Достопримечательности Словакии

Экскурсия по Замку-Музею в Святом Антоне

Святоантонский музей с 1985 года является памятником культурно-исторического наследия Словакии.

Ранее на месте святоантонского замка была небольшая крепость, известная ещё в 15-м веке. Во время набегов турок на шахтёрские города средней Словакии крепость играла важную оборонительную роль. Согласно легенде при строительстве замка была использована символика календаря: входов было столько, сколько времён года (4), аркад столько, сколько дней в неделе (7), дымоходов столько, сколько в году месяцев (12), залов столько, сколько в году недель (52), и окон столько, сколько в году дней (365). В 19-м веке эта символика была нарушена. Замком владели два рода: с 1629 по 1826 год – австровенгерский дворянский род Когари, а в 1826–1921 гг. – немецкий дворянский род Кобургов.

История родов

История замка тесно связана с родом Когари. Первый известный представитель этого рода Имрих в 16 веке принадлежал к низшему слою дворянства. Его сын Петер перевёл свой род в высшее дворянство, в 1616 году получил звание барона и стал в 1629 г. хозяином замка в Святом Антоне. Сын Петера Штефан был капитаном Филаковской крепости, а с 1661 г. – главой Гонтянского комитата. Воевал против турок, погиб в сражении у Левиц в 1664 г.

Как воины прославились и его сыновья. Штефан Второй унаследовал звание графа. Он был не только военачальником и политиком, но занимался также литературой. Написал около 10000 стихов на латинском и венгерском языках. Он поддерживал строительство школ. Умер в 1731 г. в крепости Чабрадь, похоронен в семейной гробнице в Гронском Бенядике.

До тех пор всё семейное богатство рода Когари было связано с заготовкой леса. Франтишек Йозеф (последний потомок по мужской линии) начинает заниматься предпринимательством в металлургии в области Гемец. В 1815 г. ему присвоен высший титул – княжеский. С егo смертью в 1826 г. закончилась история рода Когари, так как у Франтишека Йозефа не было потомка по мужской линии.

Его единственная дочь Мария Антония Габриела в 1816 г. вышла замуж за представителя немецкого княжеского рода Кобургов – Юрая Кобурга, и после смерти Франтишека Йозефа всё имущество переходит в руки Кобургов.

(Давайте пройдёмся по залам, лестницам и салонам замка).

Лестница

Парадная лестница замка украшена каменными скульптурами итальянского художника Диониза Станетти, изображающими день, ночь и четыре стихии (огонь, воду, землю и воздух). Эти изображения находятся и на фресках потолка; их автор – австрийский живописец Антон Шмид. Центральный персонаж – Юнона, царица дня и ночи. Стену украшают картины неизвестного автора Венецианской школы, изображающие сюжеты греческой мифологии.

Музыкальный салон

В нём находится барочная мебель первой половины 18-го века с вьшитой вручную обивкой (гобелен). Необычна окраска стен второй половины 19-го века, выдержанная в ярких цветовых тонах со множеством декоративных элементов.

Музыкальные инструменты относятся к 19-му веку.

Болгарский салон

Это помещение оборудовано старинной болгарской мебелью, дополненной гарнитуром для сидения 19-го века. Над секретером – портрет Фердинанда Кобурга (1861 – 1948). Он был последним представителем семьи, жившим здесь до конца Второй мировой войны.

В 26 лет он стал болгарским царём. Во время Первой мировой войны он перешёл на сторону Германии и поэтому должен был отречься от престола и покинуть Болгарию. Затем он жил в Германии в городе Кобург и в Словакии, здесь в Святоантонском замке, где чувствовал себя очень хорошо. В 1944 году он уезжает окончательно из Словакии в Германию, где в 1948-м умирает в возрасте 87 лет.

Две большие картины изображают старинный болгарский город Пловдив, бывший город коронации болгарских царей. Самая большая картина – произведение словацкого живописца Горовица (1855 год). На шкафчике слева находится словацкий прямой шестиконечный крест, изготовленный из минералов, добываемых в окрестностях Банской Штявницы. Фердинанду его подарили театральные художники Святого Антона к 83-летию.

Комната для курильщиков

Интересна нетрадиционная окраска стен 19-го века. Стулья, обитые зелёной парчой, сделаны в 18-м веке.

