Память

Елена Аксельрод

Перед вами первая книга стихов Аллы Беляковой. Посмертная книга. До последних месяцев жизни она свои стихи и не думала обнародовать, хоть и закончила когда-то Литературный институт по классу поэзии. В издательстве «Советский писатель» вышли три книги ее рассказов: «Красное небо» (1967), «Последний летний день» (1973), «В конце марта» (1981). Литературная, а, вернее, «художническая» судьба Аллы Беляковой складывалась на первый взгляд необычно, непоследовательно, но для людей, хорошо знающих ее, вполне закономерно. Она была человеком страстным, увлекающимся и могла заниматься только тем, что ее в данный момент волновало.

«...Я ему навек принадлежу», — писала она, имея в виду искусство. Все, что вокруг искусства — внешнее, суетное, — оставляло ее равнодушной. Должно быть, поэтому имя Аллы Беляковой недостаточно известно. Благородство позиции не всегда вознаграждается. Первые книги прозы А.Беляковой, их яркая талантливость были замечены и читателями, и критиками. О них высоко отзывался Юрий Казаков, о них восторженно писал Юрий Нагибин. Но писательница ничего не делала, чтобы поддержать свой успех. Неожиданно для себя и всех близких она бросила прозу и занялась живописью, никогда нигде не обучаясь ей. «...А просто с кисти брызжет счастье, // Наперекор любой беде», — напишет она впоследствии. В ее пейзажах — не натурных, а только навеянных натурой, — особый поэтический мир, реальный и загадочный одновременно. Основной мотив — пустующая в ожидании одинокая скамейка на поляне в окружении причудливых, живущих своей таинственной жизнью деревьев. Алла Белякова даже технику живописи изобретала сама, смешивая разные материалы и добиваясь тонкости, сложности и разнообразия цветовых переходов. Две выставки ее работ в московском Доме литераторов также принесли ей успех, и опять она не приложила никаких услилий, чтобы поддержать его. На сей раз она увлеклась художественной фотографией и снова работала запойно. Друзья шутили, что если бы она вдруг вздумала написать симфонию, и это бы ей удалось.

Были в жизни Аллы Беляковой и затяжные периоды неработы, болезнь надолго приковывала ее к постели, но душа не знала простоев. Алла Белякова была талантлива во всем, всему отдавалась целиком — дружбе, любви, общению с природой, чтению. С ней всегда было интересно, и ей всегда было интересно. Она вживалась в чужие произведения, переживала их, точно свои. А как она была увлечена «перестройкой», как не могла оторваться от телевизора, как простодушно верила в грядущее царство справедливости! В ее натуре вообще было много детского. В ней покоряло сочетание цепкой, даже временами жесткой наблюдательности, независимости в суждениях, проницательности — и доверчивости, наивности, детского ожидания чуда. Да она и сама писала об этом:

Во сне, как в детстве, летаю,
Мне стыдно в этом признаться...

Ощущая приближающийся конец, Алла Белякова почувствовала необходимость высказаться, заявить о себе, продлить свою жизнь. Самой естественной формой такого высказывания оказались стихи, она опять писала, пользуясь любой возможностью, наперекор обстоятельствам, и сама удивлялась этому.

О том, что я есть, существую,
Я весть о себе подаю.
Мелодию жизни простую
На плачущей дудке пою...

Стихи, написанные в последние два года, составили раздел этой книги «Уход». Трагические стихи, пронизанные светом жизни, светом творчества, жизнелюбием, которое не в силах побороть даже горе, даже боль невозвратимых утрат. Во всех стихах Аллы Беляковой — предчувствие счастья и ускользание его. В них «...Счастье, как тонкая паутинка, // Мягко качается на ветру.» Душа тянется за спасением, за прикосновением к «надмирным тайнам», к природе и творчеству. И невыносимая боль прощания с ушедшими навсегда мужем, матерью, друзьями и самою собой, уходящей, смиряется благодарностью за «мир, сверкающий вокруг», за возможность «наполнить свой короб стихами», за ощущение непреходящей слитности с этим миром:

Солнце светит, и звезды восходят
Над великой красою земною,
И грядущее время приходит
Не ко мне, но со мною, со мною...

В небольшой по объему книге стихов мы узнаем и Аллу Белякову-прозаика — в доброте и сострадании к людям, в беспощадной зоркости, и Аллу Белякову-художника — цвет присутствует в ее стихах как один из главных компонентов образа. Алла Белякова была сама естественность, непосредственность. Таковы и ее стихи: абсолютная подлинность чувства, никаких профессиональных ужимок — поэзия в самом ощущении жизни, в адекватном ее выражении, сутью которой была любовь, доброта. Недаром в книге много стихов о детях и стариках — самых незащищенных среди живущих, недаром природа всегда одухотворена:

Деревья, словно сыновья,
Ко мне протягивают руки.

Алла Белякова мечтала, чтобы ее стихи читали друзья. Я уверена, что каждый, кто прочтет ее книгу, станет ее другом.

Я покой ваших душ не нарушу,
Не одна умерла я на свете.
Просто тихий березовый ветер
Мое имя прошепчет вам в уши...

(«Завещание друзьям»)


[На первую страницу (Home page)]                   [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 09.12.04 15:33