Из прошлого в настоящее

Роман Гершзон

Рассказ о потерянной общине
(Эссе)

К началу ХХI века почти прекратила свое существование когда-то процветавшая на Крымском полуострове уникальная еврейская крымчакская община. В 1990-х годах на территории бывшего СССР оставалось примерно 1,5-2 тысячи евреев-крымчаков, наиболее значительные группы крымчаков проживали в Симферополе, Севастополе, Керчи и Феодосии. В Российской Федерации до недавнего времени небольшие группы крымчаков проживали в Новороссийске, Москве и Ленинграде. С началом Большой алии 1990-х годов коренные крымские евреи переселились в Израиль, крымчакские землячества появились в Германии и США.

Мизрахи, который говорит по-русски, или Происхождение крымчаков

Существует несколько теорий происхождения крымчакского этноса. По наиболее ранней из них, выдвинутой в середине ХIХ в. П.Лякубом и А.Гаркави, крымчаки – это потомки евреев, которые с I в. н.э. начали селиться в Северном Причерноморье. В 1912 году С.Вайсенбергом была выдвинута гипотеза смешанного еврейско-хазарского происхождения крымчаков. В советские времена в достаточно осторожной форме было высказано никак не аргументированное, но отраженное в последнем издании Большой Советской Энциклопедии мнение о формировании крымчакского этноса на базе древнего первичного населения, принявшего иудаизм, с позднейшим вливанием хазарского, еврейского, итальянского и татарского эпизодических элементов (В.Дяченко, 1965).

Современные исследователи-этнографы сегодня приходят к выводу, что еврейская община Крыма, определившаяся во второй половине ХIХ века самоназванием «крымчаки», образовалась в ХI-ХIII вв. на основе слияния еврейской мигрантской общины из Малой Азии с местными иудейскими прозелитами и мигрантами из других регионов еврейской диаспоры Северного Причерноморья, существовавшей еще с I в. до н.э. (М.Куповецкий, 1989).

Практически до конца ХIХ века развитие крымчакского субэтноса определялось постоянной интеграцией в его состав новых групп еврейских мигрантов преимущественно из районов ближнего и дальнего Средиземноморья и Причерноморья, о чем, помимо исторических памятников, свидетельствуют и крымчакские фамилии средиземноморского и малоазиатского происхождения: Ламброзо, Пиастро, Мизрахи, Бакши и другие.

Рассказывают забавную историю о том, как когда-то в Израиль проведать родственников и друзей прилетел из Симферополя один из крымчакских Мизрахи. У служащих аэропорта Бен Гурион это вызвало неподдельное удивление, так как, в отличие от своих сефардских собратьев из Марокко, крымский Мизрахи говорил только на русском языке. Все попытки таможенников аэропорта заговорить с крымчаком на иврите, арабском или французском языках наталкивались на полное непонимание последнего. Согласитесь, у израильтян это вызывает удивление: еврей с сефардской фамилией Мизрахи, говорящий на русском языке!

Вряд ли сегодня точно можно установить, когда предки крымчакского Мизрахи прибыли на благодатную землю Крыма. Но «марокканская» фамилия крымчака свидетельствует о том, что его еврейские предки прибыли в Крым с североафриканского побережья Средиземного моря, вероятно, в достаточно отдаленные от нас времена.

История народа

Исследователи крымчакского этноса единодушны в существовании тесной связи крымчакского происхождения с этническими последователями иудаизма в Северном Причерноморье. Первые эпизодические свидетельства существования в регионе еврейских общин относятся к I в. н.э. А уже в конце VII в. византийский хронист Феофан писал о значительной еврейской общине в районе Фанагории (современная Тамань), очевидно, мигрировавшей из Византии.

Важным моментом этнической истории евреев Крыма стал захват региона в конце VII века могущественным Хазарским каганатом, руководство которого в VIII веке приняло иудаизм. С этого времени еврейская община Крыма увеличивается как за счет других этнических групп каганата, принявших иудаизм (тюркоязычные хазары, ираноязычные аланы и другие), так и за счет еврейских мигрантов из Византии и Арабского халифата.

Определяющим в процессе становления крымчакской общины, считавшейся сторонницей талмудизма и ортодоксального иудаизма, стало их отделение во второй половине XIII века от сектантов-караимов Крыма. Об этом драматическом событии сохранились записи в караимских письменных источниках. В них сторонники талмудизма названы «раббанитами». Название крымчаков «крымские раббаниты» сохранялось до середины ХIХ века, когда в результате царской переписи «раббаниты» получили свое нынешнее название «крымчаки».

В ХIII-ХV веках активизировалась деятельность генуэзских и венецианских купцов, создававших свои поселения в Крыму. В это время полуостров превратился в важный транзитный центр на торговых путях Европы и Азии, что вызвало экономический подъем региона и приток еврейских мигрантов из стран Ближнего Востока, а также из Италии и Византии.

