Литературные пристрастия

Магомед Али

Чувство слова

Говорить о людях, с которыми знаком давно — и легко, и трудно. Легко потому, что есть много что сказать. Но когда речь идет о талантливых людях, личностях, а не просто знакомых — есть боязнь быть пристрастным. Потому и трудно.

Поэтический клуб «Автор» (именно о нем здесь пойдет речь) возник в Рязани 7 лет назад довольно случайно. Но на сегодняшний день литературная жизнь в городе без этого клуба была бы далеко неполной.

При всей непохожести, своеобразности используемых языковых средств, литературных приемов (стилевые уровни, образность, накал, энергетическая направленность) авторов этого клуба, их объединяет честность, отсутствие фальши в творчестве и — чувство слова. А это, несомненно, заслуживает внимания.

Руководит клубом поэт Борис Жоров. Несколькими словами о его недавно вышедшей книге стихов «Красный ветер» мы и начнем краткое знакомство с членами клуба Автор».

«Один из наиболее сейсмически одаренных поэтов». Так сказал, познакомившись с поэзией Бориса Жорова, известный поэт Владимир Цыбин. Применительно к некоторым стихам Бориса, сказано точно. Действительно, иной раз создается впечатление, что в стихотворение «вложена» неуправляемая энергия:

День и ночь за мной ходили,
День был точка,
ночь — черта.
А под кожей пели жилы,
Как под током провода.

или:

Свет от окна,
Тепло от печи,
Закручен сумрак до теней.
Я — весь, я — здесь
Оставьте плети
Для безнадежности — Верней.

Здесь слово раскаленное до предела, кажется, вот-вот разорвется, распадется на раздельные звуки. Но автор интуитивно точно определяет место каждому слову в строе стиха. И — связь в стихотворении неразрывна в целом и на уровне этой раскаленности. Потому, я думаю, стихи этой — «сейсмической» — направленности, у Бориса Жорова, выходя за пределы чистых эмоций, пронизаны поэзией.

Циклы «Истодники» и «Розы Кабула» в книге «Красный ветер» в основе своей сюжетны. Размышления о жизни, обращение к другу-собеседнику («Истодники»); гражданская позиция автора, отношение к трагическим событиям в Афганистане («Розы Кабула») — общие составляющие в тематике этих циклов.

Привет тебе. Ты сохранил
Свою любовь и веру в чудо.
Я никогда не позабуду
Чего ты в жизни не любил.

(«Другу из Истодников»)

Борис как-то сказал, что поэт даже в самых непростых для себя жизненных ситуациях не должен отнимать у читателя веру, веру — жить. Эта позиция, на мой взгляд, наиболее ярко выражена в цикле «Истодники»:

Пусть у меня немного сил,
Но как бы ни было мне трудно,
Я до конца бороться буду
С тем, что ты в жизни не любил.

В «Розах Кабула» — боль неизбывная, неприятие, исключение всякого оправдания тому, что произошло.

Россия плакала и пела
И хоронила как могла
Сынов своих — мальчишек первых
Сраженных влет из-за угла.
Россия плакала и пела...

Слово в этом цикле оголенностью своей доводит иногда, до, почти, нервной боли:

Ты, Россия моя!
Ты прости нас, прости!
Я вернулся — не рад.
Я к кровати прижат.
О, Россия моя!
Для чего автомат?

Поэзию Марины Цветковой и Елены Сафроновой (тоже авторов, входящих в состав клуба,) можно назвать концептуальной. Причем у Марины, в преобладающем, тематическая ориентация — лирика любовная. Напрямую не касаясь сложных социальных и философских тем, чистым словом, а иногда, кажется, быстрой деталью, как едва уловимым жестом она приглашает нас в мир поэзии.

Я, от восторга чудь дыша,
С улыбкой шла весне навстречу,
И головы бездумный шар
Венчал расправленные плечи.

В ее стихах та, кажущаяся легкость, которая дается далеко не каждому поэту.

Разве можно любить в сентябре,
В этом мире оранжево-красном?
Можно жить и легко и бесстрастно
Как желтеющий клен во дворе.

Характерные в лирике Марины глубокие душевные переживания, органично выраженные несложной, безошибочно прочувствованной метафорой:

Зимний холод в крови,
Сердце взявший в кольцо.
Только пепел любви
Обжигает лицо.

Во всех своих красках «увидеть» мир этой искренней поэзии можно, прочитав сборник стихов Марины Цветковой «Пестрая тетрадь».

Едва ли кто из поэтов, каждый в свое время, не прельщался романтической лирикой. Довольно интересно и самобытно затрагивает тему романтизма и Елена Сафронова.

У самых волн зареет
Ядром пробитый флаг.
А ты, вися на рее,
витаешь в облаках.

(«Ушедшему открывать Америку...»)

Умением сочетать элементы романтической и героической лирики Елена, безусловно, достигает красоты содержания:

Тогда, как совершив обряд,
Беззвучно, кротко и учтиво
Явился волк и кинул взгляд
На затаившегося Стива.

(«Вервольф»)

Было бы несправедливо представлять Елену Сафронову только как поэта-романтика. Замечательные стихи, насыщенные чувством и богатые поэтическими образами, есть у Елены и в любовной, и гражданской лирике.

Последний камень положи
В мою протянутую руку
И — слышишь? — милость окажи:
Дверь за собой закрой без стука.

или:

Чтобы город отмылся от пыли,
Чтобы сердце запело в груди,
Шли все лето слепые, слепые,
Золоченые чудо-дожди!

Творчество каждого из авторов, о которых шла речь, несомненно заслуживает отдельного разговора. Здесь же я постарался в самых общих чертах представить читателю клуб «Автор».

Завершить небольшой рассказ я хотел бы строками из стихотворения «Музыка» талантливого поэта Михаила Дейкова, о котором не хочется говорить вскользь.

Речь о нем и его творчестве, я надеюсь, еще впереди.

Через смертельные перегрузки
Жизнь — это вечная верность музыке.


[На первую страницу (Home page)]                   [В раздел "Провинциальная жизнь"]
Дата обновления информации (Modify date): 15.12.04 16:47