Новые выставки в Риме

Ирина Баранчеева

Поэт парижской периферии
(фотограф Робер Дуано)

В залах «Palazzo delle Esposizioni» прошла выставка известного французского фотографа Робера Дуано (1912 - 1994). Более двухсот фотографий, охватывающих период с 1934 по 1991 годы, воссоздают Париж и его пригороды во всем разнообразии городского пейзажа и населявших его персонажей.

Робер Дуано изучал искусство литографии в художественной школе «Estienne», затем несколько лет был помощником скульптора Андре Виньо. В фотографии он начал с рекламы, работая в офисе автомобильной компании «Рено», а позже пятьдесят лет был фотографом агентства «Rapho».

Париж, появляющийся на его работах, поражает поэзией цвета, изумительными переходами от черного к белому через богатейшую гамму оттенков серого, где особенно привлекает жемчужный, опаловый тон, вызывающий в памяти иные туманные пейзажи Писсарро. Город, который запечатлел Дуано, принадлежит прошлому. Его больше нет на географической карте, нет в реальности, как и тех самобытных, ярких личностей, которые остались на этих старых фото.

Нет больше классических парижских консьержек со сдвинутыми на нос очками, как будто вышедших со страниц романов Сименона, нет стариков в диккенсовских колпаках, которые доживают свои дни среди дорогих им вещей, как нет мальчишек в коротких штанишках, бедно одетых, кувыркающихся и играющих на улицах. И принадлежит истории знаменитый торговый рынок «Ле Аль», названный Золя «чревом Парижа», на месте которого теперь вырос огромный коммерческий центр.

Однако все эти образы остались на фотографиях Робера Дуано, окутанные магией поэзии. Художнику посчастливилось жить в городе, который имел свое неповторимое лицо, и именно это чувство города, гения места, так хорошо схваченное фотографом, покоряет зрителя и переносит в атмосферу былого Парижа, описанного в романах или появляющегося в старых фильмах.

Прекрасны его черные мосты, перекинутые через Сену, теряющиеся в сероватой дымке, или выступающие из тумана торцы парижских зданий, или неровные булыжники мостовой, покрытые пожухлой прошлогодней листвой, которая создает ощущение грусти.

Живописны персонажи, идеально вписывающиеся в меланхолическую картину ушедшего в небытие города. Они одиноко сидят за столиками уличных баров или трогательно прячут под зонтиком свою виолончель, играют на аккордионе в переполненном кафе или разглядывают знаменитую «Джоконду» в Лувре. В поле зрения художника попадают как переходящие дорогу горожане, так и манекенщицы из Дома моды «Диор», как знаменитые писатели, так и танцовщицы из ночных клубов или полицейские, несущие службу. За всеми Дуано следит с пристрастием опытного наблюдателя, который только и ждет момента, чтобы «щелкнуть» фотоаппаратом и остановить мгновение, которое отныне будет принадлежать вечности.

Хотя большую часть времени Робер Дуано проводил на улицах, в особенности в пригороде Монруж, где жил, не все его фотографии родились спонтанно. Для некоторых позировали профессиональные актеры, но несмотря на это, в его нежных, мягких, жемчужных образах всегда присутствует момент импровизации, и именно он придает им ту неповторимую магию, которая превращает фотографию в подлинное произведение искусства.

На выставке была представлена и знаменитая работа Дуано «Поцелуй у Отель-де-Виль», сделанная в 1950 году. Для нее позировала студентка театральной школы Франсуаза Борне со своим другом. В 2005 году эта фотография с автографом автора была продана на аукционе в Париже за 155.000 евро.

Робер Дуано «Поцелуй у Отель-де-Виль», 1950 г.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Италия»]
Дата обновления информации (Modify date): 25.12.14 19:16