Новые выставки в Риме

Ирина Баранчеева

Великолепие Тициана и... немного Вермеера

В сезон 2012/2013 года престижный римский выставочный зал «Scuderie del Quirinale» порадовал любителей живописи двумя утонченными выставками. Первая была посвящена Яну Вермееру и его современникам, вторая воспевала мощь и силу Тициана Вечеллио.

Организовать в Италии выставку выдающегося голландского художника XVII века было непросто. Дело в том, что работ Вермеера нет в итальянских государственных или частных собраниях. Более того, только 26 картин, находящиеся в пятнадцати различных коллекциях, могут путешествовать, и собрать их в одном месте абсолютно невозможно.

За свою недолгую жизнь (43 года) Ян Вермеер написал не более 50 картин (сегодня известны только 37). Сын трактирщика и торговца картинами из Дельфта, он унаследовал это ремесло от своего отца, хотя сам себя считал в первую очередь художником. Вермеер писал не более двух-трех картин в год и работал только на заказ – это был тот необходимый минимум, который позволял ему содержать жену и одиннадцать детей.

На выставке «Вермеер. Золотой век голландского искусства» было представлено восемь картин самого Вермеера и пятьдесят работ его современников. Все было продумано до мельчайших деталей – те всем хорошо знакомые сюжеты Вермеера, которые не смогли приехать в Италию, были заменены картинами с похожими сюжетами, принадлежащими кисти других художников. Например, «Женщина с жемчужной сережкой» Карела Фабрициуса, прибывшая из Ганновера, явно вызывала в памяти знаменитую картину Вермеера с тем же названием.

Помимо известных голландских мастеров, как тот же Фабрициус, Питер де Хох, Эммануэль де Витте, Габриель Метсю, на экспозиции были представлены и менее знаменитые авторы, которые, однако, своими работами помогли воссоздать атмосферу того города и той страны, в которой жил и творил великий Вермеер. «Вид Дельфта во время взрыва в 1654 году» Эгберта ван дер Пула изображает взрыв порохового склада, во время которого в возрасте 32-х лет трагически погиб Карел Фабрициус. А «Муниципалитет в Амстердаме» Яна ван дер Хейдена напоминает о путешествии в Нидерланды в 1668-69 годах Козимо II де Медичи, откуда он привез эту картину, которая теперь хранится в Галерее Уффици во Флоренции.

Сам Вермеер много путешествовал по Голландии – в его живописи прослеживается влияние различных школ. Однако точных биографических данных о жизни художника чрезвычайно мало. Мы не знаем ни даты его рождения, ни у кого он учился. Неизвестно, почему, начав свою карьеру с картин на библейские и мифологические сюжеты, он потом резко изменил направление и посвятил себя изображению сцен из повседневной жизни.

Римская экспозиция, несмотря на небольшое колличество работ художника, все же позволила оценить разные грани его необыкновенного дарования. «Святая Пракседа» (1655 г.) из «The Barbara Piasecka Johnson Collection Foundation», являющаяся копией одноименной картины итальянского художника Феличе Фикерелли (на выставке были представлены обе работы) раскрывает религиозные приоритеты художника, который обратился в католичество, чтобы жениться на Катарине Болнс, богатой аристократке, происходившей из семьи, близкой к иезуитам. На другой картине – «Аллегория веры» из нью-йоркского Метрополитен-музея – женская фигура символизирует католическую церковь, «у ног которой лежит мир». Рай представлен как стеклянная сфера, отражающая комнату в голландском доме, наспех превращенную в капеллу – намек на то, что в кальвинистской Голландии католики были обязаны справлять ритуалы частным образом.

Однако больше всего очаровывают именно «светские» картины художника, на которых изображены сюжеты из повседневной жизни, с доминирующими синими и желтыми тонами, пространство которых пронизанные тихой и непередаваемой поэзией.

«Маленькая улочка в Дельфте» (ок. 1658 г.) из амстердамского «Rijksmuseum» в полной мере подтверждает распространенное мнение, что Вермеер как никто другой умел передать цвета голландского неба. Пленительны женские образы, обладающие «нежным даром спокойствия», на картинах «Девушка в красной шляпе» (ок. 1665-67 гг.) из Национальной галереи искусства Вашингтона, «Девушка с лютней» (ок. 1664 г.) из Метрополитен-музея Нью-Йорка или «Дама у вирджинала» (1672 г.) из лондонской Национальной галереи. Из Брауншвейга (Herzog Anton Ulrich-Museum Kunstmuseum des Landes Niedersachsen) прибыла «Девушка с бокалом вина» (ок. 1659-60 гг.), которая настолько ценна, что была защищена от публики стеклом. В ней Вермеер великолепно показал себя не только мастером жанровых сцен, но и изображения «молчаливой жизни вещей».

