Представляем автора

Ольга Кирюхина

Владыка Сергий. Архиепископ Сергий
(Ларин)

1963 год. Как это далеко, но чем дальше уносит тебя течение жизни от этого времени, тем ближе, значительней, ярче проступает ушедшая в прошлое эпоха. Тем значимей, дороже становятся воспоминания, встречи, люди, которые сверкнули яркими кометами в твоей жизни, оставив в ней неизгладимый свет. Судьба была благосклонна ко мне, она подарила множество встреч с необыкновенными, талантливыми, выдающимися людьми: художниками, артистами, учеными, музыкантами, поэтами.

Но особенно хочется вспомнить о самой необычайной и незабываемой встрече, произошедшей в детские годы и навсегда оставшейся в памяти. Встречи с Владыкой Сергием.

Итак, вернемся в 1963 год. Марьина Роща, старый дом, построенный моим прадедом. Зима, утро. В мою крошечную комнатку тихонько входит мама и нежно будит меня. «Просыпайся, сегодня мы едем в гости к моему дяде, в Мамонтовку». К своему удивлению, я замечаю, что мама взволнована. Странно и интересно. Добираемся на Ярославский вокзал, берем билеты на электричку. На душе почему-то тревожно. Кто этот таинственный человек, которого я никогда не видела. Надо сказать, у нас в семье сохранялся патриархальный уклад. И всех родных я хорошо знала. Даже ушедших из жизни всегда вспоминали в беседах или молитвах. А тут полная неизвестность, далекое путешествие… в загадочную Мамонтовку!

Вокруг суета, шум, гам, открытые, румяные на морозце, молодые лица лыжников и туристов, обвешанные сумками бабушки с хнычущими внучатами, деловые работяги в телогрейках и с рюкзаками. В вагоне теснота, частокол лыж, сверху затянутых в мешки, для безопасности. Иначе и в электричку не пустят. Кто-то уже достал гитару, поет, кто-то пьет чай из термоса, кто-то читает. Обсуждают новости, знакомясь с рядом сидящими соседями, хохочут над анекдотами. Прекрасное время – шестидесятые. Время надежд, света, любви, взаимовыручки, время моего детства. Люди еще помнили годы войны и разрухи. Радовались жизни, пусть не богатой, но мирной.

Едем. Стук колес. За окнами мелькают подмосковные рощицы, поселки, станции. Наконец из хриплого микрофона объявляют «Станция Мамонтовка». Еле пробираемся через толпу к выходу. И вот перед нами во всей красе русская зима со сверкающими на солнце белоснежными сугробами, окутанными инеем вековыми соснами на фоне лучезарного бирюзового неба. Дух захватывает! А поселок поражает своей красотой. Старинные дома будто помнят и ждут своих прежних хозяев. Другая, ушедшая эпоха. Удивительно. Подходим к высокому забору, звоним в резные ворота. Мама напоследок внимательно осматривает меня с папой, оценивает, поправляет нам шарфы. И вот открывается калитка, я с восторгом замираю… Дворник, прямо вышедший из моей любимой сказки «Кошкин дом». Провожает нас к крыльцу.

– «Ждут».

Перед нами дом не дом, а усадьба. Папа объясняет – в стиле модерн. Ухоженный, сказочный, как будто говорит тебе:

– «Разве я не хорош».

Я сразу вспомнила наш дом в Марьиной роще, тоже деревянный, но такой скромный, покосившийся, смотрящий на своих обитателей с подобострастием.

Вот это контраст! Мы замерли.

