Из истории

Юлия Александрова

Дней русской культуры в Латвии*

* Печатается по тексту статьи Юлии Александровой в газете «Вести сегодня», 17 февраля 2011 г.
Статья называлась «Русская весна: с 24 мая по 6 июня в Латвии пройдут Дни русской культуры».

В свое время Вера Иосифовна Панчеко – известный в Латвии поэт, член Союза российский писателей любезно предоставила редакции PDF-версию издания, в котором были широко представлены материалы о прошедших днях русской культуры в Латвии (с 24 мая по 6 июня 2011 г.).

Мы решили познакомить нашего читателя со статьей Юлии Александровой, поскольку только два первых и очень небольших абзаца этой статьи были привязаны к конкретным датам проведения Дней русской культуры в Латвии в 2011 году, а весь материал посвящен истории этого вопроса в Латвии.

Не успел завершиться Татьянин день, как русские организации уже начали готовиться к новому масштабному проекту – к Дням русской культуры, которые должны начаться 24 мая в День славянской письменности и завершиться 6 июня – в день рождения А.С.Пушкина.

Подготовка к празднику идет полным ходом: создана инициативная группа, разрабатывается программа, отправлены письма в Рижскую думу и Министерство культуры. Идея праздника возникла не на пустом месте – Дни русской культуры широко отмечались в довоенной ЛР.

Рига. 1925 год

Впервые этот праздник прошел в Риге в 1925 году.

17 сентября крупнейшая русская газета Латвии «Сегодня» на первой странице поместила сообщение о том, что в воскресенье, 20 сентября, состоится ДЕНЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Была дана и программа мероприятий: в час дня в зале «Улья» (здание нынешнего Русского театра им. М.Чехова) – торжественное открытие праздника, речи видных представителей русской интеллигенции, выступление хора под управлением Родионова и оркестра под управлением Булатова. Вход по бесплатным билетам.

В тот же день в разных местах состоялось пять концертов, на которых выступали русские певцы и музыканты, а также вечерний спектакль в театре русской драмы (на улице Меркеля, 13). В день праздника выпускаются специальная однодневная газета «Русский день» и памятные значки, которые в благотворительных целях продавались «в помещении концертов».

Сам праздник начался в 9 часов утра с литургии в Кафедральном соборе. Литургию и торжественный молебен совершает лично архиепископ Иоанн.

Эта традиция будет сохраняться всегда – русские праздники получали благословение церкви, и сама православная церковь тесно работала с русскими организациями, не гнушаясь их «светскостью», понимая, насколько значима роль церкви в деле единения русского населения. Во многом такое тесное сотрудничество церкви и общественников осуществлялось благодаря позиции архиепископа Иоанна, который не удалялся от мирской суеты и активно занимался политикой.

Уйти от безликости

День русской культуры, как извещала передовица в газете «Сегодня» от 20 сентября, впервые прошел не в Латвии, а в Эстонии, встретив «сочувственный отклик решительно во всех странах, где живут люди русской культуры, где звучит русская речь». Программа праздника разрабатывалась в Праге – в одном из духовных центров русской эмиграции. С самого начала организаторы «Дней» определили, что праздник «чужд не только партийности, но и политики». Главное – дать возможность русскому народу, разбросанному по всему миру, «почувствовать свое духовное единство, осознать те великие ценности в области литературы и искусства, которые созданы творческим гением русского народа и получили мировое признание».

Организаторы праздника подчеркивали, что именно русская культура стоит над всеми политическими разногласиями и объединяет всех: и особ императорской фамилии, живущих на виллах Французской Ривьеры, и царских офицеров, вынужденных работать водителями рижских трамваев, и юных дворянок, трудившихся танцовщицами в шанхайских ресторанах.

Русский историк Е.Ф.Шмурло, живший в Праге, в одном из своих сборников, посвященных Дню русской культуры, писал, что этот день ставит своей целью «в одних освежить, в других заново посеять сознание нашей русскости, указать на наши вечные ценности, созданные усилиями тысячелетней работы предшествующих поколений, ибо воспринять, осознать духовные ценности – это значит определить свое национальное лицо, уйти от безликости».

С самого начала концепция праздника была привязана к имени Пушкина – «великий русский гений является патроном, покровителем этого дня». Поэтому во всех странах Дни русской культуры прошли в 1925 году в годовщину рождения поэта. Год спустя День русской культуры отмечался уже в 17 странах и 57 городах.

Иногда праздник делали тематическим и посвящали его отдельным городам России – Москве, Новгороду и Пскову. Но всегда и везде русская эмиграция старалась вывести День на улицу – чтобы французы и англичане, китайцы и итальянцы смогли прикоснуться к русской культуре, смогли увидеть и услышать русские танцевальные и певческие коллективы.

В 1929 году в одном из небольших городов Чехии прошла грандиозная манифестация с национальным флагом и в национальной одежде, где были пешие, конные, велосипедисты, сводный оркестр и даже самолет, разбрасывающий праздничные поздравления.

После шествия праздник переместился в парк, где выступали хоры и танцевальные коллективы. Городской театр отдал свое помещение под заседание русских культурно-просветительских обществ и встреч с известными учеными и общественными деятелями.

