События

Торжества в Национальной Галерее Армении

12 октября 2013 года в Национальной галерее Армении в Ереване произошло два важных события: на стене здания галереи, выходящей на главную площадь столицы, была установлена и торжественно открыта мемориальная доска с бронзовым изображением основателя галереи и ее первого директора Рубена Григорьевича Дрампяна (автор доски – скульптор Гетик Багдасарян) и музей получил от дочери Р.Г.Дрампяна, доктора искусствоведения Ирины Дрампян, ценный дар – картину Марка Шагала «Дача в Заольшье. Интерьер».

Мемориальная доска Рубену Григорьевичу Дрампяну

Картина Марка Шагала «Дача в Заольшье. Интерьер»

* * *

Рубен Дрампян (1891 – 1991) принадлежит к той замечательной плеяде деятелей армянской культуры – ученых, писателей, архитекторов, художников, музыкантов, артистов, – которые в один из самых тяжелых для нашего народа периодов, в 20-е годы прошлого столетия, оставив свою, уже налаженную жизнь в различных городах мира, приехали в Ереван с единой целью: способствовать возрождению своей страны и своей национальной культуры.

Получив от правительства Армении приглашение организовать в Армении художественный музей, Р. Дрампян, возглавлявший тогда Отдел запасных коллекций Русского Музея в Петрограде, осенью 1924 года переезжает в Ереван и энергично включается в нелегкую работу по созданию Музея.

Здесь следует отметить, что в небольшом губернском городе Российской империи, каким был Ереван до образования Первой республики (тогда он именовался Эриванью), почти не было ни художественной интеллигенции, ни богатых меценатов, а, следовательно – и частных, либо государственных коллекций, которые могли бы лечь в основу будущего музея. В 1921 году правительством Армении для будущего музея было закуплено два десятка работ с Первой выставки армянских художников в Ереване, которые, однако, за отсутствием помещения, не экспонировались, а сама коллекция почти не пополнялась.

Ровно год спустя после переезда Р.Дрампяна в Ереван, в ноябре 1925 года, в результате его напряженной работы по ремонту выделенных под музей залов (что в те годы было нелегким занятием), по приобретению произведений искусства и их развеске, музей был открыт для посетителей. В домашнем архиве Р.Г.Дрампяна сохранилось его письмо, написанное в дни открытия музея. «...После невероятно затянувшегося ремонта и развески Картинная галерея открыта. Мне самому трудно судить, как получилось, но одно то, что мы сейчас помещаемся в семи комнатах, помещение приведено в надлежащий вид: стены и полы выкрашены, чисто, – все это уже должно произвести впечатление на нашу публику.»

Р.Г.Дрампян возглавлял Музей на протяжении неполных 30 лет. И именно в эти годы, благодаря его энтузиазму, энергии, безупречному вкусу, дружеским отношениям с армянскими и русскими художниками, а также с сотрудниками главных художественных музеев Москвы и Ленинграда, ему удалось сформировать богатую коллекцию Национальной галереи, состоящую из трех основных отделов: армянского, русского и западноевропейского. При нем определился художественный облик музея, высокий качественный уровень всего собрания.

Неоценим вклад Р.Г.Дрампяна в формирование главного отдела музея – отдела армянского искусства. В соответствии с его замыслом, экспозиция отдела начинается с памятников средневекового искусства. Для осуществления этого проекта в 1936 году он приглашает для работы в Музее автора нового тогда, передового метода документального копирования фресок, крупного специалиста по древнерусской живописи, свою коллегу по Русскому музею, Лидию Александровну Дурново, для копирования памятников средневековой армянской фресковой живописи. Открывающие отдел армянского искусства созданные Л.А.Дурново копии (некоторые из которых, в связи со все ухудшающимся состоянием сохранности самих подлинников, приобрели ныне значение оригиналов) позволяют зрителю в залах Национальной галереи ознакомиться с находящимися в разных районах страны памятниками монументальной живописи средневековой Армении; а копии, сделанные с миниатюр, украшающих древние рукописи, – и с историей армянской книжной живописи.