Дальше нас ждали сплошные сказочные сюрпризы. Дверь распахнулась, и на нас обрушилось море любви и настоящего старорусского гостеприимства, с радостными восклицаниями, теплыми объятиями, будто нас здесь давно ждали. Первая встречает нас родственница дяди Сережи, моложавая, небольшого роста, с тонкими чертами лица, необыкновенно доброй улыбкой. Молодаша. Удивительно, в этом роскошном доме все называют друг друга не по именам, а совсем по московской старинной традиции ласковыми домашними прозвищами: Нина – Молодаша, Николай – Кока, Альвиан – Алик. От этого так уютно и тепло в доме, так непривычно. И над всем этим удивительным семейством возвышается величественная фигура Владыки Сергия. Он встретил нас в роскошной гостиной, облаченный в черное одеяние, на груди сверкал золотой крест, а на руке висели старинные четки. Статный, с удивительно благородным лицом, обладающий потрясающими манерами и необыкновенно чистой, породистой русской речью! И при этом невероятная теплота и простота в обращении к нам. Маму он горячо обнял и расцеловал, меня обласкал, сразу окрестив Олюшей! И представил нам своих домочадцев – сыновей, двух очаровательных мальчиков Коку и Алика в белых рубашках с роскошными жабо и в бархатных брючках и с ними настоящую красавицу, их маму. Никогда я не видела такой элегантной женщины, в черном костюме с ослепительно белым боа на плечах, с тонкими и красивыми чертами лица оттененными роскошной прической! Она стояла чуть сзади у большого концертного рояля в глубине гостиной. И это тоже наша родственница с удивлением поняла я, прежде таких людей я видела только в кино! Вспомнились мне наши хулиганы мальчишки, вечно дразнившиеся и таскавшие меня за косички. А эти мальчики занимались музыкой, ухаживали за столом и не показывали язык. Как же бесконечно далек от нашего быта этот сказочный дом в древних соснах, на заснеженной подмосковной станции. Я была застенчивым ребенком и весь вечер искала момента спросить маму, что значит это необыкновенное и величественное слово «Владыка». Гостиная, где нас приняли, была отражением этого мира, обставленная старинной массивной мебелью с вставками из перламутра. В центре ее была арка, отделяющая ее от большой веранды с окнами во всю стену, за которыми открывался чудесный вид на старинный сад. В центре веранды стоял открытый рояль, арку украшала роскошная коллекция декоративных фарфоровых тарелок, рассказывая о которой, Владыка объяснил нам, что эти уникальные вещи украшали и царские столы, и дворцовые покои вельмож, и даже гостиную императора Наполеона. Стены, обитые дубовыми панелями, украшала прекрасная живопись. Все мне напомнило усадьбу в Останкино, которую я очень любила и где я с папой и мамой часто гуляла по воскресеньям. А в центре гостиной был накрыт большой овальный стол с невиданной мной сервировкой. На белоснежной скатерти стояли хрустальные штофы, переливающиеся всеми цветами, наполненные домашними наливками и настойками, сделанными Молодашей по монастырским рецептам. Нас приглашают к столу, оказывается, накрытому по случаю торжественного события – нашей встречи. Сказка продолжается! Нас обслуживают официанты, подающие смены кушаний. Дядя Сережа обворожителен, речь его наполнена старинными оборотами, он блестящий рассказчик. К этому времени Владыка объездил полмира, был знаком с английской королевой, папой Римским, служил епископом и в Европе, и в США, был почетным гражданином Югославии, прекрасно разбирался в искусстве, в культуре, в истории и в политике, дружил с Иосифом Броз Тито, знал многих высших руководителей СССР, маршала Г.К. Жукова. Но при этом с нескрываемой любовью вспоминал свою двоюродную сестру Аню, мою бабушку, их детские годы в старинном селе Расловка в Тверской губернии, куда он приезжал ребенком из Санкт-Петербурга. Расспрашивал маму о всех родственниках, интересовался художественной карьерой моего отца – скульптора и ласково интересовался моими первыми успехами. После трапезы Владыка попросил Алика и Коку устроить в честь гостей небольшой домашний концерт. Мальчики чудесно исполнили несколько классических произведений. Алик учился в Гнесинском училище на фортепиано, а Кока – на скрипке. Как я узнала от мамы, их игра напоминала Владыке о его отце, блестяще владевшием скрипкой, крупном банковским служащим, получившем образование в Германии. Он был глубоко религиозным человеком и привлеченный большевиками в первые годы Советской власти как эксперт, мог позволить себе не выходить на работу в большие церковные праздники, фанатичные атеисты мирились с этим. В этот вечер Кока играл как раз на этом легендарном инструменте. Первый раз в жизни я услышала звучание классики не в концертном зале, а дома. Это меня потрясло! Я сидела как зачарованная на веранде этого сказочного дома, понимая, что я попала в другой мир, ранее мне не знакомый и не изведанный. В конце вечера Владыка пригласил нас на просмотр своей уникальной коллекции монет и орденов, которая, по его словам, занимала второе место в Европе среди частных собраний. Мы входим в небольшой кабинет, уставленный специально изготовленными на заказ ящиками из светлого дуба со стеклянными крышками. Как волшебник из старой сказки, дядя Сережа открывает свои сокровища и с упоением рассказывает о своей коллекции. Перед нами оживают далекие страны и континенты из глубокой древности. А начало этой коллекции положил его отец, и остается только удивляться, как удалось сохранить это сокровище в годы революций и войн. Дядя Сережа, видя мое восхищение, спрашивает:

– «Олюша, собираешь ли ты монеты?»

– «Да».

И вдруг, какое счастье, он делает мне подарок! Старинные монеты! Они до сих пор хранятся у меня. Только они для меня не просто собрание раритетов, а целый мир, связанный с этим удивительным человеком.

Первая самая яркая встреча переросла затем в годы дружбы моих родителей и Владыки, мы нередко бывали в гостях в полюбившейся мне Мамонтовке. Расспросив маму, я узнала, что ВЛАДЫКА – двоюродный брат ее матери, Анны Кузминичны. Родился будущий архиепископ Сергий (Ларин) в Санкт-Петербурге в благочестивой семье. И не просто родился, а был вымолен у Преподобного Сергия Радонежского, в честь которого и был назван. Родители дали обет, что родившиееся дитя посвятит себя Богу. Только эпоха, в которую ребенок появился на свет (1908 год) оказалась трагической для судеб русской церкви, и свой крест он начал нести во времена жесточайших гонений на Веру. На его долю выпали и лагеря, и тюрьмы, предательства и преследования.