На картине в овальной раме слева изображена русская княгиня Александра Павловна (она вышла замуж за венгерского палатина Йозефа Габсбургского, умерла очень молодой).

На картине в овальной раме напротив – отец Фердинанда Кобурга – герцог Август Кобург.

На картине в овальной раме справа – прапрадедушка Фердинанда Кобурга со стороны матери – герцог из Пантиевра.

Спальня Фердинанда Кобургcкого

Спальня обставлена мебелью второй четверти 19-го века. Над кроватью висят портреты родителей Фердинанда Кобурга – герцога Августа Кобурга и Клементины Орлеанской (французской принцессы, дочери французского короля Людовика Филиппа). На стене справа в овальных позолоченных рамах – портреты сестёр и брата Фердинанда Кобурга: Клотилды, Амалки и Людвика Августа.

Библиотека

В ней находятся философские, исторические, религиозные и общественно-научные произведения, энциклопедии, словари на венгерском, латинском и английском языках. В течение всей своей жизни Фердинанд Кобург интересовался естественными науками, ботаникой, энтомологией и орнитологией.

Будучи болгарским царём, он занимался научными исследованиями, основал в Софии Музей естественных наук, Ботанический сад и другие учреждения... Доказательством увлечения Фердинанда исследованиями природы является стол с его собственноручными рисунками. Первый рисунок сделал в 16-тилетнем возрасте, последний – в 73 года. Он осуществил несколько научно-исследовательских экспедиций в Южную Америку и Африку. Слева находится картина “Лунное сияние” австрийского живописца Швенингера второй половины 19-го века.

Столовая

Столовая оборудована мебелью второй половины 19-го века. Два шкафчика относятя ко временам терезианского рококо – вторая половина 18-го в.

Миниатюры в позолоченных рамах изображают портреты семьи австрийской императрицы Марии Терезии. На них – её родители, сама Мария Терезия, её муж Франтишек Лотринский, некоторые из её детей, а также невестка и зятья. Считается, что автором миниатюр является самая любимая дочь Марии Терезии – Мария Кристина.

Эти миниатюры и большинство картин имеют прямую семейную связь с Фердинандом Кобургом (Мария Терезия была его прапрабабушкой).

Справа от двери находится портрет болгарского царя Фердинанда Кобурга (1897 г.). Рядом портрет русского царя Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны.

Портрет в чёрной раме изображает Фердинанда Кобурга в пожилом возрасте. После его отречения от престола династия Кобургов и дальше правила в Болгарии. После отца вступил на престол его перворождённый сын Борис 3-й, царствовавший до 1943 года, когда при неясных обстоятельствах он неожиданно умер после визита к Гитлеру в Германию. После смерти Бориса вступил на престол его 6-летний сын Симеон 2-й. В связи с его несовершеннолетием вместо него страной управлял Регентский совет во главе с его дядей Кириллом. В конце Второй мировой войны Регентский совет казнили, и царица Йоанна с детьми уехала в эмиграцию. Симеон впервые вернулся в Болгарию в 1996 г., а в 2001 г. он стал премьер-министром Болгарии.

На передней стене – три больших портрета французского королевского рода Бурбонов.

Коридор

Доказательством того, что Кобурги много путешествовали, являются репродукции на стенах. На них изображены разные города: Вена, Будапешт, Лисабон, Сидней и т.д.

Здесь же находятся репродукции на военную и охотничью тематику, различные народные костюмы и собрание французских анекдотов. Стены коридора украшены охотничьими трофеями. Всего в замке их насчитывается 1000.

Императорский салон

Этот салон получил название по бюстам римских императоров, которые изображены на полотняной обивке стен второй половины 18-го века (они относятся ко времени рококо и классицизма). Обивка вьппита вручную в технике гобеленов. На каждом стуле вышит иной букет цветов.

Интересны часы (фарфор, рококо, терезианский шкафчик – вторая половина 18-го века).

Большой игорный зал

В прошлом дамы не могли принимать участие в азартных играх. Позже для этой цели были предназначены небольшие помещения. Дамы меньше рисковали и отличались большей рассудительностью в игре, и поэтому они добились равноправного положения с мужчинами. С тех пор они начали посещать казино и игорные залы. Переломной стала французская игра трик-трак, в которую играли в 18-м веке.

