Фрагменты вечности

Геннадий Цуканов

Незакатная звезда русского балета

pavlova.gif (30072 bytes)

Если бы изначально все складывалось как «положено», то день рождения Анны Павловой пришелся бы на апрель. Но этого не случилось: девочка родилась семимесячной. Для мамы, простой петербургской прачки, слабый ребенок — предмет особой любви и заботы. Тем более жизнь с мужем, тверским мужиком и рядовым Преображенского полка, не задалась... Но если мы станем рассматривать фотографии Анны Павловой, то даже при самом пристальном и придирчивом взгляде не найдем ничего «плебейского»: утонченность, изящество — вот что характерно для внешности гениальной балерины. Причем, без исключения — «с головы до ног».

... Она, не ломая никаких классических канонов, отомкнула дверцу для балета XX века. Старые формы, сотни раз показанные произведения, но стоило к ним прикоснуться Павловой — и новые краски, оттенки, нюансы, а все вместе — то, что получило емкую, образно-символическую фразу: «русский балет».

Павлова училась вместе с Фокиным в Петербургской балетной школе, начинала с ним. Для Павловой, и благодаря Павловой, сочинил Фокин едва ли не лучшие свои создания: «Шопениану» и «Умирающего лебедя»... Она была партнершей Нижинского, принимала участие в первом парижском сезоне труппы Дягилева, где афишу с ее летящим силуэтом написал блистательный Валентин Серов...

И все же серебряный век русской культуры не только делал гениев, а сама эпоха создавалась, творилась личностями. Анна Павлова являлась таковой с полным правом. Два стержня, на которых прежде всего держалось ее уникальное искусство — самозабвенная влюбленность в дело, которым ты занимаешься, и фантастически тяжелый труд на репетициях. Но дадим слово профессионалу, а именно: Айседоре Дункан. Вот что пишет балетная «революционерка», «гениальная босоножка», оказавшись в начале века на гастролях в России:

«... Несколько дней спустя меня посетила прекрасная Павлова, и опять мне предоставили ложу, чтобы видеть Павлову в восхитительном балете «Жизель». Несмотря на то, что движения этих танцев противоречили моему артистическому и человеческому чувству, я не смогла удержаться от горячих аплодисментов Павловой.

...После ужина, к удовольствию своих друзей, неутомимая Павлова танцевала опять. Хотя мы разошлись лишь в пять часов утра, она пригласила меня приехать в половине девятого в то же утро, если я пожелаю посмотреть как она работает. Приехала, опоздала на три часа (признаюсь, я была сильно утомлена), и застала ее стоящей в тюлевом платье и упражняющейся у станка, совершая сложнейшую гимнастику. Старый господин со скрипкой отмечал время и уговаривал Павлову стараться. Это был знаменитый балетмейстер Петипа. В течение трех часов я сидела в напряжении и замешательстве, наблюдая изумительную ловкость Павловой. Она казалась эластичной и сделанной из стали. Ее прекрасное лицо приняло суровое выражение мученицы, ни разу она не остановилась ни на минуту...»

А вот что много лет спустя, почти в таком же эмоциональном регистре, о Павловой вспоминал Уолфорд Хайден, пианист и дирижер ее труппы: «Секрет подвига Павловой в том, что она была эмоционально организована, судьбой организована для физического, ритмического самовыражения. Она подобна динамо: постоянно отдавая энергию, возобновляла ее изнутри. Болезненная с виду, она не была болезненной: хрупкое сложение сочеталось с крепкими мускулами. Но то, что она делала, было бы невозможно даже для самого мускулистого атлета без ее сверхчеловеческой нервной силы. В течение более двадцати лет, она, почти не отдыхая, день за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем, давала по восемь-девять спектаклей в неделю, сопровождавшихся репетициями. Неустанно путешествуя, иногда даже не высыпаясь, она выполняла большую физическую работу, чего можно ожидать от самой сильной женщины. И если подумать, что ее работа была полна напряжения, рядовой женщине неведомого, то мы поймем, что Павлова была феноменом и ее энергия была неистощимой энергией гения».

... Прожила великая балерина ровно 50 лет. Звезда русского балета и «Русских сезонов» в Париже погасла в Гааге, в половине первого ночи, 23 января 1931 года. Ее последними словами были: «Приготовьте мой костюм лебедя...»


[На первую страницу (Home page)]                   [В раздел "Театр"]
Дата обновления информации (Modify date): 14.12.04 15:46