Как рассказывала мне бабушка, на лето маленького Сережу привозили из холодного Петербурга в Расловку на парное молоко, укреплять здоровье. Ей запомнилось, как мама Сереженьки, настоящая городская барыня в шляпе и с кружевным зонтом важно вышагивала по деревенской улице, изредка приветствуя проходящих крестьян. А отец мальчика, навещая его в деревне, привозил с собой скрипку и играл около дома, что привлекало множество народа.

Его брат, отец Ани, был офицером, полным Георгиевским кавалером, отслужившим 25 лет в царской армии. После возвращения в деревню, он служил лесничим в имении знаменитого петербургского артиста Ю.М.Юрьева, на берегу реки, откуда открывались истинно русские просторы.

Порядки в доме дяди были строгие, по команде садились за стол, по команде ели, а маленькому, избалованному городскому мальчику было трудно привыкнуть к новым, таким необычным для него условиям быта. Единственной его верной подругой стала сестренка Аня. Вместе они бегали в лес по грибы и ягоды, вместе купались и ловили рыбу в хрустальной воде речки Сабли. Любовь к местам своего детства Владыка пронес через всю жизнь.

Бабушка рассказала такой случай из детства. Голодно, идет война. И не удержалась от греха, тайно залезла в горенку, где хранился изюм для куличей на Пасху. Искушение оказалось слишком сильным. Но с Сереженькой делиться не входило в ее планы. Что делать. В один карман положила изюм, а в другой – рябину.

– «Что ешь, Нюрок?»

– «Рябину. Угощайся».

Вот так и ели, кто сладкий изюм, а кто горькую рябину. Сережа не мог представить, что любимая сестра обманывает его. Когда все открылось, за обман отец выпорол Анюту офицерским ремнем, а Сережа, со слезами упрашивал не наказывать Нюру.

Время может разлучать и соединять. А время было бурным, революции, коллективизация, голод, репрессии, гонения на веру и страшная война, – все это надолго разорвало родственные связи. У маленькой Ани в двадцатые годы большевики зверски убили отца, героя войны 1914 – 1917 годов, повесив его в лесу усадьбы на шелковом офицерском шарфе. Семью раскулачили, и осталась мать маленькой Ани, вдова офицера с 13 детьми на руках, 4 из которых были приемными. После долгих скитаний по городам и весям Анна Кузьминична поселилась в Москве, в Марьиной роще.

Судьба Сергея сложилась не менее драматично. Уже в советское время, окончив гимназию, он с пятнадцати лет начал служение в церкви. Окончил Ленинградский богословский институт и историко-филологический факультет университета, стал священником. В тридцатые годы это было равносильно подвигу, молодой монах Сергий был арестован, отбыл срок на Волховстрое, затем повторно арестован и сослан в Дмитровлаг. В сороковые годы служил в Москве, в Сокольниках, в храме Вознесения Христова.

К началу шестидесятых годов он уже архиепископ, за плечами сложнейшие миссии в США, Европе, Югославии и множество русских епархий, восстанавливаемых под его началом. Им написаны десятки трудов по богословию.

Господни пути неисповедимы… 1962 год. Троице-Сергиева Лавра. Моя тетя Наталья Сергеевна, многие годы дружившая со священником Александром (Панковым), который хорошо знал Владыку, присутствует на празднике в этом Святом месте. Она узнает от него, что архиепископ Сергий будет служить в этот день. Во время крестного хода Наталья совершает отчаянный шаг, бросается к Владыке через толпу богомольцев. Видимо, решив, что молодая женщина хочет получить благословление, он велит пропустить ее своим послушникам. Каково же было его удивление, когда она сообщает, что является родственницей его потерянной и любимой сестры, Анны Кузьминичны.

После многих лет разлуки архиепископ Сергий тут же приехал навестить Анну Кузьминичну в Марьину Рощу. Подъехав к скромному дому своей сестры на роскошном ЗИМе, в облачении архиепископа, Владыка поразил местных жителей, никогда не видевших столь высоких особ. Их встреча с сестрой после многолетней разлуки была полна трогательных воспоминаний о прошлом, о детстве, о родных.

С этого дня началось постоянное общение нашей семьи с Владыкой Сергием. Видимо, это взаимное влечение и интерес возник на основе глубоких и разносторонних интересов архиепископа, серьезно разбиравшегося в истории, культуре, искусстве.

Запомнился рассказ Владыки о его дружбе с великим врачом, академиком, лауреатом Сталинской премии, Героем Социалистического Труда В.П.Филатовым. Глубоко верующий Филатов решил провести эксперимент. Сделав лабораторный анализ воды, передал ее Владыке, и он отслужил молебен. Каково было удивление всех присутствующих врачей клиники, когда оказалось, что вода полностью изменила свою формулу. В то время это казалось невероятным.