В центре помещения находится большой русский бильярдный стол (конец 18-го века). Здесь же стоят небольшие игровые столики 19-го века для игры в карты, в шахматы, в кубики и в другие игры. Над дверью находятся оригинальные картины, написанные масляными красками на разные мотивы. На стенах – гравюры на меди 18-го века из немецких и французских мастерских. Из мебели интересны также буфет второй половины 19-го века и секретер второй половины 18-го века.

Помещения в западном крыле замка сначала были комнатами для гостей. Только во второй половине 19-го века после перестройки интерьеров они стали личными помещениями владельца замка Филиппа Кобурга.

Дамский салон для чаепития

Помещение обcтавлено мебелью 19-го века. На витринах – богатая коллекция фарфора (18-го – 19-го веков – в основном из чешских и венских заводов фарфоровых изделий). Часы (19-й век, Грац-Австрия). На стенах – гравюры 18-го века из западной Европы.

Спальня Штефанки

Комната названа по имени второй дочери бельгийского короля Леопольда, которая приезжала в замок вместе со своей сестрой Луизой (супругой Филиппа Кобурга). Здесь она спала со своим мужем, тогдашним корнпринцем Австрии – Рудольфом (сын императрицы Сисси). Их брак окончился трагически. Смерть Рудольфа и его 17-летней любовницы Мары Ветсеровой в Маерлинге в 1889 г. до сих пор не объяснена. На стене висят картины – портреты семьи Кобургов и английской королевы Виктории.

Мебель в спальне относится ко второй половине 19-го века.

Салон Бидермаера

В украшении стен (вторая половина 19-го века) присутствуют растительные мотивы; стены отреставрированы в 2002 г.

Мебель (вторая половина 19-го века) – в стиле «бидермаер», который возник в Германии и Австрии и часто применялся в обстановке квартир. Для него характерны упрощённая мебель классических, округлых форм, оформленная полосатой или цветастой обивкой.

Тирольская охотничья столовая

Она оборудована псевдонародной тирольской мебелью конца 19-го века. Её доминантой является буфет, украшенный гербом Кобургов. В верхней его части есть надпись: «Ешь, что приготовлено, пей, что чисто, говори, что правдиво, люби, что ценно».

На полках – медная посуда. Стены украшены картинами 18-го века на охотничью тематику и чучелами животных.

Рядом с дверью – вручную разрисованная карта Муранского имения, которую заказал Андрей Когари приблизительно в 1740 г. (При сравнении с сегодняшними картами она удивительно точна.) На шкафчике у двери – деревянная, сделанная вручную клетка для птички.

Дневной красный салон

Этот салон – крупнейшая картинная галерея западноевропейской живописи 17-го и 18-го веков.

За дверью находится коллекция миниатюр, изображающих славных борцов за независимостъ Австро-Венгрии. Здесь также портрет Штефана I Когари и его свекрови из рода Балаш. Мебельный гарнитур второй половины 19-го века в стиле «бидермаер». На круглом столике – перламутровый дорожный ящик для писем (Брюссель, 19-й век). Между окнами – венецианское зеркало с занавесом, над которым есть надпись на венгерском языке. Она говорит о том, что мы смотрим в зеркало нашей души: «Отодвинь этот занавес и посмотри, кого глаза твои видят там: милое ли лицо и душу чистую или лицо угрюмое и душу чёрную». Самый ценный экспонат салона – голландский барочный секретер с рисунками, изображающими жизнь голландского народа.

Спальня с голубыми птичками

Это типичный образец комнатного оборудования второй половины 19-го века, для которого характерны одинаковые текстильные обивки на стенах и на мебельном гарнитуре. Мебель украшена инкрустацией (светлый орнамент на тёмном фоне). Перед кроватями – переносной комнатный туалет (WC), раскрашенный цветочками, а на туалетном столике – предметы, необходимые для утренней гигиены. Картины с наполеоновской тематикой, висящие на стенах спальни, собрал Филипп Кобург – большой поклонник императора.

