Информация к размышлению

Кадзуо Исидзака

Школьное образование в Японии

Предлагаем вашему вниманию фрагмент главы из книги Кадзуо Исидзака* о появлении в Японии новых открытых начальных школ.

Появление новых открытых начальных школ

Японскую систему образования критикуют за ее чрезмерный униформизм и закрытость, поскольку прежде государственной задачей образования считалось в основном способствование достижению уровня промышленного развития стран Европы и Северной Америки. Теперь во многих предложениях по реформе образования высказываются идеи, что японской школе необходимы кардинальные изменения, чтобы развивать в детях творческие и мыслительные начала, а также способность к самовыражению. Только при помощи всесторонне развитых граждан Япония будет в состоянии справиться с социальными и культурными переменами, обусловленными ее вхождением в мировое сообщество. Чтобы достичь этого, некоторые школы сейчас стараются изменить традиционные методы обучения, рассчитанные на репродуктивное восприятие, с целью изменить, раскрепостить учебу в классе и при-дать индивидуализированный характер содержанию обучения.

В японском образовании слишком часто применяется тестирование. Но из-за негибкости этого метода обучения дети вынуждены зазубривать материал. Хотя, как показывают результаты обследования, проведенного Международной ассоциацией оценки достижений образования (IEA), интеллектуальный уровень японских детей по естествознанию и математике высок, критики отмечают, что подготовлено слишком много людей со стереотипным мышлением и отсутствием выраженной индивидуальности.

В японской культуре группы чаще играют более значительную роль, нежели индивидуальность; даже предприятия и компании часто сравниваются с семьями. Такая тенденция японской культуры оказывает воздействие и на методы обучения в школе. Самая сложная часть реформирования японского образования как раз и состоит в приспособлении к этому групповому менталитету японского общества.

Другая трудность в проведении реформы японского образования состоит в том, что школьная система в стране высоко оценивается зарубежными обозревателями, и подобное одобрение поощряет консерваторов придерживаться традиционной системы. Например, многие американские обозреватели отметили, что японская система образования готовит выпускников, которые являются наиболее знающими людьми в мире. С другой стороны, многие японцы считают, что они могут улучшить свое образование, больше используя американский индивидуальный стиль.

В этих условиях около 10 лет назад в государственной начальной школе города Огава префектуры Аити зародилось новое движение за реформу образования.

Эта школа была создана по подобию американских «открытых» школ. Только несколько стен разделяли классы, было разработано новое расположение парт и стульев, и большая часть пола была устлана коврами. В школе имелись читальные уголки, заполненные книгами, и отдельные места для занятий математикой, естествознанием, искусством и музыкой. Помещение достаточно большое, чтобы сделать возможным обучение по командам. Обычно по три класса занимались одновременно в одном помещении, работая то вместе, то раздельно. Дети этой школы с энтузиазмом принимают участие в учебном процессе. Ни один учитель не отмечает случаев прогулов или хулиганских выходок. Более того, учителя этой школы поняли после отказа от традиционных методов, насколько мешают эти методы формированию творческих способностей учащихся.

Стимулированная примером «открытой» школы и другими схожими примерами, идея открытого обучения постепенно распространяется в Японии. Уменьшение числа школьников из-за сокращения рождаемости сделало возможным использование незанятых классных комнат для открытого обучения, и понемногу учителя начали работать над совершенствованием новых методов.

Хотя некоторые учителя теперь вводят открытое обучение, японская педагогическая практика продолжает очень сильно отличаться от педагогической практики Соединенных Штатов. Даже в упомянутой школе в Огава, например, некоторые традиционные методы все еще применяются с целью гарантии изучения основ. Но одновременно учителя стараются наилучшим образом идти навстречу ученическим потребностям и учитывать индивидуальные их особенности. Население города горячо поддерживает учителей, поскольку люди поняли, что учителя начальной школы Огава страстно желают бросить вызов старой системе и стремятся улучшить японские методы обучения.

В последнее время все больше и больше начальных и младших средних школ начали использовать опыт работы школы Огава, и многие полагают, что этот метод достоин применения.


[На первую страницу]                    [В раздел "Образование"]
Дата обновления информации (modify date): 23.12.04 14:57