Как раз в те годы, мой папа Олег Кирюхин, скульптор, знакомит архиепископа со своим другом, выдающимся физиком-теоретиком академиком А.Б.Мигдалом, увлекающимся скульптурой и часто бывающим в мастерской отца. Владыка попросил познакомить его с этим ярким представителем современной науки для консультации по сложным вопросам мироздания. Их беседа в Мамонтовке была чрезвычайно длительной и, думаю, удивительной по своему содержанию. Достаточно только себе представить двух этих выдающихся людей, с одной стороны, крупный церковный деятель, а с другой, – ученый физик-ядерщик. Помню только, что вышли они из кабинета вдохновленные, радостные, потрясенные друг другом.

Отец и мать Владыки Иван Ларин и Мария Ларина

Двоюродная сестра Владыки Анна Кузьминична со своей дочерью Валентиной Ивановной

Епископ Сергий (Ларин) на службе.
Конец 40 годов

В.Н.Яковлев. Патриотическое молебствие 22 июня 1942.
1942. ЯХМ

Владыка живо интересовался современным искусством, и отец знакомил его с художниками и скульпторами, своими коллегами.

Врезалась в память наша поездка к Владыке в древний Ярославль, он в то время был архиепископом Ярославля и Ростова. Приехали поздно ночью, но никто в доме не спал, все ждали нас. Даже в столь поздний час встретили нас с радушием и гостеприимством. Почти всю ночь длилась беседа о древней Руси, о ее зодчестве, о храмах. Наутро нам предоставили автомобиль для поездок по Ярославлю и окрестностям. Что за машина! Огромная, черного лака, внутри постелены рубинового цвета ковры, за рулем – шофер. Одно слово – ЗИМ. Чудесные воспоминания остались от этой поездки. Зима, старинные храмы в шапках снега, монастыри, усадьбы. И, конечно, сияющая серебристая полоса Волги.

В один из таких зимних вечеров Владыка показывал нам свои облачения в своей резиденции. Думаю, редкий музей мог похвалиться такими уникальными экспонатами, хотя это слово не подходит к этим святыням. Мы будто перенеслись в древнюю Святую Русь, в иные времена.

Каждая встреча с Владыкой была праздником. Даже будучи ребенком, я хорошо понимала их уникальность. Это огромный подарок судьбы.

Вдруг трагическое известие: Владыка отошел ко Господу. В доме все притихли, это огромная утрата. От бабушки скрывают это несчастье. Она больна, и вскоре сама ушла из этой жизни.

Прощались с Владыкой в Пушкине в храме Святителя Николая чудотворца. Литию читал отец Александр (Мень), которого связывала с Владыкой многолетняя дружба, присутствовал Владыка Пимен, будущий патриарх, множество духовенства.

Вскоре, как не стало Владыки Сергия, папа, который очень уважал и любил его, приступил к работе над проектом памятника. В то время это было чрезвычайно опасным делом. Ведь отец, секретарь Союза художников России, возглавляет экспертный совет Министерства культуры, осуществляет множество правительственных заказов. Если станет известно «органам», что крупный советский ваятель выполняет памятник архиепископу, можно лишиться всего в один миг! Но несмотря ни на что отец считал своим долгом увековечить память настоящего священника, в безбожные времена несущего Слово Божье своему народу.

И сегодня можно видеть выполненный в белом мраморе великолепный памятник, говорящий нам о силе и вере этого удивительного человека. Так же величественно он стоит на кладбище среди небольших крестов, как бы благословляя всех.

Прошли годы. Но время не прекратило связей с Владыкой. Мы всегда помнили и чтили его память. Несколько лет назад моя тетя Наталья Сергеевна, человек глубоко верующий, соединившая когда-то нашу семью с Владыкой Сергием, позвонила мне:

– «Поедем в Мамонтовку на кладбище, поклонимся Владыке. Я говорила с отцом Александром, он объяснил, как проехать.»

Собрались и поехали. Едем, путаемся, просим дядю Сережу, чтобы помог доехать. Подъезжаем к храму в Пушкине, чтобы уточнить дорогу. Выходит настоятель и, как выясняется, он хорошо помнит Владыку, учился в семинарии в Одессе, когда Владыка был там ректором. С теплотой смотрит на меня и с громадным уважением и любовью вспоминает своего наставника. А мне он удивительным образом напоминает дядю Сережу, та же величественная осанка, та же манера держаться, даже мантия с теми же лиловыми отворотами. Благословляет нас и указывает путь. Это было посещение после длительного перерыва. Я будто перенеслась в прошлое и вновь ощутила благословление Владыки.

