Ирина Крищян

Удивительно!
(О Валентине Новаковской)

Шел дождь, наводя тоску. Я брела по одной из улиц Москвы. Меня встретил готический храм. Словно живое существо, он по-доброму всматривался в меня множеством светящихся окон.

Тонкое кружево украшений, нежные витражи на окнах придают храму романтичность. Взгляд мой остановился на множестве готических башенок, грациозно устремленных ввысь. Они, конечно, были неподвижны, но их гармоничное сочетание, скорее единство, создавали впечатление медленного кружения. Казалось, острые шпили, достигнув туч, разрывали их, и те, разодранные в клочья, устремлялись прочь.

Храм, словно сказочный дворец, притягивал, приглашал войти.

Я пишу об удивительном творении человеческого гения – Римско-католическом Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, который находится в Москве, на Малой Грузинской улице.

Он построен на деньги поляков, проживавших как в Российской империи, так и в других государствах, и многих католиков иных национальностей. Создатель этого шедевра – известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Торжественное открытие храма состоялось в декабре 1911 года. Он принимал прихожан вплоть до закрытия в 1937 году. В те страшные годы его медленно убивали, перестраивая внутренние помещения, до неузнаваемости уродуя интерьер, уничтожили шпиль. Иначе, как вандализмом, это всё не назовешь!

Валентина Новаковская

Но храм не сдавался. К нему приходили верующие, подолгу засиживались у его стен. С 7 июня 1991 года каждое воскресенье во дворе храма стали служить мессы. Очевидцы вспоминают: «Казалось, и само здание отзывалось на молитвы; стены, словно орган, вторили голосу пастыря».

II Международный конкурс органистов. Жюри, конкурсанты, организаторы.
Кафедральный собор. 2008 г.

Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций и католиков из многих стран, благодаря молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел свою первозданную красоту и 12 декабря 1999 года был освящен легатом Папы Иоанна Павла II, государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано. В настоящее время в Соборе совершаются мессы на русском, польском, корейском, испанском, французском и английском языках, литургия армянского обряда, византийского обряда...

Итак, я у входа в Собор. И о чудо! Храм словно улыбается мне своими глазами-окнами, а башенки тихим шепотом приветствуют меня.

Следующее потрясение я испытала, войдя в зал. Шла служба. Ни одного свободного места! Голос пастыря, спокойный и доброжелательный, умиротворял. Меня потрясло, что абсолютно все верующие повторяли за священником слова молитвы! Они все, все до одного знали все эти молитвы и были едины!

Меня потрясло, как, по слову священника, они пожимали друг другу руки, обнимались, братались. Они были искренни в своем порыве, доброжелательны, до глубины души проникнуты стремлением к единению. Их глаза светились! Они были счастливы.

Когда я вышла из храма, дождь уже прекратился: шпили храма окончательно разорвали в клочья, уничтожили тучи. Дышалось необыкновенно легко. «Как хорошо!» – вырвалось у меня. Человек, вышедший из храма одновременно со мной, ответил: «Из этого Собора всегда выходишь просветленным!»

Международный Рождественский фестиваль. После концерта Венский Бал.
В Московской Государственной Филармонии. 2011 г.

Я согласилась с ним, однако подумала, что просветленности моей души способствовала, кроме посещения храма, и встреча с необыкновенной женщиной – Новаковской Валентиной Альбиновной, президентом действующего при Соборе фонда «Искусство добра». Удивительное название!

До встречи с ней я увидела ее фотографию. Высокий лоб – свидетельство большого ума и глубокого интеллекта. Волевой тонкий нос – свидетельство активности, аристократичности натуры. Добрая улыбка! Я всматривалась в это лицо, и ощущение чего-то чудесного охватывало меня. Я поняла: глаза! Глаза ребенка, восхищенно смотрящего на мир; глаза, распахнутые навстречу миру, полные удивления. Глаза человека, не растерявшего способность восхищаться миром; глаза человека, видящего в этом мире Добро и творящего Добро. Она подошла ко мне, и сразу я ощутила себя окруженной вниманием и сочувствием.