Другим бесценным и своевременным приобретением Дрампяна для Музея оказались произведения великого армянского художника XIX века, портретиста Акопа Овнатаняна, фактически вновь открытого им и спасенного для истории нашего искусства. Проживавший в Тифлисе и пользовавшийся в свое время большой популярностью у представителей армянской буржуазии Акоп Овнатанян был забыт в конце XIX века, а то, что он не имел обыкновения подписывать свои работы, открывало в первой половине XX столетия широкую возможность приписывать его замечательные портреты никогда не существовавшим «неизвестным», мифическим, но тем не менее грузинским (?!) художникам. Благодаря усилиям Дрампяна около 70 портретов Акопа Овнатаняна было выявлено в тифлисских (и не только) армянских домах, приобретено для музея и таким образом живопись его была спасена для армянского искусства. Эта коллекция составляет ныне особую гордость армянского отдела.

Важно отметить, что приобретая картины армянских мастеров, Дрампян исходил, прежде всего, из художественной ценности самих работ и из осознания того, что в главном (а тогда и единственном) художественном музее Армении должны быть объективно представлены все наиболее значительные армянские живописцы, скульпторы и графики, независимо от его собственных художественных пристрастий. И сегодня в Национальной галерее собраны более двадцати картин И.К.Айвазовского, работы Г.Башинджагяна, В.Суренянца, С.Агаджаняна, Е.Татевосяна, М.Сарьяна, Г.Якулова, А.Коджояна, В.Гайфеджяна, С.Аракеляна, А.Гарибджаняна, А.Бажбеук-Меликяна, Е.Кочара, скульптора А.Гюрджяна, графика Э.Шаина и многих других мастеров, признанных теперь классиками армянского искусства.

Отдел русского искусства Национальной галереи можно без преувеличения назвать одной из интереснейших коллекций русского искусства. Она открывается портретами живописцев и скульпторов последних десятилетий XVIII и первой половины XIX веков. Но наиболее интересную часть коллекции, несомненно, составляет собрание русской живописи конца XIX – начала XX веков. Здесь мы видим работы крупнейших мастеров этого периода – И.Е.Репина и В.И.Сурикова, И.И.Левитана и В.А.Серова, М.А.Врубеля и К.А.Коровина, Ф.А.Малявина и М.В.Нестерова. Прекрасными произведениями представлены в галерее художники группы «Мира искусства» и художники столь ценящегося теперь во всем мире русского авангарда – М.Ф.Ларионова, Н.С.Гончаровой, В.В.Кандинского, М.З.Шагала... Многие из этих работ Р.Г.Дрампян приобретал у самих художников. И, – что важно отметить, – даже в годы пресловутой борьбы с формализмом, работы эти не снимались из экспозиции музея.

Отдел западного искусства включает четыре крупнейшие школы европейской живописи – итальянскую, фламандскую, голландскую и французскую, а также собрание прикладного искусства и коллекцию графики. И это – не случайное собрание третьесортных работ, а произведения выдающихся мастеров; достаточно перечислить некоторые из имен: Я.Тинторетто и Ф.Гварди, П.П.Рубенс, А.Ван Дейк и Я.Йорданс, Я.Ван Гойен и П.Клаас, Ж.-О.Фрагонар, Г.Робер, Г.Курбе, Т.Руссо, Н.Диаз де ла Пенья, А.Монтичелли...

Не ставя перед собой цели в рамках небольшого сообщения перечислить имена даже наиболее выдающихся мастеров, работы которых украшают коллекцию Национальной галереи Армении, отметим лишь, что, благодаря Р.Г.Дрампяну, мы имеем в нашей столице первоклассный музей, которым по праву гордимся и которому могут позавидовать значительно более крупные города и более богатые страны.

Рубен Дрампян прожил долгую жизнь, почти полных 100 лет, до конца своих дней сохраняя ясность мысли и трудоспособность. Он был не только музейным деятелем, но и историком искусства, перу которого принадлежат первые монографии о целом ряде крупнейших армянских мастеров – Акопе Овнатаняне, Егише Татевосяне, Мартиросе Сарьяне, Акопе Коджояне, Акопе Гюрджяне, Александре Бажбеук-Меликяне, одно из первых исследований средневековой армянской книжной миниатюры и первое – о живописи XVII - XVIII веков. Он был также и художественным критиком, чей острый глаз безошибочно выявлял талантливых молодых художников. Долгие годы он преподавал в Художественном Институте историю искусств и пользовался особой любовью и уважением своих студентов.