В результате перехода южной части Крыма под юрисдикцию Османской империи в конце ХV в. здесь начали селиться еврейские беженцы из Испании, Германии и, предположительно, небольшие группы славяноязычных евреев-ханаанитов, бежавших из Великого княжества Литовского. Значительный приток мигрантов отмечался вплоть до ХIХ века из Турции, а также регионов Кавказа, Восточной Европы и Персии.

Особо следует отметить выкуп крымчаками еврейских пленных, захваченных крымскими татарами во времена их многочисленных набегов на украинские и польские земли. Многие бывшие еврейские пленные также становились членами крымчакской общины. Справедливости ради следует отметить, что еврейские пленные часто выкупались на невольничьих рынках Крыма совместно с представителями раббанитской и караимской общин. И несмотря на обвинения караимов в сектантстве и ереси отношения двух общин Крыма были в то время достаточно тесными и теплыми.

В позднем Средневековье евреи-раббаниты то широко расселялись по всему Северному Причерноморью, то выбирали для проживания один или несколько относительно крупных населенных пунктов, преимущественно в Крыму. Так, хроники 1475 года отмечали единственную крупную общину евреев-раббанитов в городе Кафа (Феодосия). Первая половина ХVI в. характеризовалась еще большей консолидацией крымчакской общины и переселением подавляющего большинства ее членов в Карасубазар, нынешний Белогорск, где, по данным турецкого путешественника Челеби, в середине ХVII в. существовала самая крупная община евреев-крымчаков.

Карасубазар оставался экономическим и духовным центром крымчакской общины на протяжении трех столетий. Наряду с Карасубазаром к началу ХIХ века небольшие группы крымчаков жили также в Бахчисарае, Кафе, Мангупе, Эски-Кермене (Солхате), Темрюке и Тамани.

В царские времена все крымчаки жили в городе Карасубазаре, им было запрещено жить в других местах. Существовал строгий запрет для крымчаков даже временно появляться в местах передвижения и проживания царской семьи и других высокопоставленных лиц в Крыму. Алушта, Ялта, Симферополь, Севастополь и другие города были закрыты для проживания и посещения крымчаков. Существовал полный запрет для крымчаков на получение высшего образования в России. Что касается военной службы, то значительную часть мальчиков-крымчаков принудительно забирали в кантонисты и так же принудительно крестили в армии. В частности, отец писателя Сельвинского происходил из таких кантонистов.

Несмотря на ограничения и преследования крымчаков, как и других евреев России, ХIХ век стал периодом расцвета их общинной жизни. Резкое снижение смертности в это время привело к значительному росту численности крымчакского этноса с двух тысяч в 1870 году до семи тысяч в 1913 году. Многие крымчакские семьи, занимавшиеся преимущественно мелким ремесленничеством, в это время покидали Карасубазар и перебирались в быстро растущие Симферополь, Евпаторию, Севастополь, Феодосию и Керчь. И если в 1870 году в Карасубазаре проживало более 90% крымчаков, то в 1913 году – менее тридцати процентов.

Нарушение компактности крымчакского расселения на рубеже ХIХ – начала ХХ веков стало началом разрушения традиционного общинного уклада и устоявшихся социальных связей. Установление в 1920 году советской власти в Крыму сказалось на этнокультурном развитии крымчаков, численность которых по данным переписи 1926 года составляла шесть тысяч человек. В это время была практически разрушена дореволюционная система общественной жизни крымчаков, включая благотворительность и общественную взаимопомощь, закрыты почти все крымчакские синагоги, мидраши и талмуд-тора в Карасубазаре.

Одновременно начался примерно десятилетний период создания и развития общинных крымчакских структур на основе национально-культурной автономии. Были созданы три крымчакские школы в Карасубазаре, Симферополе и селе Табулды, открыты крымчакские клубы и культурно-просветительские общества, в 1926 году выпущен первый крымчакский букварь с использованием латинского алфавита. Но уже в середине 1930-х годов советские власти закрыли все крымчакские клубы и общества, а в конце десятилетия – и крымчакские школы.

Фашистский геноцид периода Второй мировой войны нанес тяжелейший удар по крымчакской общине, в период катастрофы было уничтожено около 70% из 10 с небольшим тысяч крымчаков, проживавших тогда в СССР.

По данным переписи 1959 года, из проживавших в Крыму 1,5 тыс. крымчаков две трети проживали в Феодосии, Севастополе, Керчи и Симферополе. К этому же периоду относится официальное выделение самостоятельной «крымчакской народности», законодательно оформленное поставлением Верховного Совета СССР в конце 1955 года. Основным в просьбах об официальном выделении крымчаков в самостоятельную национальную структуру в эпоху оголтелого государственного антисемитизма в СССР было желание определенной части населения изменить запись о национальности в паспортах и, по большому счету, не афишировать свое еврейское происхождение.

Со второй половины 1970-х годов значительно усилились тенденции послевоенного этнического развития крымчакской общины: полный переход на русский язык как язык внутриобщинного общения, консолидация и слияние с ашкеназской общиной и ассимиляция с окружающим русскоязычным населением. Большая алия в Израиль начала 1990-х годов способствовала тому, что значительная часть крымчакской общины переехала на постоянное место жительства на Святую Землю.