Кто же она? Откуда такое чудо? Где корни ее доброжелательности, глубочайшей культуры, музыкального мастерства? Вот этапы ее творческого роста.

После школы учеба в постулате ордена Сестер от Ангелов в г. Барановичи, в Белоруссии; затем – Барановичское среднее музыкальное училище, стажировка в Риге по классу органа и церковной музыки, работа органисткой в приходе Воздвижения св. Креста в Барановичах, где она была художественным руководителем приходского хора, молодежного хора и струнного ансамбля, организовывала гастрольные поездки этих коллективов с концертами классической духовной музыки в городах Белоруссии и в Польше.

Затем, по приглашению архиепископа Тадеуша Кондрусевича и приходского настоятеля Антония Гея, В.А.Новаковская работала органисткой и художественным руководителем хора римско-католического прихода свв. апостолов Петра и Павла в Москве.

Следующий этап совершенствования ее мастерства – учеба в Варшавском университете им. Кардинала Стефана Вышинского, который она закончила в степени магистра церковной музыки со специализацией «Григорианский хорал». Приказом архиепископа Кондрусевича она была назначена руководителем Музыкальной комиссии, созданной для развития и координации литургической музыки в Администратуре Центральной части России для католиков латинского обряда.

С декабря 1999 года по настоящее время она – директор литургической музыки Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

На своем творческом пути она была художественным руководителем хора «Cantate Domino», преподавателем церковной музыки в Высшей духовной семинарии «Мария – Царица апостолов» в Санкт-Петербурге, главным редактором литургического песенника «Воспойте Господу». С 2000 года по настоящее время, по назначению Конференции католических епископов Российской Федерации, она является руководителем музыкальной секции при Конференции епископов России.

С декабря 2001 года В.А.Новаковская – Президент Благотворительного фонда «Искусство добра». Это ее детище. Деятельность фонда и миссия сестры Валентины в жизни – содействие развитию духовных ценностей с помощью искусства и культуры. Фонд оказывает и социальную помощь одаренным детям, малоимущим студентам, людям из творческой среды, оказавшимся в трудной ситуации.

Но о Фонде – деле её жизни – необходимо непременно рассказать подробно, ибо фонд так же, как Храм и Новаковская, явления уникальные.

Уже само название говорит за себя. Она понимает,что творить добро – великое искусство.Мало кто владеет этим искусством. Новаковская владеет им в совершенстве!

Благотворительный фонд «Искусство добра» – независимая общественная некоммерческая организация, ведущая активную деятельность в области музыкального просвещения и образования. Концерты духовной музыки, крупные международные музыкальные фестивали, уникальные образовательные проекты, издание редких нот, выделение грантов и концертных ангажементов в Европе молодым музыкантам – вот направления деятельности фонда. Но простое перечисление не дает представления о масштабности и уникальности дел. Миссия В.А.Новаковской и ее фонда – через искусство способствовать становлению истинных ценностей в российском обществе.

В равнодушном, разобщенном и меркантильном социуме эта миссия играет важную роль, помогает формировать в каждом из нас человечность и стремление жить чистыми помыслами.

Валентина служит Богу, людям, музыке. Какое вдохновение в ее глазах, когда она составляет программу очередного концерта! Этим вдохновением она заражает окружающих ее верных соратников и участников очередного музыкального события. Именно так, каждый концерт – событие! И каждый проект свидетельствует о профессионализме организаторов.

Открытие фотовыставки в Институте св. Фомы. С Владимиром Шахлевичем (фотохудожник, организатор)

Одно только перечисление мероприятий, проводимых фондом, займет несколько страниц. Но попробую быть краткой:

– более ста концертов, на которые приходят около 30 000 человек;
– концерты-лекции;
– масштабные музыкально-драматические постановки, такие, как рождественские мистерии, барочные пассионы Баха и Гебеля;
– ежегодный Международный Рождественский фестиваль духовной музыки;
– бесплатные концерты для ветеранов, в детских домах, колониях для несовершеннолетних, в хосписах;
– мастер-классы и семинары зарубежных педагогов и органистов;
– международный конкурс молодых органистов и композиторов «Soli Deo Gloria»;
– бесплатные экскурсии в Соборе.