Под именем Пушкина

В 1925 году рижане не смогли вовремя поддержать своих пражских и таллинских товарищей. С силами собрались лишь к сентябрю: «по обстоятельствам, о которых здесь излишне распространяться», – писала газета «Сегодня». Первый праздник прошел совсем скромно и уместился в один день, но многочисленные организации получили важный опыт: это была первая попытка объединения. «Пусть же в будущем «День» станет и у нас в Латвии прекрасным обычаем, и пусть все русское население смотрит на него, как на общий праздник духовного и культурного объединения», – призывала газета. Свой вклад в праздник «Сегодня» тоже внесла – поместив несколько статей, посвященных русской культуре и истории: воспоминания Ильи Репина о Льве Толстом, стихотворение Бальмонта «Четыре сада», воспоминания В.Немировича-Данченко, статью А.Кизеветтера «Пушкин и Россия», В.Татаринова «От Ломоносова до Павлова», Ю. Айхенвальда «Красивая Россия», П.Пильского «Заветы русского театра».

В 1933 году заключительным аккордом рижского праздника стало народное гулянье, подобное тому, что организовали русские Чехии. «28 мая – русское народное гулянье» – сообщила газета «Сегодня вечером». «Гулянье» напоминало старинные воскресные ярмарки и прошло в Католическом саду. Организатором выступило общество «Сокол» совместно с «Витязями» и «Скаутами».

В полдень 28 мая от гимназии Олимпиады Лишиной (улица Дзирнаву, 46) русские Риги отправились под звуки духового оркестра к Католическому саду. В парке были установлены карусели и качели, в ларьках продавался квас, сбитень, бублики, а также свистульки, шары, пестрые ленты и бусы – игрушки в русском стиле для малышей. Были шарманщики, гармонисты, хороводы и хоровой квартет «Коробейники». Члены «Сокола» показали публике специально разученные гимнастические упражнения.

Гвоздем программы стал балаганчик с Петрушкой. Как рассказала газета «Сегодня вечером», этот «народный Ванька – ру-тю-тю» – традиционный персонаж всех русских ярмарок – потешал зрителей, продемонстрировав свою находчивость и смекалку, встречаясь по ходу спектакля с другими традиционными персонажами Балаганчика: немцем, татарином, цыганом, лекарем-аптекарем, чертом и городовым. А еще по аллеям Католического сада гулял Дядюшка Янов с лошадью и телегой, на которой находилось угощение для детворы. Вход на ярмарку установили платный, но по самым низким ценам – «чтобы любой малоимущий мог попасть на праздник».

Еще больший размах праздник приобрел в следующем году, начавшись 12 мая и завершившись 27-го.

Он открылся богослужением в Христорождественском соборе, Театр русской драмы подготовил специальный концерт, на котором собрался весь цвет русской Риги и высокие гости. В консерватории прошел литературный вечер в честь А.К.Толстого и Ивана Бунина, только что удостоенного Нобелевской премии. Городские власти выделили для русского праздника центральный парк города – Верманский сад. Там была устроена выставка русских художников.

Дни русской культуры проводились не только в столице, но и в Резекне, Даугавпилсе и даже в маленьких латгальских деревушках. Проект такого масштаба удавалось реализовать благодаря поддержке государства и предпринимателей: министерства образования, фабрикантов Майкапарса и Кузнецовых. Русские депутаты были в авангарде, а оргкомитет Дней русской культуры возглавлял депутат 2-го сейма и глава Русского просветительского общества Елпидифор Тихоницкий.

Председатель Рижского русского просветительского общества, инициатор и организатор Дней русской культуры Елпидифор Михайлович Тихоницкий

Враги советской власти

Последний раз День русской культуры был проведен в 1940 году, накануне ввода в Латвию советских войск.

Вскоре после смены власти начались аресты: в числе первых были арестованы те самые «соколы», которые организовали праздник в 1933 году. В октябре 1940-го был арестован и Е.Тихоницкий – педагог, просветитель, русский интеллигент в истинном понимании этого слова.

Все общественные организации Латвии были запрещены. В том числе и Русское просветительское общество – «антисоветская белоэмигрантская организация».

Согласно архивной справке из фонда КГБ ЛССР, «общество основали белоэмигрантские деятели культуры с Тихоницким Е.М. во главе… Численный состав общества в 1937 году всего – 140 человек». Указывается, что членами общества в основном были учителя русских школ. Скупо перечисляются члены правления общества – «представитель левого крыла русских учителей» Е.Тихоницкий, примыкавший к монархистам К.Родзевич и состоявший в правлении монархистской организации «Русский национальный союз» Н.Бордоносс.

В справке указано, что содержание лекций, вечеров, концертов, устраиваемых обществом, «не носило открыто пропагандистский характер (например, в программах концертов преобладала русская классическая музыка, произведения классиков русской литературы), однако все это было направлено к воспитанию среди русского населения и молодежи религиозности, идеализма, национализма и враждебности ко всему советскому. Лекторами нередко выступали… ярые враги Советского Союза».


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Латвия»]
Дата обновления информации (Modify date): 05.01.15 18:44