Но когда в последние годы его спрашивали, что было самым важным в его жизни, он отвечал: переезд в Армению и создание в Ереване Художественного музея.

Ниже мы представляем отрывки из выступлений ряда участников научной сессии, организованной 2-4 июня 1996 года Национальной галереей Армении, посвященной памяти ее основателя и первого директора (1924 – 1951) Рубена Григорьевича Дрампяна, которые восстанавливают его облик – гражданина, патриота, человека.

Из выступления искусствоведа Генриха Игитяна, директора Музея современного искусства:

«Перенесемся мысленно в 20-е годы... Разруха, нищета, болезни, голод, холод, беспризорные дети, о крыше над головой и мечтать нечего. В эти дни руководство небольшой Эриванской губернии, превращенной в самостоятельную республику – Советскую Армению, принимает решение о создании в столице Государственного музея Армении.

Фантастика и только!

Людям есть нечего, людям жить негде, а они (это “утопическое” правительство) думают о музее, университете, театре, художественном училище... Самое интересное то, что эти мечты не только реализовались, но и превзошли в дальнейшем все ожидания.

Деятельность Рубена Григорьевича Дрампяна приобретает исключительное значение, когда рассматриваешь ее на фоне бедственного состояния нашей страны, народа, культуры. В сравнении с большими городами тогдашнего Советского Союза, которые были средоточием экономических, культурных и художественных ценностей, у нас тогда было значительно меньше возможностей для дальнейшего развития. Но, несмотря на это, у нас появился музей, считавшийся одним из самых лучших, (после музеев Москвы и Ленинграда) в огромной стране, составлявшей некогда 1/6 часть земного шара. И это – во многом благодаря именно усилиям Рубена Дрампяна, отдавшего великому делу лучшие годы своей жизни.

По существу, Рубен Григорьевич был первым и длительное время единственным диагностиком в национальном искусствознании.

Профессия искусствоведа, критика, музейного деятеля необыкновенно интересна, но неблагодарна, и часто незаслуженно предается забвению. Спросите ереванцев, кто является создателем Национальной галереи Армении. Вряд ли получите правильный ответ. А ведь в мире очень мало личностей, имевших счастье создать музей, да и то такой значительный, как Национальная галерея Армении. Нередко возвеличивая ту или иную фигуру, мы оставляем в тени того, кто действительно заслуживает внимания.

Идея создания музея материализовалась человеком, обладающим широтой культуры, эрудицией, вкусом, точным чутьем собирателя и огромной любовью к искусству... То были счастливые годы. Представляю, с каким трепетом и благоговением Рубен Григорьевич собирал, закупал, выпрашивал очередные экспонаты для пополнения экспозиции, как бережно перевозил каждый шедевр, как делился этой радостью с друзьями и коллегами. Но менялось время. Революционная эйфория испарилась. Гидра революции меняла кожу, бесконечную кожу необольшевизма, поглощая лучших представителей своего народа. Далеко не всегда судьба Рубена Григорьевича складывалась удачно. Уцелел он, наверное, потому, что первый секретарь ЦК Армении любил посещать галерею. Тем не менее, невежественные интриганы, неучи и завистники – постоянные спутники любой созидательной личности – регулярно “украшали” его, и без того нелегкую жизнь. Страшно не то, что невежественные карьеристы делали существование Рубена Григорьевича невыносимым, а то, что никто не защитил, никого не оказалось рядом, – то ли от эгоистической трусости, то ли от сволочного безразличия. В 1951 году его освободили от должности директора (его место занял циничный, бездарный карьерист), понизив его до должности зав. отделом, а в 1954 году он навсегда покинул стены родного детища.

От этого пострадала, прежде всего, Государственная картинная галерея, в фонды которой хлынуло огромное количество псевдоклассической, псевдонациональной халтуры соцреалистического происхождения, от которой просто не было избавления. Критерии высокого искусства с таким трудом и стараниями установившиеся в храме искусства, разрушались усилиями безграмотных директоров и членов ученого совета, командируемых бездарным руководством Союза художников.

