штаб-квартира этой фирмы. Хотелось
бы уточнить, действительно ли перевелись на Руси
меценаты в чистом виде. А если все-таки они еще
сохранились, какое примерное они имеют
процентное соотношение со спонсорами?
—
Процентное соотношение я определять не берусь.
Но со всей определенностью могу сказать, что и в
нашей нынешней жизни меценатство играет все
большую и большую роль. Какую? Узнать об этом у
самих меценатов, в отличие от спонсоров, не
всегда легко. У Третьякова, кстати, тоже было
очень трудно вырвать, куда он вкладывал свои
капиталы, помимо всем известной галереи его
имени. И это объяснялось не только личной
скромностью предпринимателя, но и таким сугубо
прагматичным обстоятельством, как коммерческая
тайна. Лишь после его смерти, по архивным
документам удалось установить его истинный
вклад в российскую культуру. То же и с Саввой
Мамонтовым, лишь из завещания которого
прояснились масштабы его вложений. Сейчас
меценатское движение набирает силу на самых
разных уровнях. Мстислав Ростропович и Галина
Вишневская вносят миллионы долларов в
российскую медицину, основывают новые и оснащают
новым оборудованием и лекарствами старые
больницы, вкладывают средства в восстановление
храма Христа Спасителя, поддерживают
существование консерватории. Только в России ими
основано два благотворительных фонда.
Впечатляющий памятник современных меценатов —
постоянно ими пополняемый Музей личных
коллекций, название его отделов говорят сами за
себя — зал Ильи Зильберштейна, зал Святослава
Рихтера... Активно подключается к меценатству и
наш бизнес. Есть фирмы, тратящие огромные
средства на общественные дела. Как и раньше,
информацию о суммах этих затрат получить
непросто, но по несколько иным причинам. Сейчас
эта скромность объясняется прежде всего
незащищенностью от преступного мира. Когда
бизнесмены, как и все граждане, будут чувствовать
себя в России в безопасности, этот вклад
удвоится.
— И страна
в очередной раз узнает своих истинных героев,
которые находятся между преступным миром и
государственной властью, как между молотом и
наковальней. Налоговый рэкет, вероятно, также
способствует пребыванию современной
благотворительности в полуподполье?
Фрагмент экспозиции Музея.
—
Технология меценатской и благотворительной
деятельности у нас совсем не отработана. Между
тем, в других странах она давно уже стала
составной частью государственной политики. В США
и Франции капиталовложения в культуру выгодны,
так как освобождаются от налогов. У нас это, к
сожалению, законом не предусмотрено.
—
Несовершенства царской России приводили к тому,
что некоторые предприниматели финансировали не
только культуру и социальные нужды, но и
революционеров, в надежде, что правительство под
угрозой революции ускорит буржуазные реформы.
Если нынешнему потенциальному меценату не дать
реализоваться, он, может быть, тоже организует от
нечего делать какую-нибудь революцию?
У фрагмента экспозиции, посвященной Савве
Тимофеевичу Морозову.
— Мы все должны
стремиться избежать социальной катастрофы, и
бизнес, думается, особенно заинтересован в этом.
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Меценатство"]
Дата обновления
информации (Modify date): 25.12.04 14:58