Дамский гардероб

В этом помещении интересны обои второй половины 19-го века. На них – графические приложения к французским сатирическим газетам. Мебель была изготовлена в то же время. Интересно также и кресло с подвижной спинкой. Здесь есть шкафчик, служащий как туалетный и как молитвенньй столик. Люстра – это последний беркут, пойманный Кобургом на Ситне (самая высокая гора Штявницких гор – 1009 м. над уровнем моря).

Кабинет Филиппа Кобурга

Он оборудован мебелью 19-го века с оригинальной обивкой. В помещении находится красивая печь, рядом с ней – часть библиотеки Кобурга. На стенах – деревянные инкрустации 18-го века и фотогравюры немецких авторов. В углу на полках – часть богатой фарфоровой коллекции.

Салон Луизы

Филипп был старшим братом Фердинанда Кобурга (болгарского царя). В 1875 г. он женился на 16-летней принцессе Луизе, дочери бельгийского короля Леопольда II (оба изображены на картине рядом с печью). Их брак не был счастливым, в 1906 г. они развелись. Луиза от Филиппа убежала с хорватским дворянином и, говорят, умерла в нищете. Увлечения Филиппа Кобурга – путешествия, нумизматика, охота. Он умер в 1921 г. Мебель относится к 19-му веку. Занавеси на окнах оригинальные, вышитые вручную. На столе – ящик для писем 19-го века, в нём особая перегородка для каждого дня.

Капелла

Оформление капеллы было сделано в 1750 – 1752 гг. в духе позднего барочного иллюзионизма. Фрески создал живописец австрийского происхождения Антон Шмид, и они до сих пор не были реставрированы, только в 2002 г. были очищены по старой технологии – мякишем хлеба. Справа можно увидеть картину с изображением Святого Иосифа и Иисуса того же автора. В стеклянном гробу находится манекен Святого Яна Непомуцкого – покровителя рода Когари – из дерева и воска. При реставрации капеллы в 2002 г. была обнаружена скважина с мумифицированным сердцем неизвестного происхождения (оно находится слева от входа в ризницу). В капелле расположен и 400-летний древний переносной орган, который сюда привезли из крепости Чабрадь. На нём до сих пор можно играть.

Коридор – 1 этаж

В нише коридора – остатки мамонтового дерева (Sequoiadendron gigantum). Это дерево было посажено трёхлетним саженцем в парке у пещеры в 1878 г. в связи с рождением сына Филиппа – Леопольда. В 1995 г. оно высохло, и его нужно было спилить. Через окна коридора можно увидеть копию старого фонтана в стиле барокко, который существовал ещё в то время, когда замок был двустворчатым зданием в форме буквы L. В прошлом вода в него поступала оригинальным способом из нижнего озера в парке. Давление воды было таким сильным, что она била струёй до второго этажа. Напротив обычных часов находятся солнечные.

Кухня Кобургов

Доминантой кухни замка является оригинальная медная посуда 18-го – 19-го веков, состоящая из горшков, кастрюль, крышек, поварёшек, котелков, противней и других посудин. Интересна их масса – некоторые весят аж 13 кг. Интересна также механическая точильная машина для столовых ножей.

Охотничья экспозиция

Организация охот на территории Словакии имеет глубокие традиции. Часть экспозиции в этом крыле замка показывает историю охотничьего промысла, стрелкового дела, сокольников, кинологии, рыболовства; на стенах – картины с тематикой охоты. Здесь же представлены помешённые в диорамах чучела зверей, которые являются типичными для территории Словакии: в смешанных лесах, в местах у воды, в низменностях и в высокогорной среде.

Ежегодно в замке и в его окрестностях проводятся общесловацкие Дни охотника – Дни святого Губерта – с богатой культурной программой.

Во время туристического сезона на внутреннем дворе замка устраиваются ночные спектакли штявницкой любительской драматической труппы. Вокруг замка прекрасный парк с озером.

Вид на замок Святой Антон. Главный вход.

Спальня в замке Святой Антон.

Вид на пруд в парке и на замок Святой Антон.
Август 2004 года.

Элеонора Буйнова и Левон Осепян в замке Святой Антон.

Елена Тамбовцева и Элеонора Буйноваа в замке Святой Антон.

Перевод со словацкого Элеоноры Буйновой. Литературная обработка текстов Елены Широковой и Левона Осепяна.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 04.01.13 16:17