С тех пор это стало традицией, в день памяти архиепископа Сергия собираться всей нашей большой семьей на могиле Владыки. Панихиду служит наш любимый и родной отец Александр (Панков), и над притихшем погостом вновь раздаются так любимые дядей Сережей древние и святые слова молитвы. Когда к нам присоединяется матушка Анна, с ее удивительным голосом, тогда совершается чудо. Уходят горести, невзгоды, разочарования, и я опять возвращаюсь в далекое детство…

Часто мы наблюдаем, что, приезжая в ненастный день, неожиданно над погостом появляется солнце, и, кажется, Владыка приветствует нас.

У Бога все живы, и чем больше вспоминаешь и молишься о Владыке, тем больше знаков он тебе посылает. Вот несколько интересных историй, произошедших в последнее время.

Анна Михайлова-Вильчес, сестра моего мужа, в душе следопыт, побывав на могиле архиепископа, обнаружила в Интернете интереснейший материал о необыкновенном портрете Владыки, работы академика Василия Яковлева, времен Великой Отечественной войны. Эта единственная в истории Советской России двадцатого века картина, изображающая священнослужителя, молящегося за русское воинство. Связываюсь с сотрудниками Ярославского музея Аллой Аносовской и Альбиной Чикиревой. Они наши большие друзья, когда-то я с мужем делала музей Л.В.Собинова в этом чудесном волжском городе. Рассказываю эту историю, они знакомят меня с директором художественного музея, где хранится это полотно. Мне вручают диск с репродукцией портрета и копию текста о нем. Большое спасибо!

Привожу отрывок из этого текста:

«Живя в Москве, Сергий был очень дружен с художником Василием Яковлевым, с которым у них было очень много общего. Они оба любили музыку Бетховена и Баха, а также имели общие воззрения по многим философским направлениям.

22 июня 1942 года Василий Яковлев присутствовал на богослужении, которое вел епископ Сергий, прося Бога дать Победу Советской Армии. Епископ поразил художника своей величественной манерой ведения службы».

Свою картину академик живописи писал два года и закончил только в конце 1944-го. Полюбоваться столь масштабным произведением в мастерской художника приходили маршал Ворошилов, митрополит Крутицкий Николай, писатель Леонид Леонов и даже послы иностранных государств.

Работа была передана в дар Владыке.

Прибыв в 1964 году в Ярославль, уже будучи архиепископом, Сергий преподнес картину в дар художественному музею.

Из дарственной Архиепископа Сергия (Ларина):

«Прошу принять от меня в дар музею лично мне принадлежащую картину академика, художника Василия Николаевича Яковлева. Данная картина изображает момент произнесения мною патриотической проповеди на молебне о победе нашего оружия в годовщину Великой Отечественной войны, 22 июня 1942 года»…

И еще об одном уникальном даре Владыки Сергия хочется вспомнить. В 1955 году, будучи епископом Астраханским, он преподнес в дар Кафедральному собору Покрова Пресвятой Богородицы, самую почитаемую ныне святыню этого храма, икону – мощевик с частицами мощей многих святых и частью от Честного Древа Креста Господня.

Как-то неожиданно в нашей студии раздается звонок. Оказывается, это родственники мальчиков, изображенных на картине рядом с Владыкой, внуков епископа Анатолия (Филимонова), интересуются необыкновенным полотном и его местонахождением.

А в празднование 60-й годовщины Великой Победы эта масштабная картина (4 х 3 м) была выставлена в Москве в Центральном доме художника в рамках международного фестиваля «Интермузей».

Недавно звонит мне двоюродная сестра Машенька, дочь Натальи Сергеевны. Находясь в отпуске в старинном городе Тутаеве (Романов–Борисоглебск), где их семья бережно хранит память Старца отца Павла (Груздева), она сообщает:v

– «Оля, батюшка Сергий просит тебе передать, что в Ярославле состоялся вечер, посвященный Владыке».

– «Кто организовал его, как найти ведущего?»

Через некоторое время звонок. Вечер был о наследии архиепископа в области церковной музыки, ведущая – известный музыковед, доктор искусствознания Марина Рахманова. Сказать, что это был шок, ничего не сказать! Много лет мы проработали с мужем Владимиром Вильчес-Ногерол в музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Создали в содружестве с этим музеем множество экспозиций: музей Ф.И.Шаляпина, музей П.И.Чайковского, музей С.С.Прокофьева и ряд выставок, посвященных музыкальной культуре. А Марина Рахманова была все эти годы научным секретарем музея, поэтому мы часто общались и сотрудничали, неоднократно она посещала нашу студию. Но разве можно было представить, что судьба сведет нас еще раз, и это будет связано с Владыкой Сергием. Как сказала Марина, когда я связалась с ней:

– «Я не думала, что Владыка так быстро откликнется».

Из присланного текста выступления Марины я узнала, что Владыка не просто прекрасно знал и любил музыку, но был великолепным организатором именно церковного пения, ведущим переписку с лучшими регентами для получения всеобъемлющей информации и редких партитур. Еще одна грань таланта дяди Сережи открылась для меня.