Её интеллект, фантазии и идеи безграничны.

Фондом, читайте Новаковской, созданы:

– капелла «De Boni Arte» – коллектив, собравший молодых музыкантов, увлеченных западноевропейской духовной музыкой,
– детский хор, в репертуаре которого классическая и литургическая европейская музыка разных стран и жанров. Это своего рода музыкальный центр, в котором, благодаря занятиям с опытными педагогами, у детей развиваются слух, вокальные данные, углубляются знания по сольфеджио, а главное – формируется духовный мир.
– Издательство и студия звукозаписи. Студия выпускает DVD и CD с выступлениями победителей конкурсов и с произведениями молодых композиторов, издательство публикует ноты, например: первый литургический песенник для католических приходов России, материалы для курса западноевропейской духовной музыки, переводы монографий, которые прежде не были опубликованы на русском языке и могут послужить основой для развития в России музыковедения, изучающего эту область культурного наследия Европы.

Монсеррат

Вся эта деятельность предполагает наличие огромного коллектива. А их всего несколько человек. Они способны свернуть горы, ведь к высотам их ведёт Новаковская - гениальная женщина.

– С сентября 2012 года фонд в сотрудничестве с фирмой Roland открыл при Соборе органный класс для детей. Методика позволяет обучать детей исполнительскому мастерству и импровизации.

По инициативе Новаковской, Фонд принимает участие в различных международных мероприятиях, проводимых вне Собора. Так, в рамках Московского международного фотобиенале прошла выставка «Органная мистерия».

Благодаря авторитету Новаковской в разных духовных, культурных и музыкальных кругах, фонд сотрудничает со многими филармониями, концертными залами и организациями России и обладает эксклюзивным правом на проведение музыкальных мероприятий в католическом соборе в Москве.

Теперь не могу не остановиться на некоторых, наиболее масштабных проектах в отдельности.

Во-первых, назову спецкурс «Западноевропейская духовная музыка», собравший в Москве ведущих мировых специалистов по григорианскому хоралу. Предлагаемые в его рамках дисциплины не читаются в российских музыкальных вузах, а ведь григорианский хорал и духовная музыка Средневековья – исторический фундамент музыкальной культуры Европы. Программа курса ориентирована на студентов, музыковедов, церковных музыкантов. В течение двух с половиной лет изучаются такие предметы, как теория и практика григорианского хорала, органное исполнительство, импровизация и литургический аккомпанемент, история Церкви, латынь. Среди преподавателей – профессора Папского института священной музыки, Университета им. кардинала Стефана Вышинского, Дижонской консерватории, Академии им. Гнесиных, Университета искусств в Граце, Высшей школы музыки в Тюбингене.

Открытие курса «Западноевропейская духовная музыка».
Профессорский состав. 2009 г.

Во-вторых, Фестиваль-конкурс молодых органистов и композиторов. Главная цель этого события – поддержать молодых музыкантов и познакомить публику с их творчеством. В состав жюри входят выдающиеся органисты и композиторы из Европы, Канады, России… Победители выступают с концертами в странах Европы. Сочинения лауреатов публикуются отдельным изданием.

Фонд и его Президент, госпожа Новаковская, действительно, владеют высоким искусством дарить Добро, отдавать сердце людям.

В-третьих, Международный Рождественский фестиваль, посвященный традициям празднования Рождества Христова в европейских странах. Фестиваль призван способствовать межкультурному диалогу между Россией и Европой. В 2009 году в центре внимания была Италия, в 2010 – Франция, в 2011 – Испания, в 2012 – традиции разных стран, поэтому музыкальный праздник получил название «Европейское Рождество».