Но искусство в Армении продолжало развиваться. Возникла совершенно естественная необходимость создания Музея современного искусства.

Я совершенно уверен, что без учета огромного опыта, оставленного нам в наследие Рубеном Дрампяном и лучшими мастерами старшего поколения, не родился бы в Армении Музей современного искусства.

Думаю, стоит в Национальной галерее Армении открыть мемориальный зал, посвященный ее создателю и эпохе, в которую была создана Сокровищница национальной культуры.»

Из выступления графика и живописца Владимира Айвазяна, члена Союза художников Армении:

«Р.Г.Дрампян был не только музейным работником, замкнувшимся в тиши музейных залов. Он одинаково любил и искусство прошедших времен, и современное искусство. Он живо интересовался текущим художественным процессом, заинтересованным взглядом следил за творчеством своих современников, особенно армянских, как маститых, так и совсем молодых (многие из которых были его учениками) и с безошибочным художественным чутьем определял их творческие возможности.

Я глубоко убежден, что настоящий музейный работник – редко встречающееся дарование, он должен в равной мере обладать тремя качествами: верным глазом, безупречным вкусом и неукротимой страстью к коллекционированию. Таким был Рубен Григорьевич. За годы своей работы в музее он приобрел все ценное, что было создано армянскими художниками в Ереване. Пройдитесь по залам армянского искусства Национальной галереи и вы убедитесь в этом.

Когда миллиардер в течение десятилетий приобретает с художественных аукционов за десятки или сотни тысяч долларов произведения искусства, строит для них музей и затем дарит городу коллекцию, он совершает благородный поступок, акт меценатства. Но когда в маленькой бедной стране, разоренной войной и революцией, один человек с крохотными денежными средствами, благодаря своему исключительному дарованию музейного работника, а также личным знакомствам и уважению к себе со стороны сотрудников крупнейших музеев и художников, создает великолепный музей, это уже нечто качественно иное. Это не просто меценатство. Это – подвиг. И можно сказать: вся жизнь Рубена Григорьевича Дрампяна – подвиг.»

Из выступления живописца, графика и искусствоведа Николая Котанджяна, ведущего научного сотрудника Института искусств АН Армении:

«Жизнеспособность любой художественной школы во многом обусловлена преемственностью ее национальным традициям. Для армянского искусства эта преемственность периодически становилась предметом специальной заботы, так как в силу исторических обстоятельств последовательный ход его многовекового развития неоднократно насильственно прерывался. Проблема восстановления прерванного процесса, естественного течения национальной культуры и, в частности, искусства, особенно остро встала в Армении в конце 20-х годов XX столетия. И была успешно разрешена. Этот процесс возрождения национальной традиции, начавшийся в 20-х годах, предопределивший характер более чем полувекового развития армянского искусства, привел к созданию национальной школы армянского искусства, признанной одной из самых передовых в бывшем Советском Союзе. Этому успеху способствовали три обстоятельства. 1. Переезд в Армению большой группы талантливых художников- армян, развернувших в стране активную творческую деятельность и, следовательно, создавших благоприятную художественную среду. 2. Открытие в Ереване художественного техникума с высоким уровнем преподавательского состава. 3. Рождение в Ереване замечательного художественного музея, созданного благодаря энергии, энтузиазму, таланту, знаниям и вкусу его собирателя, Рубена Григорьевича Дрампяна.

Музей сыграл наиболее важную роль в сложении армянской национальной школы искусства. Он создал особое эстетическое поле, ценность которого была не только чисто просветительского характера. Собрание музея, благодаря высокому художественному уровня работ, стало подлинной школой высокого профессионального мастерства, ибо в отличие от литературы, музыки или кино, изобразительное искусство, лишенное возможности адекватного тиражирования, полноценно воспринимается лишь в оригиналах. И эти оригиналы вот уже 70 лет служат для молодых художников высокой планкой мастерства.»