Марина Рахманова, доктор искусствоведения:

«Надо отдать должное владыке Сергею, сколь бы пестрыми в стилистическом отношении ни представлялись ныне его репертуарные списки, они неизменно существуют не сами по себе, а в контексте той или иной службы и всегда содержат указания не только для регента (вернее, регентов обоих клиросов), но и для иереев, диаконов и всех вообще, участвующих в службе, включая описание богослужебных действий самого архиерея, включая наряду с пением и чтение, и передвижение по храму».

Архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий (Ларин).
Начало 60-х годов

Владыка Сергий.
Последняя фотография

Мамонтовка в 60-е годы

Подпись под письмом архиепископа Сергия (Ларина)

Памятник архиепископу Сергию (Ларину) на кладбище в поселке Клязьма.
Автор Народный художник России Олег Кирюхин

А совсем недавно, разбирая семейный архив, я нашла папку с пожелтевшими от времени страницами. И вновь нежданная встреча с Владыкой. Это оказалась статья, вы не поверите, «О правилах хорошего тона». И это в советской России в 60-х годах, в годы всеобщего нигилизма и насмешек над буржуазными предрассудками и хорошими манерами. Когда нормальным обращением к женщине от 16 до 90 лет было «девушка», а к мужчине любого положения «мужик». И так во всем. А здесь преклонного возраста священнослужитель хотел обратить внимание своих сограждан, что люди они, что есть история и традиции, уважение и приличие. Все-таки удивительным человеком был мой дядя Сережа – Владыка Сергий.

Отрывки из статьи:

«Меня не раз просили мои друзья, сослуживцы и родные, чтобы я высказался о хорошем тоне в применении его в наше время. Трудно что-либо сказать, так как времена меняются и обычаи с ними, но только отчасти, беря за основу обычаи страны и так сказать <...>, а также протокол дипломатических приемов, обычаи предков и рассуждения современников, я позволю себе высказаться на этот счет. К так называемому хорошему тону применима старинная римская пословица: «Habet saporem, colofem et odorem» («Имеет вкус, цвет и запах»), это, конечно, можно выразить фигурально, но она не утратила своей актуальности».

Сегодня, когда, к счастью, Православная Церковь в России возрождается, и справедливо говорится о втором Крещении Руси, хотелось бы вспомнить священников, служивших в самые тяжелые времена богоборческой власти. Архиепископ Сергий прошел невероятно сложный и трудный путь русского пастыря, защитника Веры. Были на этом пути и гонения, и тюрьмы, и лагеря. Были и метания в поисках пути Церкви, но всегда неизменным оставалась глубокая Вера и жертвенное служение Богу.

Отрывки из писем архиепископа Сергия к родным

«Здравствуйте, добрейший Олег!

Ваше письмо мне привезли в Ярославль. На днях у меня здесь была Инна и привезла письмо.

Я рад, что вы отдыхаете у родных в Расловке, но я, к сожалению, не смогу в этом году посетить места, близкие сердцу моему. Я уже отдых почти окончил и оставшиеся несколько дней хочу провести на юге. Обратно ехали через Днепропетровск, и я видел «подкову Днепрогэса» Это поистине грандиозное сооружение.

Но на будущий год очень хочу побывать в Расловке и повидать знакомых, родных.

Хочу передать привет Вале и поцеловать Олечку и всем моим родным. С искренней привязанностью и родственными чувствами.

8 августа 1967 г. Ярославль.

Здравствуйте, Валя и Олег!

Я с удовольствием получил Ваше письмо от 24 января.

Не скрою, я несколько соскучился по вам обоим. Буду рад видеть Вас у себя вместе с академиком Аркадием Бенедиктовичем примерно в 6 – 7 вечера на даче. Рад буду вопросы решать с ним.

Это время много писал, я занимаюсь усиленно своей диссертацией.

Для Олечки кое-что приготовил и, конечно, ее буду видеть рад. Шлю привет родителям Вали, моим родственникам. Наши приветствуют Вас.

С искренними и родственными чувствами.

8 февраля 1967 г.

Биография архиепископа Сергея (Ларина)

Родился в 11 марта 1908 г. в Санкт-Петербурге в семье банковского служащего.

В 1925 году окончил 5-ю Петербургскую гимназию.

С 1923 года прислуживает в различных храмах Ленинграда.

Иподиакон и дьяк Казанского собора в Ленинграде.

В 1930 году оканчивает Ленинградский Высший Богословский институт и одновременно историко-филологический факультет Ленинградского университета.

В 1930 году рукоположен в сан иерея.

В 1933 году пострижен в монашество и принят в число братии Тихвинского монастыря.

В 1933 году арестован и сослан на Волховстрой.

С 1933 по 1935 годы – настоятель Петропавловской церкви Волховстроя.

1935 год – освобожден и вторично арестован. Сослан в Дмитровлаг.

В 1938 году освобожден.

В 1938 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем храма Вознесения Христова в Сокольниках.

С 1938 года благочинный обновленческих храмов в Москве.

