Проза

Юрий Коренев

Талантами не рождаются

В тот день мне пришлось уйти с работы поздно: пациенты шли нескончаемым потоком, и я не решался его прервать. Жил я на окраине города, и только боязнь опоздать на последний автобус заставила меня прекратить врачебный прием. На автобусной остановке стояло много людей, это вселяло дух надежды, что пришел я вовремя. Вскоре, и вправду, подошел желтый Икарус с прицепом, и мы радостно заполнили его. Одно сидячее место осталось свободным и, не увидев других желающих, я занял его. Рядом со мной оказался пожилой мужчина, который перебирал цветные открытки. Приглядевшись, я узнал репродукции картин одного знаменитого художника.

– Это Васильев? – спросил я. Мужчина удивленно посмотрел на меня.

– А вы что, знаете творчество Константина Васильева?

– Ну да. Вообще-то не очень хорошо. Недавно я вернулся из Питера, был там в командировке. Перед отъездом меня пригласили друзья на открытие выставки художника, и там я впервые увидел его картины.

– И как, понравились?

– Очень, хотя больше меня заинтересовала его судьба. Он рано умер, написав несколько сотен картин. При жизни ему не удалось добиться признания.

– Да, так часто бывает.

– Вот именно. И что интересно, выставку открывал известный художник Илья Газунов. Он много лестных слов сказал в адрес Васильева, но как утверждают мои друзья, именно он препятствовал продвижению его творчества.

– Почему они так думают? Есть факты?

– Вы же знаете, что они оба писали в одном стиле. Многие их полотна посвящены героям русского эпоса. Как сказали друзья, Васильев писал талантливее и быстрее. Он вообще был поглощен работой, поэтому ему не хватало ни времени, ни денег, чтобы устроить свою жизнь. Он пытался выставлять свои картины в Москве, но почти всегда возникали какие-то непреодолимые препятствия. Друзья сказали, что одним из главных критиков, решившим его судьбу, был авторитетный Газунов, именно ему приписывают отрицательное мнение многих комиссий и советов.

– В этом что-то есть похожее на правду. Их многие картины действительно перекликаются по тематике, но не думаю, что Газунов был таким жестоким. Хотя, когда стоишь на пьедестале, другим уступать его не хочется.

– Да, вы правы. Но я не могу понять, почему наш мир так устроен, что способный человек не может пробить себе дорогу к вершине славы. Ведь в России есть много одаренных людей, про которых никто не слышал. Практически каждое поколение может похвастаться этим, но большинство из вундеркиндов канули в лету безымянно. Мне обидно, что и в нашем городе есть самородки, которые неизвестны широкому кругу людей. Недавно я был в кинотеатре «Чайка» и случайно увидел на стене экспозицию картин какого-то художника, которые меня поразили. Они настолько образно и натурально передавали сибирскую природу, что я, рассматривая их, опоздал на сеанс. Представляете, там, например, снег был таким естественным, что хотелось даже потрогать его, чтобы удостовериться, что он не настоящий. Мне непонятно, почему про него никто не знает. Разве он заслуживает такой судьбы?

– Но вы не совсем правы. Эти картины выставлялись и в японском городе Канадзава – побратиме Иркутска. И была персональная выставка в Иркутском художественном музее.

– Вы его тоже знаете? – обрадовался я. – Вам нравится его творчество?

– Ну, знаете ли, – смутился мой собеседник, – собственно эти картины нарисовал я.

– Вы?! – обомлел я. – Вы именно тот художник?! Ничего себе, вот так встреча! Что ж вы ничего не предпринимаете, чтобы про вас все узнали?

– Я пишу картины. Что же я еще могу сделать? Если они хороши, то их заметят.

– Кто?! – удивился я. – Вы сами верите в это? Вы живете в глухой провинции, а всё решается в Москве и Петербурге. Кто вас может увидеть здесь? Разве что какая-нибудь залетная звезда случайно заглянет в кинотеатр. Но это один шанс на миллион. Вы хотите повторить судьбу Васильева? Вас устроит общественно признание после смерти?

– Это не самая худшая судьба, – мечтательно ответил собеседник.

– Не заблуждайтесь! После вашей смерти картины в лучшем случае кто-нибудь недорого купит, и они разойдутся по частным коллекциям. Скорее всего их приобретет какая-нибудь сауна или они окажутся на стене захудалой провинциальной фирмы. В худшем – они просто достанутся вашим потомкам, которые их не смогут сохранить. Вы, как творец, для общества просто исчезнете.

– Молодой человек! В конце концов, это мои картины, – надулся художник, – и их судьба не ваше дело.

– Но почему вы не можете меня понять? Ваши картины – шедевры! Я хоть и не профессионал, но ничего прекраснее их не видел. Вы просто обязаны стать достоянием нашего города и нашей страны.

– Но что я могу сделать?

– Продвигать свое творчество! Я понимаю, когда к вам приходит вдохновение, вы не можете и не должны заниматься чем-то другим. Но у вас бывают и другие периоды. Талантливый человек – это не тот, кто одарен природой, а тот, кто достижения своего труда может в хорошем смысле навязать обществу для обозрения.

– Но я не умею этого делать.

– Тогда наймите агента.

– И где же я его найду?

– Считайте, он уже перед вами. Во сколько можно к вам завтра зайти?


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Литература»]
Дата обновления информации (Modify date): 04.02.15 19:39