Несмотря на видимую реальность, мир на картинах Яна Вермеера настолько возвышенный и прекрасный, что может существовать лишь в воображении. Без сомнения, он в полной мере отражал внутренний мир самого художника, который был слишком хрупок, слишком романтичен, чтобы преодолевать постоянные житейские проблемы. Возможно, именно поэтому Вермеер покинул его слишком быстро, задавленный долгами и побежденный чередой неудач.

Выставкой «Тициан» «Scuderie del Quirinale» решили завершить серию экспозиций, посвященных выдающимся представителям венецианской живописи – Антонелло да Мессина, Джованни Беллини, Лоренцо Лотто и Тинторетто.

Несмотря на то, что Тициан родился в маленьком городке на Доломитах Пьеве ди Кадоре, вся его жизнь была связана с городом на лагуне. В возрасте девяти лет он вместе со старшим братом был отправлен к дяде в Венецию и довольно рано овладел живописной техникой, посещая мастерские Джентиле и Джованни Беллини, а затем Джорджоне.

Слава пришла к Тициану рано: в 1510 году, в возрасте около двадцати лет (предположительным годом рождения художника принято считать 1490-й), он получает престижный заказ расписать фресками из жизни св. Антония Скуолу Санто в Падуе. Смерть Джорджоне и отъезд в Рим Себастьяно дель Пьомбо в последующие годы еще больше укрепляют его позиции, и Тициан становится одним из самых известных и почитаемых художников Венеции.

Римская выставка воссоздала творческий путь Тициана на протяжении шестидесяти лет его деятельности. Если в первую половину сезона публика должна была довольствоваться лишь восемью картинами Яна Вермеера, то собрание работ маэстро из Пьеве ди Кадоре с лихвой вознаградило ее ожидания. В Риме были представлены наиболее известные полотна Тициана: «Концерт» (ок. 1510-11 гг.) и «Флора» (ок. 1517 г.) из флорентийских галерей Питти и Уффици, «Портрет Павла III» (1543 г.) и «Даная» (1544-45 гг.) из Национального музея Каподимонте в Неаполе, «Положение во гроб» (1559 г.) и великолепный «Автопортрет» (ок. 1566 г.) из мадридского Музея Прадо.

Изумительны работы Тициана на религиозные сюжеты, как, например, огромное полотно «Мученичество св. Лаврентия» (1558-59 гг.) из церкви Джезуити в Венеции или тревожное, предгрозовое «Распятие» (1574 г.) из королевского дворца Эскориал под Мадридом.

Во втором десятилетии XVI века Тициан дебютировал как портретист. Заказы для венецианских дожей, а также для могущественных семей д’Эсте и Делла Ровере приносят ему оглушительную славу и хороший материальный достаток. Быть нарисованными Тицианом означало войти в когорту бессмертных. Это понимал и император Карл V, который питал к художнику почти дружеские чувства. О периоде, когда Тициан был его придворным художником, напоминает на экспозиции парадный «Портрет Карла V с собакой» (1533 г.), как и многие другие важные работы художника, хранящиеся в Музее Прадо.

Тициан достиг в живописи максимума как в чувстве света, так и в художественной эволюции. Несмотря на то, что современники отдавали пальму первенства в искусстве рисунка Микеланджело, никто не мог сравниться с Тицианом в изображении цвета, который он, вслед за своим учителем Джорджоне, понимал как «модуляцию света, создающую как формы, так и объемы». Джорджио Вазари в своем монументальном труде «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» приводит забавный эпизод: будто бы Микеланджело, увидев «Данаю», восхищался ее колоритом, но очень сокрушался, что венецианские художники «не научились хорошо рисовать».

С возрастом Тициан изменил свою живописную манеру. Казалось, ему было достаточно всего трех цветов – белого, черного и красного, - чтобы выразить всю спектровую гамму. «Наказание Марсия» (ок. 1570-76 гг.) из Музея Кромерица (Чехия), завершающее экспозицию, как будто предвосхищает выстраданные находки импрессионистов.

Поразительна картина «Аллегория благоразумия» (1560-е гг.) из лондонской Национальной галереи. На ней изображены старик, зрелый мужчина и юноша (некоторые историки искусства склонны считать, что Тициан изобразил себя самого, своего сына Орацио и внука Марко). Каждому из них соответствует определенное животное: юноше – собака, мужчине – лев, старику – волк. Смысл этой картины не до конца ясен, но в ней в полной мере ощущается чувство тревоги художника перед миром, где в разные годы жизни, чтобы добиться успеха и удержать его, ему приходилось быть послушным, как собака, отважным, как лев, и хитрым, как волк.

По окончании выставки в Риме все картины Тициана из итальянских собраний переместились на экспозицию в Пушкинский музей в Москве.

Ян Вермеер «Маленькая улочка в Дельфте», ок. 1658 г.,
Амстердам, «Rijksmuseum»

Тициан Вечеллио «Автопортрет», ок. 1566 г.,
Мадрид, Музей Прадо


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Италия»]
Дата обновления информации (Modify date): 24.12.14 23:26