Меценатство и образование / Педагогические системы

Из книги П.Власова*

* Издательство «Московский рабочий», 1991. 15.000 экз. (Власов Павел Васильевич)

«Обитель милосердия»

В первые годы правления Екатерины II ее инициативы в области благотворительности ограничивались вопросами воспитания. Увлекаясь идеями западных философов-гуманистов, развивая концепцию просвещенного абсолютизма, Екатерина пытается внедрить в жизнь новую гуманную форму воспитания детей, создать унифицированный тип гражданина, отвечающего насущным задачам быстро развивающегося государства.

Инициатором создания новой системы воспитания был Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын И.Ю.Трубецкого.Это был один из первых крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. В течение тридцати лет И.И.Бецкой на посту президента возглавлял Академию художеств. В 1763 г. он представил Екатерине II план школьной реформы — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором использовал идеи энциклопедистов, Дж.Локка и Я.А.Каменского. Согласно проекту создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей и подростков, воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770), училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, а также Институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре с отделением для девочек из мещан, преобразовывался шляхетский кадетский корпус.

Иван Иванович Бецкой

Представленный И.И.Бецким проект был утвержден. 1 сентября 1763 г. Екатерина II подписала манифест об учреждении в Москве «сиропитательного дома» с госпиталем для бедных рожениц.

Однако роль правительства в столь важном государственном деле сводилась к санкционированию предприятия, ибо денег на его организацию в казне не оказалось. Устройство и содержание приюта мыслилось исключительно на частные пожертвования. Дабы показать пример, Екатерина лично внесла сто тысяч. Самым крупным вкладчиком в строительство и содержание Воспитательного дома был Прокофий Акинфович Демидов, известный миллионер-горнозаводчик, прославившийся хлебосольством, капризами и крупными пожертвованиями в пользу строительства университета и Воспитательного дома.

По мысли И.И. Бецкого, заведение было рассчитано на воспитание приносных детей-подкидышей в возрасте не старше двух лет. Предполагалось создать учреждение общегосударственного характера. Путем затворнического воспитания по разработанной Бецким программе, исключающей влияние улицы и домашней среды, предполагалось воспитывать честных, высоконравственных, трудолюбивых, подготовленных к профессиональной деятельности людей. И.И.Бецкой выдвинул благородную, но утопическую задачу искусственно сформировать просвещенное «третье сословие», более способное к восприятию европейской цивилизации, — не господ и не рабов, а просто достойных граждан своего отечества.

Сразу же по основании Воспитательного дома при нем было создано родовспомогательное отделение — секрето-родильный госпиталь. Поскольку дети в большинстве случаев были незаконнорожденными, то роженицам предоставлялось право не называть своего имени. Позволялось даже рожать в маске. Все обстоятельства сохранялись в тайне. Никто, кроме повивальной бабки, не имел права входить в палату к роженице.

Первоначально воспитание всех питомцев было одинаковым, они получали элементарное общее образование, а затем с 14—15 лет мальчиков и девочек отдавали для обучения ремеслам в мастерские, организованные при самом доме, или городским ремесленникам. В конечном счете деревенские воспитанники обращались в сословие казенных крестьян, а воспитанники, находившиеся в Воспитательном доме, пополняли сословие ремесленников и фабрично-заводских рабочих. Большинство городских питомцев по достижении 18—19-летнего возраста устраивались работать на фабрики, принадлежавшие Воспитательному дому, девушки поступали в частные дома. В последующем образование приобрело дифференцированный характер. Московский воспитательный дом явился родоначальником нескольких учебных заведений. Первым среди них было Коммерческое училище для мальчиков. Оно возникло по идее и на средства П.А.Демидова, который в 1772 г. выделил на его устройство 205 тысяч рублей «для того, чтобы сделать воспитанников из российских подданных знающими купцами». В 1800 г. по воле Павла I Коммерческое училище было переведено в Петербург.


[На первую страницу (Home page)]                   [В раздел "Образование"]
Дата обновления информации (Modify date): 19.12.04 18:18