Альманах короткой прозы Pro/за
(Выпуск cедьмой)

Татьяна Михайловская

От составителя

В седьмой выпуск альманаха вошли произведения различных по стилю, по художественной эстетике и мировоззрению авторов. Пожалуй, главное, что роднит их – это отношение к себе как к тексту и тексту как к себе. Авторы демонстрируют и отстранение от своего внутреннего «я» (Э.Вирапян) и слияние с ним (А.Масленников), и все градации-оттенки между этими двумя границами.

Открывают альманах сказки недавно ушедшей от нас Ры Никоновой (1942 – 2014), яркой представительницы авангардного направления в литературе. Публикуемые сейчас – в большинстве своем впервые – сказки были написаны ею в 70-х годах прошлого века. Парадоксальность образов, метафоричность в соединении с неологизмами лексики и синтаксиса не только не заслоняют, но наоборот подчеркивают их драматическое содержание.

После ее виртуозно гибкой фразы проза Эдуарада Вирапяна кажется калькой с какого-то древнего языка, скорее всего, судя по прямоте и резкой фокусировке – с латинского. Но пусть нас не обманывает «семейственность» в тексте – за обращением к дочери у него, как всегда, стоит обращение к другой культуре, к другому историческому контексту современной жизни. Самого себя он ставит между двумя мирами – своим и другим, таким образом, чтобы его присутствие читателю было не видно.

Прямо противоположны ему Наталия Юлина и Александр Масленников. Короткие записи Юлиной говорят о «я», но больше недомолвками, отрывочно, создавая скорее настроение – то ироническое, то лирическое – чем ясную фабулу (даже если, как в первом рассказике, приближаясь к анекдоту). Своей недосказанностью (скрываясь за ней) ее тексты напоминает современный свободный стих.

Александр Масленников напротив, очень подробно, во всех деталях, рассматривает свое внутреннее состояние – на фоне погоды, природы, питерских крыш и т.п. Он превращает это наблюдение своего «я» в прозаический текст, который отделяясь от героя «я», обнаруживает свое собственное существование, вполне самодостаточное, и развивается, течет, течет…

Другой тип отношений со своим текстом демонстрирует Эва Касански. Наукообразность обманчива – называется «Трактат», но это не статья, не лабораторное исследование, а иррациональное восприятие мира сродни сновидению. Короткие куски соединены в целое, но могут легко рассыпаться и существовать отдельно. Текст показывает, как автор работает со своим подсознанием: невольно, как во сне, и в то же время свободно, как во сне: то есть образная ткань и связана и разорвана, развитие идет последовательно и алогично. Эва Касански безусловно тяготеет к сюрреалистическому методу.

Разумеется, все отмеченные здесь особенности авторских тенденций неоднократно были зафиксированы в крупной прозе – романах, новеллах, рассказах. Для нас же было важно показать, как это реализуется в сверхкороткой прозе, и еще раз убедиться в том, что жанр сверхкороткой прозы годится для любой авторской задачи, какой бы сложной она ни была.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Альманах Т.Михайловской»]
Дата обновления информации (Modify date): 29.12.14 18:37