В рамках фестиваля проходят концерты с участием известных европейских и российских исполнителей, звучит разножанровая музыка – от классики до джазовых обработок рождественских колядок, – проводятся выставки, благотворительные ярмарки, гуляния.

Сара Мингардо (Италия), Джанлука Либертуччи (Ватикан), Педро Хавьер Гонсалес, Хуан де ла Рубья, Исидро Анайя (Испания), Рода Скотт (США) – вот далеко не полный список больших музыкантов, принимавших участие в фестивалях.

А концерт хора мальчиков знаменитого бенедиктинского монастыря Монсеррат в Испании – событие всероссийского масштаба.

Фестивали проходят под патронатом Папского совета по культуре, посольств Италии, Ватикана, Франции, Испании, Итальянского культурного центра, Министерства культуры России… Среди гостей фестиваля – представители из дипломатических кругов, церквей, руководства страны.

В-четвертых, уникальные музыкально-драматические постановки и мистерии.

В 2002 и 2007 годах были представлены рождественские мистерии, в 2008 году – премьера мистерии «Иконописец» (композитор Анна Ветлугина), «Страсти по Иоанну» Баха в исполнении российских и немецких музыкантов, в 2009 – «Страсти по Иоанну» Гебеля. Тут слова излишни – помолчим в восторге, с благодарностью за возможность испытать величайшее наслаждение от приобщения к прекрасной музыке.

В-пятых, проект «Органы для России».

В рамках проекта:

– проводится поиск органов в Европе для католических храмов России;
– осуществляются переговоры с партнерами, предоставляющими орган, с российскими муниципальными властями, чтобы придать этому событию статус общегородского культурного мероприятия;
– осуществляется демонтаж, транспортировка и монтаж инструмента в принимающем его храме.

Я уверена, что эта инициатива со временем охватит все католические храмы России.

Да и в самом Соборе установили большой орган «Kuhn». Сегодня в Соборе три органа. Это единственный в Москве зал, где во время концерта есть возможность послушать «оркестр» органов.

Мне посчастливилось присутствовать в Соборе во время исполнения «Реквиема» Моцарта. Уникальное исполнение и уникальное звучание!

Я держу в руках программу концертов. Одно перечисление названий свидетельствует о том, что в Соборе проходят концерты, подобных которым не услышишь ни в одном зале Москвы: «Гении Бергамо в духовном измерении», циклы «Музыка соборов мира», «Вечера при свечах»… Всего не перечислишь!

В концертах солируют скрипка, виолончель, орган, труба… Программы составлены с удивительным изяществом и профессионализмом. В концертах принимают участие инструментальная барочная капелла «Золотой век», московский ансамбль духовной музыки «Благовест», оркестр радио «Орфей», брасс-квинтеты и брасс-ансамбли.

Потрясает состав всемирно известных солистов из Италии, Франции, Германии, Аргентины, Швейцарии, России. В Соборе играют знаменитейшие органисты Notre Dame de Paris, Victoria-Hall (Женева), Церкви Креста (Эссен)

Я держу в руках прекрасные издания, качеству которых может позавидовать любая серьезная организация. Эти брошюры посвящены конкурсам и фестивалям и отличаются вкусом, красотой, богатством содержания, содержат в себе огромный познавательный материал, приветствия известнейших деятелей культуры, политиков. Читать эти издания – одно наслаждение!

Хочу, чтобы и вы испытали это наслаждение, поэтому закончу очерк, процитировав строки из приветствия самой г-жи Новаковской, которая считает, что надо «сердцем пережить историческое событие, перевернувшее мир: Бог сошел на землю!.. Эту радость… воспевают ангелы, передают из уст в уста родители детям, эта радость становится фундаментом настоящих человеческих отношений и источником вдохновения… Пусть радость Рождества наполняет вашу жизнь лучезарным светом, любовью и добром!»

В этих словах – вся сестра Валентина!

Господи! Спасибо Тебе за то, что нам ты послал такое чудесное создание, как Новаковская!


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Меценатство»]
Дата обновления информации (Modify date): 01.01.15 21:09