Новые выставки в Риме

Ирина Баранчеева

Скромное обаяние Брейгелей

В залах «Chiostro del Bramante», уникального памятника эпохи Возрождения, созданного выдающимся архитектором Донато Браманте и находящегося рядом с площадью Навоны, прошла выставка, посвященная самой известной династии фламандских художников, которая на протяжении 150 лет – с XVI по XVII века – дала миру мастеров высочайшего гения.

Такую обширную выставку Рим посвятил семье Брейгелей впервые. На ней было представлено около ста работ как из известных итальянских и зарубежных музеев, так и из частных коллекций со всего мира. Таким образом, удалось собрать вместе шедевры, которые не так-то просто увидеть на одной экспозиции.

Через работы Питера Брейгеля-старшего и членов его семьи можно проследить развитие фламандской живописи в период ее золотого века. Представленные на выставке очаровательные небольшие пейзажи Питера-старшего напоминают о том, что в XVI веке, когда в Италии создавали свои шедевры Микеланджело, Тициан и Леонардо, в Нидерландах благодаря протестантской реформе и идеям кальвинизма внимание художников все больше перемещается на природу, которая из фона превращается в самостоятельный сюжет искусства.

«Вавилонская башня» Мартина ван Валькенборха и Хендрика ван Клеве, равно как и картина «Шарлатан» школы Босха, выставленные в первом зале, являются ярким свидетельством изменения направления фламандской живописи, которое подхватывает и развивает Питер Брейгель-старший. Встреча с Иеронимом Кохом, гравером и печатником из Антверпена, стала для художника судьбоносной, поскольку именно Кох познакомил его с работами Иеронима Босха и дал ему воспроизвести серию его рисунков, чтобы использовать их затем как основу для гравюр.

Свои первые шаги в искусстве Питер-старший сделал в Антверпене – городе богатом с экономической и культурной точек зрения, где в мастерской Коха он встречался с художниками, литераторами и учеными. В 1551-55 годах Питер-старший посетил Италию, надолго задержавшись в Риме. В его пейзажах явно угадываются итальянские виды, собранные во время путешествия от Альп по Сицилии.

Основной темой живописи Питера Брейгеля-старшего стало размышление над человечеством, особенно наблюдение за крестьянским миром, который он изображает очень трезво, без какой бы то ни было идеализации. Часто он останавливает свой взгляд на довольно низких инстинктах. Страсти, пороки, физические и моральные уродства выражены им через гротеск и карикатуру.

Художественные находки Питера-старшего были продолжены его первенцем Питером Брейгелем-младшим, который также посвятил себя изображению сцен из повседневной жизни. «Свадебный танец» (ок. 1600 г.), прибывший из частной американской коллекции, или «Ловушка для птиц» (1605 г.) из женевской Collezione Torsten Kreuger – лучшее свидетельство плодотворного творческого пути этого самобытного художника. Последняя картина вызывает почти ностальгические чувства, напоминая иные кинематографические эпизоды Андрея Тарковского.

Второй сын Питера-старшего Ян Брейгель-старший был более светским художником, чем его брат. В отличие от Питера-младшего, ориентировавшегося в основном на вкусы своих заказчиков – представителей мелкой буржуазии, – Ян-старший создавал свои «бархатные» композиции из цветов, натюрморты и пейзажи для аристократии. В 1592-96 годах он жил в Италии, в основном в Милане. Дружил с кардиналом Федерико Борромео, который стал покровителем художника, а впоследствии и его сына Яна Брейгеля-младшего. На выставке было представлено около двадцати его картин, из которых выделялись «Искушение св. Антония» и «Отдых на пути в Египет».

Ян Брейгель-младший в своих работах – великолепных Аллегориях войны, мира, воды, любви, зрения и слуха – продолжал путь, начатый отцом. Как и Ян-старший, он часто работал в сотрудничестве с другими художниками, в том числе с Питером Паулем Рубенсом.

Римская выставка предоставила место и другим известным художникам, которые вошли в круг Брейгелей благодаря семейным связям. Яну ван Кесселю-старшему (сыну сестры Яна-младшего) был посвящен целый зал, наполненный его утонченными, полными поэзии рисунками бабочек, насекомых и ракушек.

Завершал экспозицию Абрахам Брейгель, сын Яна-младшего и последний яркий представитель знаменитой династии. Отправившись в обязательное для художника путешествие в Италию, он решил не возвращаться на родину. Он женился на итальянке и жил в Риме (а в последние годы также и в Неаполе) и рисовал почти исключительно композиции из цветов и натюрморты, которые дополняли человеческие фигуры кисти Джачинто Бранди, Карло Маратта, Бачиччо и других.

Таким образом, прошедшая в Риме выставка отдала дань великой династии художников, которая, зародившись во Фландрии, окончилась в Италии, подарив миру шедевры искусства и человеческого духа.

Питер Брейгель-младший «Ловушка для птиц», 1605 г., Женева, Collezione Torsten Kreuger


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Италия»]
Дата обновления информации (Modify date): 25.12.14 19:23