Из выступления художника Карлена Ацагорцяна, члена Союза художников Армении:

«Не говоря об искусствоведческих работах Р.Дрампяна, начиная от Овнатаняна до Бажбеука, считаю своим долгом сказать два слова о нем как о человеке. Шахазиз говорил: сначала гражданин, потом только поэт. Я же осмелюсь сказать: сначала человек, потом все остальное, сколь бы понятия “человек” и “гражданин” ни были взаимосвязаны. Мягкий характер Дрампяна, его чарующая улыбка заставляли забыть об определенной вежливой отчужденности, обычной в отношениях с учителем, давая место более высокому чувству любви. Мы любили его, так как не могли не любить. Любили в ответ на его христианскую, всепрощающую любовь к нам, от которой мы становились лучше.

Р.Дрампян любил и искусство, как любил и людей. Мы часто встречали Рубена Григорьевича в музее, и я могу с уверенностью сказать, что он здоровался с картинами, расспрашивал об их самочувствии. В его взгляде была такая теплота, которую можно было сравнить разве что с нежностью матери к своему младенцу. Можно только удивляться, как этот интеллигентный и мягкий человек мог долгие годы противостоять многим напастям, сохраняя и обогащая музей. Определенно этому способствовала сила его родительской самоотверженной любви к своему детищу – созданному им музею.»

* * *

В тот же день, 12 октября, после открытия доски основателю Национальной галереи Армении, в ее залах состоялось еще одно событие. Дочь Р.Г.Дрампяна, искусствовед Ирина Дрампян подарила музею принадлежащую ей картину Марка Шагала «Дача в Заольшье. Интерьер». Во время церемонии передачи этой ценной картины, она рассказала собравшимся о художнике, о самой работе, о времени и обстоятельствах ее создания, о том, как картина была в свое время приобретена Р.Г.Дрампяном у М.Шагала.

«Марк Шагал (1887 – 1985), как ныне хорошо известно даже людям, не имеющим никакого отношения к искусству, – один из самых знаменитых представителей мирового художественного авангарда XX столетия. Но когда Рубен Дрампян в 1918 г. приобрел его работу для своей личной коллекции, это был еще малоизвестный художник.

Марк Шагал родился в местечке Лиозно, под Витебском в семье торговца рыбой. Получив начальное художественное образование в Витебске, куда переехала его семья, он едет продолжать учебу в Петербург, где учится в частных студиях, а в 1910 году отправляется в Париж и возвращается в Россию накануне Первой мировой войны. В 1915 году он женится на Белле Розенфельд, дочери витебского ювелира, с которой познакомился и которую полюбил еще в 1909 году, однако, браку влюбленных препятствовала семья девушки, мечтавших о зяте из “хорошей семьи”. Но, наконец, родители смирились с желанием дочери. Лето 1915 года молодые проводят на даче Розенфельдов в Заольшье. Здесь, в эти счастливые месяцы, Шагал создает целый ряд своих замечательных полотен, в том числе, и картину “Дача в Заольшье. Интерьер”.

Все в этой картине – и залитая ярким солнечным светом комната, со свисающей с потолка лампой и покрытым скатертью столом, перед которым за легким утренним завтраком сидит молодая жена художника, и открывающийся из распахнутых дверей вид через веранду в сад и зеленеющий за ним лес, и интерьер внутренней комнаты, и сами изобразительные средства: яркий колорит работы, веселый ритм форм – все дышит ощущением безмятежного счастья, пронизано радостным, светлым, поэтичным чувством, которое перекликается со страницами, посвященными этому периоду, в автобиографической книге художника “Моя жизнь”.

Картина эта была приобретена Рубеном Григорьевичем Дрампяном в Петрограде, в 1918 году, у самого автора, через Н.Е.Добычину, владелицу знаменитого “Художественного бюро” ее имени, за несколько дней до открытия выставки, на которой эта работа была экспонирована.

Следует также отметить, что та же дача, но уже не ее интерьер, а уголок сада перед домом и виднеющийся позади лес, предстают на другой картине Шагала в собрании Национальной галереи, в свое время также приобретенной для музея Р.Г. Дрампяном.

Теперь эти две работы знаменитого художника соседствуют в экспозиции Национальной галереи. И хочется надеяться, что появление этой новой и столь ценной в художественном отношении работы, доставит радость посетителям нашего музея, – как жителям Армении, так и приезжим любителям искусства.»


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Армения»]
Дата обновления информации (Modify date): 20.12.14 14:59