Нравится нам это или нет, но сегодня крымчаки как специфическая еврейская этническая общность, в большей своей части, уже отошли в область преданий и этно-исторических исследований.

Родной язык

Сегодня в Израиле официально не существует крымчакской этнической общины, как, например, в Крыму, где в Симферополе действует общество крымчакской культуры «Кърымчахлар». Возможно, это потому, что израильские крымчаки к настоящему времени практически потеряли свою этнокультурную специфику, ассоциировавшись с ашкеназской общиной и культурной израильской средой.

В свое время, еще в период до монголо-татарского завоевания Крыма, языковая неоднородность еврейских мигрантских групп Крыма, влияние иврита как языка молитв и проживание в тюркоязычной среде способствовали созданию своеобразного еврейско-крымчакского разговорного диалекта. Этот диалект длительное время был разговорным языком крымчакской общины, но практически не сохранился в этом качестве до наших дней. Значительная часть крымчаков в советское время не только ассоциировалась с ашкеназами, но и ассимилировалась в русскоязычной среде. Родным языком крымчаков к середине XX столетия стал русский язык, к началу 1990-х годов лишь отдельные престарелые лица крымчакской общины владели когда-то родным для крымчаков уникальным крымчакским этнолектом – разновидностью крымско-татарского диалекта тюркского языка.

Отдельные энтузиасты крымчакской общины Симферополя сегодня пытаются восстановить язык предков. Насколько они смогут преуспеть в этом благородном деле, покажет будущее. Пока что с сожалением приходится говорить о том, что уникального крымчакского языка в практической жизни еврейской общины Крыма и диаспоры больше не существует.

Крымчакский Холокост

«К 1944 году немцы уничтожили большинство из живших в Крыму 40 тысяч ашкеназских евреев и 10 тысяч крымчаков. Караимов немцы не тронули» (М. Гилберт, 1997). Значительная часть евреев Крыма, уничтоженных фашистами в период оккупации, похоронена на месте их расстрела в декабре 1941 года в братских могилах возле Симферополя на десятом километре Феодосийского шоссе. Здесь покоятся ашкеназские евреи и крымчаки из Симферополя и его окрестностей. На месте гибели евреев в октябре 2002 года был поставлен памятник, средства на который собирало практически все еврейское население автономной республики.

Вместе со сбором средств на памятник в Крыму шла подготовка книги «Долг памяти», где устанавливали имена расстрелянных на десятом километре ашкеназов и крымчаков. Авторы издания с сожалением констатировали, что к моменту завершения книги было установлено только 1101 имя из 14 тысяч расстрелянных на Феодосийском шоссе. В феврале 2003 года Книга памяти была передана в мемориал «Яд ва-Шем».

Из поколения в поколение передается в Крыму сказание о чудесном спасении от гибели крымчаков города Керчь в декабре 1941 года. К этому времени ашкеназские евреи города уже были расстреляны, на очереди стояли крымчаки. И тогда несколько уважаемых деятелей крымчакской общины, Исаак Кайа, Захар Борохов и другие, отправились прямиком в керченское гестапо. Там они встретились с гестаповским начальством и, сознательно пойдя на обман ради спасения людей, стали говорить гестаповцам, что крымчаки – это те же караимы, получившие в своей время индульгенцию от гитлеровцев на жизнь. И, мол, на расстрел крымчаков-караимов приказа из Берлина не было. Сработала фашистская бюрократическая машина, в Берлин был послан запрос, а до решения вопроса расстрел был отложен.

В то же время произошло событие, которое иначе как чудом назвать было нельзя. Начался знаменитый керченский десант, одна из немногих наступательных операций Красной Армии начального периода Великой Отечественной войны. В декабре 1941 года город Керчь был временно освобожден Красной Армией и крымчакское население эвакуировали через Таманский пролив на советскую территорию. Так были спасены несколько сотен керченских крымчаков, – одно из немногих чудес еврейского спасения в мировой войне.

Грустное заключение

Материалы для подготовки этой статьи мне любезно предоставил житель Иерусалима профессор Давид Борохов, сын крымчакского просветителя Захара Борохова. Выражая искреннюю признательность профессору Борохову, хотел бы рассказать, что он обладает сегодня уникальным архивом крымчакской общины, наверное, единственным в своем роде. Часть материалов – это рукописи, копии исторических документов, составленные отцом профессора, остальное – уникальные литературные источники и книги.

Сам профессор Давид Борохов, немолодой уже человек (как говорят в народе «до ста двадцати!»), скептически настроен в отношении своего архива крымчакской общины: – «Во-первых, – это никому не нужно, во-вторых, большую часть этих материалов можно найти в архивах и музеях бывшего СССР».

Только кто будет сегодня разыскивать архивные крымчакские материалы на просторах бывшего СССР, если даже собранные в одном месте в иерусалимском районе Неве-Яков эти документы мало кого интересуют…


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Израиль»]
Дата обновления информации (Modify date): 18.02.15 22:19