Новые выставки в Риме

Ирина Баранчеева

Через тернии – к звездам
(художник Джулио Туркато)

Столетие известного художника, одного из ярких представителей неформального абстракционизма Джулио Туркато итальянская столица отметила, посвятив ему большую выставку в Музее современного искусства (MACRO). Организованная в сотрудничестве с Архивом Джулио Туркато, она разместилась в зале «Project Room 1», предназначенном для экспозиций-посвящений.

Джулио Туркато родился в 1912 году в Мантуе, учился в художественном лицее в Венеции. В 1943 году он приехал в Рим, где сблизился с художниками Эмилио Ведова и Тоти Шалойя.

В 1946 году Туркато отправился в Париж изучать искусство Кандинского и Пикассо, а в 1947 году вступил в движение «Новый фронт искусств», вместе с которым участвовал в престижной Венецианской биеннале. Однако вскоре художник отошел от этого движения и в 1952 году вступил в так называемую «Группу восьми», куда входили наиболее яркие представители неформального абстракционизма, как Афро, Эмилио Ведова, Сантомазо и другие.

Критики отмечают, что с годами Туркато как бы «охладил» свои работы; кажется, что «цвета медленно стекают с его полотен». Он использовал как материал песок, прибегал к монохромной цветовой гамме или даже пенопласту, на которых выполнены ледяные и чарующие «Лунные поверхности».

В течение жизни художнику сопутствовал успех у публики и критики, его персональные выставки прошли во многих известных музеях мира. Туркато пятнадцать раз участвовал в Венецианской биеннале, получая награды. В 1955 году Галерея современного искусства в Риме купила его картину «Сетка», а в 1995 году (в год смерти художника) посвятила ему большую выставку.

К сожалению, в последние годы имя Джулио Туркато несколько ушло в тень на художественном небосклоне Италии, поэтому инициатива MACRO весьма похвальна. Маршрут экспозиции открывает картина «Митинг» (1950 г.), в которой явно прослеживаются традиции первого авангарда. Однако рисуя красные флаги, художник использует их как повод для того, чтобы освободиться от политического контекста и достичь «новой космической конструкции, абсолютно воображаемой».

На выставке представлены три работы из серии «Шахты» (1950 г.). В качестве представителя Итальянской коммунистической партии художник посетил некоторые шахты и был очарован глубиной галерей, что и попытался выразить в своих картинах, создав абстрактные, поражающие яркостью красок пейзажи, где «эхо как будто доносится из подземных туннелей».

В работах 70-х годов (например, «Звездный») Туркато экспериментирует с живописной поверхностью, которая становится виртуальным пространством. Его целью было добиться того, чтобы картины были видны в темноте.

На выставке был также представлен богатый документальный материал (фотографии, рисунки, письма, газетные вырезки, каталоги) из Архива Джулио Туркато. Он был создан в 1972 году женой художника Ваной Карузо, и она занималась им вплоть до своей смерти в 1995 году (супруги умерли в один год). Таким образом, выставка в MACRO воздала должное не только одному из ярких итальянских художников XX века, но и той, которая посвятила ему жизнь.

Джулио Туркато «Сетка», 1957 г.,
коллекция Барбары Куксон


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Италия»]
Дата обновления информации (Modify date): 25.12.14 19:16