Представляем книгу

Ольга Воронова

Несказанный свет

Поэзия и живопись — явления глубоко родственные, рождающиеся из одного источника вдохновения — чувства красоты и гармонии мира. Об этом невольно задумываешься, вглядываясь в прекрасные иллюстрации известного рязанского художника Владислава Шестакова к книге пейзажной лирики Сергея Есенина «Сердцу снятся», изданной в Рязани в год столетия со дня рождения великого поэта 1.

1 Многие работы художника посвящены есенинской теме. 12 из них вошло в названное издание.

Владислав Шестаков сумел найти свои, очень тонкие ключи к заповедным тайнам есенинского образа. «Прочитывая» глазами художника ранние стихи поэта, он во многом заново открывает читателю начинающего Есенина периода учебы в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. Этот этап в есениноведении принято считать слабым, ученическим, подражательным, поскольку, по мнению многих, в его скромных опытах этих лет трудно увидеть почерк будущего великого мастера.

Художник убедительно опровергает это мнение. Он открывает в стихотворениях Есенина 1910—1912 гг. поэтическую «завязь» всей его последующей образности, в том числе — богатейшую цветовую гамму. Тем самым он вносит коррективы в устоявшуюся точку зрения, согласно которой колористика Есенина строится лишь на трех ярких красках — синей, красной и золотой. Художник обнаруживает в цветовой гамме Есенина тонкие переходы и переливы: от серебристо-жемчужного к розовато-лиловому, от золотисто-лимонного к малиново-багровому фону. Именно в оттенках этой цветовой палитры воссоздает он величественную музыку природной литургии, звучащую в есенинских стихотворениях «Колокол дремавший...», «Загорелась зорька красная...», «Задремали звезды золотые...»

В.Шестаков умело переводит на язык живописи характерную особенность есенинских пейзажей — неизменное присутствие природного источника света — солнца, луны, месяца, звезд. Свет то слепящий и сияющий, то мерцающий или брезжущий — все оттенки его прихотливой игры, увиденные когда-то Есениным, бережно переносятся художником в свои композиции.

Привычный русский пейзаж, одухотворенный явным или скрытым присутствием человека, светом и покоем, растворенным в воздухе родины, — вот каким видится живописцу сюжет-«почка», из которого разовьется впоследствии могучее «древо» есенинской поэзии.

Несомненной удачей Владислава Шестакова представляется нам иллюстрация к знаменитому есенинскому четверостишию:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Растительный, животный, духовный уровни есенинского поэтического космоса сведены здесь воедино в локальном пространстве поэтической миниатюры. Но как воплотить этот образный «сгусток» художественного мира Есенина средствами изобразительного искусства?

Художнику, на наш взгляд, это в высшей степени удалось. Композиционное, цветовое, динамическое решение, предложенное им, настолько убедительно, что работа эта, без сомнения, заслуживает право войти в золотой фонд российской художественной Есенинианы.

Во многих своих пейзажах, навеянных есенинскими мотивами, В.Шестаков сумел почувствовать главное: за причудливой светописью образного мышления Есенина скрыта глубокая поэтическая философия, уходящая своими корнями к христианским духовным первоистокам, к евангельской символике света — света вечного Рождества и преображения.

«Несказанный свет» есенинской поэзии одухотворяет произведения рязанского мастера. Так по-есенински ощущать гармонию природы способен лишь тот, кому дано чувство нерасторжимой связи с землей, с духовными первоистоками бытия, с родиной — во всеобъемлющем смысле этого слова. Этим чувством освещен и согрет светлый, искренний талант Владислава Шестакова — настоящего русского художника.


[На первую страницу (Home page)]                   [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 14.12.04 14:46