В 1941 году хиротонисан во епископы Звенигородские.

С 1942 года – председатель Московского епархиального управления Московской епархией.

В 1943 году отрекается от обновленчества и рукоположен во иеромонаха и иеродиакона Русской Православной Церкви.

В 1944 году хиротонисан во Владимирском соборе Киева во епископа Кировоградского. Викарий Одесской Епархии.

В 1945 и 1946 годах командировки в Югославию.

В 1946 году командировка в Румынию.

С 1946 по 1961 год служит епископом во многих епархиях России.

В 1961 г. возведен в сан архиепископа.

В 1961 году вошел в состав делегации Московской Патриархии на третью Генеральную Ассамблею Всемирного Совета Церквей, на котором Русская Православная Церковь принята в эту организацию.

В 1962 году архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Средней Европы.

В 1962 году защищает звание магистра богословия.

В 1964 году архиепископ Ярославский и Ростовский.

Скончался 12 сентября от инфаркта миокарда. Чин погребения совершался в храме Святителя Николая чудотворца в г. Пушкине. Владыка погребен на кладбище пос. Клязьма Пушкинского района Московской обл.

Олег Кирюхин. 1967 г.

Ольга и Наташа Кирюхины. 1960 г.

«Лето в деревне». Автор О.Кирюхин. 1967 г.

«Расловка». Автор О.Кирюхин. 1967 г.

Владыка Сергий в воспоминаниях современников

Епископ Василий (Родзянко)

«Это был человек, который, несомненно, был безгранично предан своей православной вере, Церкви и который, если нужно, был готов отдать все за это, что он и сделал впоследствии. В то же самое время он был очень мудрым и очень хорошо разбирался в обстановке и в людях. Он старался максимально использовать эту обстановку для того, чтобы помочь тем, кто невинно страдал…

Потом была еще одна встреча с владыкой в Лондоне. Он опять приехал во главе одной из церковных делегаций на этот раз для посещения Англиканской Церкви. Мы встретились с ним как давно уже знакомые. Это было, насколько я помню, совсем незадолго до его кончины. Он у нас ужинал, и мы вместе провели несколько часов. Он был у нас один, без сопровождающих. Так что только матушка, я и он, мы втроем ужинали и очень-очень откровенно беседовали. Он, конечно, и теперь учитывал обстановку, уже совсем иную, чем раньше. Я в это время уже был известным в России радиоведущим религиозных программ, которые он лично тоже слушал, знал о них. И вот тут он просто обратился ко мне с просьбой помочь: «Помогите сейчас Русской Церкви, скажите, пусть здесь пишут о нас, пусть говорят о нас, пусть защищают нас, потому что сейчас это единственное, что может помочь Русской Православной Церкви». И вот тут получился такой парадокс. Сначала, в Белграде, он мне лично помог и понял тогда мою позицию и помог нашим священникам, нашим верующим и Сербской Церкви. Здесь оказалось как раз противоположное – он оказался в трудном положении, а я был в таком состоянии, что я мог ему помочь благодаря данному мне микрофону».

Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин)

«Красочная личность, бывший обновленческий епископ, принятый в Патриаршую Церковь как простой монах и только потом вновь возведенный во епископы. Это был человек с крупными коммунистическими связями, но тем не менее независимый и осведомленный… Более часа мы с ним провели в интереснейшей беседе с глазу на глаз. Владыка Сергий с большой откровенностью стал рассказывать о происходящем в России, как за последние годы усилились гонения на Церковь, о массовом закрытии храмов, о насилиях, арестах и т.д. «Кто же главный виновник гонений?» – спросил я. «Хрущев, – категорически ответил архиепископ Сергий. – Это всецело его дело».

И тут же самым резким образом начал критиковать Хрущева не только за его антицерковную политику, но и за все его управление. Затем он продолжил: «Я знаю благодаря моим связям, что против него – всеобщее недовольство и даже в высших сферах. Так долго продолжаться не может. Должна быть перемена». Помню, как я был поражен смелостью, с которой «советский» архиерей высказывается о главе советского правительства, это был единственный случай такого рода, с которым мне пришлось вообще сталкиваться».

Митрополит Нестор (Анисимов)

«Дом Патриарха на Черном море, под Одессой, организовал архиепископ Никон (Петин). С большой помпой служил владыка Никон в Одессе, продолжая деятельность епископа Сергия (Ларина), который считал, что если папа Римский имеет в 300 человек хор, то православному епископу стыдно иметь менее 30. И хор при нем в кафедральном соборе Одессы был лучшим, и порядок был отменным. Епископ Сергий (Ларин) по своим знаниям – настоящий профессор, русский интеллигент, личность столь интересная, что с удовольствием с ним общался маршал Г.К.Жуков, которого Сталин сослал в Одессу после всех побед и почестей»

Характеристика деятельности владыки Сергия (Ларина) с сайта Православная Одесса

«На его долю выпало восстановление разрушенной войной епархии. Епископ открыл 3 монастыря в Одессе, один в Балте и один в Чигирине и добился выделения им земли. Он освятил верхний храм Успенского собора, преобразованного в кафедральный (так как Спасо-Преображенский кафедральный собор был взорван большевиками), и открыл в 1945 году пастырско-богословские курсы, через год преобразованные в семинарию».

