Книжные проекты

Далимир Гайко

Размышление над книгой Йозефа Лайкерта «Бренность»

Человек воспринимает, чувствует, слушает, человек ощущает себя обнажённым в мысли и в убеждении. Такой обнажённый в человеческом понимании. Что только не движет его мыслью, сколько он выстрадает, что только не заплачет в его бренности, прежде чем ответит поэт. Коловращение грязи, шрамов, визга инстинктов, неизбывной, постоянной боли... Рождение смерти. «Жизнь хочет вернуть всё то, что одолжила».

Поэзия для Йозефа Лайкерта – это тихая исповедальня. Не ветхая ива, но и не громогласная труба, а тихое складывание вещей по порядку (не вечному, только своему), дыхание весёлого и грустного времени, которое лениво, без отдыха протекает вокруг нас, незаметное, обманчиво бессмысленное, немного уставшее от болтовни, но всё же роковое сопровождение. Но поэзия для него – это и любопытная дама, требовательная, нетерпеливая и докучающая, которая самоуверенно спрашивает, что такое надежда, что такое вина, что такое грех, что такое любовь. Что такое вековечная справедливость. И что такое неизбежный конец. Что надо сделать, чтобы жизнь не была только «большой мусорной корзиной» благих и ещё лучших намерений. Что надо сделать, чтобы наш взгляд в возвышенную даль не был взглядом в пустоту, чтобы наши шаги не были шагами по бесплодной земле. Ответ должен прийти. Ибо экзистенциальная осуждённость на свободу не знает компромиссов. Наша свобода – это наша судьба.

Стихи и стихосложение Йозеф Лайкерт понял как путь – путь, который никогда и нигде не кончится. Он не означает для него замкнутого собрания слов и образов, это не окаменелость мыслей, не набросок мировоззрения, но и не окончательно, раз навсегда завершённое высказывание. Экономность его метафоры не означает раздражительности, скупой стих не означает мелочной строгости, законченность идеи не означает невнимания к другим идеям, тихий характер – не глухота. Не только люди, но и мысли, и даже вещи живут своей собственной, аутентичной жизнью. Поэт хочет раскрыть то, что скрыто за пеленой явлений, за тем, что нам предлагают органы чувств. Но при этом он даже намёком не отвергает реальность чувственного мира, видит его прямолинейную, нередко жёсткую красоту и импульсивность, его скупую, ненавязчивую прелесть и его сущностное, ласковое понимание нашей малой человеческой повседневности.

Путь стихов – напоминающий жизненный путь – часто извилист, с непостижимыми поворотами. И многие мосты, через которые он ведёт, перекрывают глубокие пропасти предательства. На этом пути нам встретится не одно тёмное место, мы пересечёмся с дорогами не только ласкового добра, но и спесивого зла. По нашему пути мы продираемся как с надеждой, так и с неуверенностью. Мы шагаем: кто-то твёрдо и самоуверенно, гордым маршем перед глазами поклонников, кто-то – шатаясь от недоверия, а ещё кто-то – медленно и боязливо, со страхом за своё существование. Но все к одинаковой цели. Конечной и неотвратимой. Вера и «мечта коснуться неба» не раз смогут нас вывести из ущелий недоверия, страха и неуверенности, из канавы лицемерия, злобы и сомнения, подобно маленьким и нежным пастушкам, этим любвеобильным буколическим фигуркам, что неустанно и с вечной улыбкой гонят своих преданных овечек по лугам и пастбищам этого мира к неотвратимой, жестокой и редко желанной цели. Но за всей нашей верой и искренним желанием «коснуться неба» нас подстерегает с грозящим перстом болезненная потребность постоянно отвечать, знать, уметь... Желание измерить время. Отвечать себе самому, главным образом себе самому. Видеть себя в зеркале своих морщин. Именно эта потребность – это наше роковое хотение, именно она бывает часто скрытым источником наших сомнений. Она бывает порой и истоком нашей гордости. В самом деле, действительно, правомерно ли, спрашивает поэт Йозеф Лайкерт.

Незначительность и величие человека, начало и итог пути – и всё то, что предательски дремлет между ними: анонимные удары судьбы и тихое помилование, безрезультатно обгрызенные ногти нашего нетерпения, каждодневное утешение желаний, просьбы о прощении. Всем тайнам нашего существования могут ответить стихи.

Отчуждение человека от самого себя, своей жизни, своей миссии, своих проектов и конечной цели бытия – несомненно, великая тема поэзии. В «Бренности» Лайкерта эта тема обманчиво на втором плане, она тихо тлеет у корней слов. Но каждая строка в книге, которая рассказывает и о тяжести земли, и о лёгкости собственной тени, о затаённых пороках и о жизни деревьев, о волосах девушек и поте глаз, – это стихи о нас самих, о нашей полуобнажённой жизни, которая отчуждается от нас в нашей обыденности, в нашей забывчивости. В нашем невежестве, в нашей поверхностности отношений... Мы отчуждаемся от самих себя на пёстрой сцене жизни, на которой, словно в кабаре, непристойность смешивается с красотой, достоинство с ненавистью и хитрость – с искренностью. Человек их не может переварить. Их переварит только поэзия. Ибо поэзия – живое пламя нетерпеливости добра, зрение слепого, насыщение голодного. В поэзии сгорит и боль нашего отчуждения. Ибо стихи нам приносят познание непознаваемого, это путь по полю жизни.

Стихи Лайкерта – не только путь, но и ответ. Путь к ответу.

Перевод со словацкого Наталии Шведовой


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 26.02.15 21:31