Архимандрит Дионисий (Шишигин). Из книги о Патриархе Пимене

«По характеру епископ Сергий был строгий, хотя и отходчивый, его боялись. Любил пышность, был несколько помпезен, временами экстравагантен. Со всех требовал идеального порядка. Он приехал из Одессы с целой свитой и даже с собаками. Секретарем при нем был игумен Пимен (будущий Патриарх). Про своего секретаря епископ Сергий говорил, что если тот когда-нибудь станет архиереем, то будет гораздо более строгим в отношении к другим, чем он сам».

Иерей Александр (Панков)

С Владыкой я познакомился в Елоховском соборе на Патриаршей службе. Иподиаконов не хватало, и я служил и со своим Владыкой, и с епископом Сергием. Ему это очень понравилось, и я был приглашен им на постоянную службу. На что я ответил: – «Я однолюб». Он рассмеялся и заметил, что завидует такой преданности. Жизнь часто сталкивала нас, но особенно запомнилось, как Владыка приехал на торжества, проходившие в гостинице Украина. По ступеням поднимался необыкновенно величественный, высокого роста, аристократичный епископ. Надо отметить, что его облачения всегда были безупречны, как и необыкновенно торжественны и строги службы, проводимые им. Владыка был исключительно пунктуален и аккуратен во всем: начиная от небольшого чаепития и кончая торжественными службами. Прежде чем начать службу, он собирал заранее все духовенство, которое должно было сослужить ему и проводил репетиции, оттачивая все элементы до совершенства. Иподиаконы были настолько дисциплинированны, что не надо было ничего говорить, достаточно было одного взгляда. Владыка был большим любителем и знатоком церковного пения, у него была великолепная нотная библиотека и всегда лучшие регенты, с которыми вел переписку по всей России. Если ему нравилось какое-то неизвестное произведение, он связывался с настоятелями, и те присылали ему эти произведения. Владыка не жалел ни времени, ни средств на эти приобретения. И хор у него в Ярославле действительно был великолепен. Архиепископ Сергий выделялся и своим исключительным интеллектом, и глубоким знанием службы, и редким в те годы умением контактировать с самыми разными людьми.

М.Е.Губонин. Русский художник, историк Церкви

«Проведя юность свою среди архиереев старой формации, Преосвященный в совершенстве усвоил от них все внешние признаки величавости и сановитости, свойственные «князю Церкви»…

Зоя Масленникова. Известная правозащитница

Мне попала машинопись большого, страниц на семьдесят, письма двух священников, где они раскрывали тайны механизма, с помощью которого госбезопасность управляла всеми деталями церковной жизни. Авторы письма упрекали Патриарха и епископат в полном подчинении беззаконному насилию и призывали их пользоваться конституционными правами.

«Скажите, пожалуйста, Вам знакомо письмо священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана.

– Да, – отвечает спокойно и невозмутимо незнакомец, глядя на меня благожелательными серо-голубыми глазами.

– Мне хотелось бы знать, насколько это письмо справедливо, верно ли оно изображает положение дел в Церкви.

Собеседник отвечал с поразительной искренностью. Он говорил, что картина дана верно, однако письмо пользы не принесет, потому что Патриарх бессилен и вообще что-либо изменить сейчас нельзя. Важно хотя бы сохранить институт Церкви в безбожной стране.

Ответ незнакомца не был выгоден ему ни с какой точки зрения, ни с церковной, ни с лубянской, ни с правозащитной.

После этого мы познакомились. Оказалось, я разговариваю с архиепископом Ростовским и Ярославским Сергеем Ивановичем Лариным.

Нина Фортунатова

Из книги воспоминаний об отце Александре Мене «Память сердца»

«Иногда отец Александр собирал нас всех вместе в доме архиепископа Сергея Ларина. Там было двое детей – Алик и Коля, дети Голубцовы и мы с сестрой. Получалась целая музыкальная компания (все мы учились в музыкальной школе).

12 сентября 1967 г. умер владыка Сергий. На даче в Мамонтовке. Мы все, юноши и девушки, принимали активное участие в похоронах. Отец Александр (Мень) все время служил литии и панихиды. Приехал владыка Пимен, будущий Патриарх. Было много духовенства… За владыку Сергия (Ларина) молюсь до сих пор…

«Сенокос». Автор О.Кирюхин. 1967 г.

«Лето моего детства. Расловка». Автор Ольга Кирюхина. 1984 г.

«Река Сабля». Автор Оля Кирюхина. 1967 г.

При участии В.Вильчес-Ногерола


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Имена»]
Дата обновления информации (Modify date): 12.01.15 20:01